Себестоимость продукции и методы её калькулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Одной из главных задач предприятий является занятие устойчивых позиций на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции, а также ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в калькуляции себестоимости. Калькулирование является основой цен.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
I Понятие себестоимости продукции (работ, услуг):
ее состав и виды………………………………………………………..4
II Методы калькулирования………………………………………….5
2.1.Особенности и сфера применения попроцессного метода калькулирования……………………………………………………....7
2.2. Характеристика попередельного метода калькулирования себестоимости продукции……………………………………………11
2.3. Характеристика системы позаказного метода калькулирования себестоимости…………………………………………………………16
2.4. Характеристика системы АВС - метода калькулирования себестоимости…………………………………………………………17
2.5. Калькулирование полной себестоимости…………………19

2.6.Калькулирование себестоимости по переменным
издержкам. Система «директ-костинг»………………………... ..20

2.7. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования…………………………………………………….....23


Заключение……………………………………………………………...26
III Практическая часть……………………………………………….....27
Список литературы…………………………………………………......34

Файлы: 1 файл

курсовая окончательно.doc

— 209.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Финансово-экономический факультет

кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

На тему: «Себестоимость продукции и методы её калькулирования».

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы БО-401

Григорьева Наталья

                                                                            Руководитель: к.э.н; доцент

Макина С.А.

                                         

                                                   

                                             Москва 2011.

                                               Содержание

Введение………………………………………………………………..3

I Понятие себестоимости продукции (работ, услуг):

ее состав и виды………………………………………………………..4

II Методы калькулирования………………………………………….5

2.1.Особенности и сфера применения попроцессного метода калькулирования……………………………………………………....7

         2.2. Характеристика попередельного метода калькулирования себестоимости продукции……………………………………………11

         2.3. Характеристика системы позаказного метода калькулирования себестоимости…………………………………………………………16

         2.4. Характеристика системы АВС - метода калькулирования себестоимости…………………………………………………………17

         2.5. Калькулирование полной себестоимости…………………19

 

         2.6.Калькулирование себестоимости по переменным

издержкам. Система «директ-костинг»………………………... ..20

 

         2.7. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования…………………………………………………….....23

 

 

Заключение……………………………………………………………...26

III Практическая часть……………………………………………….....27

Список литературы…………………………………………………......34

Приложение.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Одной из главных задач предприятий является занятие устойчивых позиций на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции, а также  ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в калькуляции себестоимости. Калькулирование  является основой цен.

Основной целью любого промышленного коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли, что не что иное, как разность между полученными средствами за отгруженную продукцию и затратами на их производство и продажу. Таким образом, затраты предприятия непосредственно влияют на формирование объема прибыли. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем более конкурентоспособно предприятие, доступней продукция для потребителя и тем ощутимей экономический эффект от ее продажи.

В настоящее время на коммерческих предприятиях особое внимание уделяется снижению и оптимизации затрат на производство и продажу. Это требует систематического контроля издержек производства. Для контроля издержек нужна информация о затратах по местам их использования, по видам продукции, по предприятию в целом.

        Целью курсовой работы является: охарактеризовать современные виды и методы калькулирования себестоимости продукции.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие  показателей себестоимости продукции (работ,  услуг) и её экономической сущности.

Рассмотреть методы калькулирования, его объект и методы.

     В заключение теоретической части сделать краткие выводы по всей работе.

I Понятие себестоимости продукции (работ, услуг):

ее состав и виды

      Совокупность производственных издержек по поводу их выпуска образует так называемый показатель  себестоимости. Себестоимость продукции включает прежде всего затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства.

     Себестоимость - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы  иметь полную картину о затратах. Однако для самого предприятия важна достоверная информация о структуре себестоимости – предприятие получает возможность влиять на нее, т. е.  управлять своими издержками. Именно такая информация должна формироваться в системе бухгалтерского управленческого учета.

       В зависимости от того, какие управленческие задачи решаются на предприятие, могут использоваться различные методы расчетов себестоимости:

           Цеховая - она включает в себя прямые затраты, т.е. затраты на основное производство (сч.20) и общепроизводственные расходы (сч.25) и характеризует затраты цеха на изготовление продукции определённого вида.

           Производственная – она состоит из цеховой себестоимости (сч.20 + сч.25) и общехозяйственных расходов (сч.26). Показывает затраты предприятия связанные с выпуском продукции определённого вида.

            Полная себестоимость -  производственная себестоимость, увеличенная на сумму сбытовых расходов (сч.44). Этот показатель объединяет общие затраты предприятия связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

Кроме того, различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость. Индивидуальная себестоимость свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции; среднеотраслевая – характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Существует плановая и фактическая себестоимость. В расчеты плановой себестоимости включаются максимально допустимые затраты предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. Фактическая себестоимость характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.

 

 

II Методы калькулирования.

          Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции или работ и всей реализованной продукции называется калькуляцией. Предпосылкой калькулирования является учет производственных издержек (производственный учет). Он первичен по отношению к калькулированию. На предприятии калькулирование организуется по следующим принципам.

     Научно обоснованная классификация затрат на производство.

В настоящее время вопросы классификации затрат решаются организациями самостоятельно с учетом отраслевых особенностей и целей управления.

     Определение объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.

Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и т.п.).

Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования могут не совпадают,  а могут и  совпадать. Определение объекта учета и объекта калькулирования тесно связано с отраслевой спецификой производства.

Выбор калькуляционной единицы зависит от особенностей производства и выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ). Существует множество калькуляционных единиц:

натуральные единицы (штуки, тонны, метры и т.д.);

условно-натуральные единицы (100 пар обуви определенного типа, тонна литья определенного вида и т. д.),

единицы времени (часы, машино-часы, человеко-дни);

единицы работы — одна тонна перевезенного груза. И т.д.

Из этого множества калькуляционных единиц для калькулирования используется один измеритель, который рассматривается как основной.

     Выбор метода распределения косвенных расходов.

     Он производится предприятием самостоятельно, записывается в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.

     Разграничение затрат по периодам.

      При этом необходимо руководствоваться принципом начисления. Сущность его состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные (понесенные) в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.

     Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям.

      Данный принцип нашел свое отражение в Законе РФ «О бухгалтерском учете» (ст. 8, п. 6) и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

 

     Выбор метода учета затрат и калькулирования.

            Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции – совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости  продукции и  отнесение издержек на единицу продукции.

Общепринятой классификации методов учета затрат и калькулирования пока не существует. Тем не менее, их можно сгруппировать по трем признакам:

1.     По объектам учета затрат,

2.     По полноте учитываемых затрат,

3.     По оперативности контроля учета за затратами.

По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный, позаказный методы, а также метод учета (калькулирования) затрат по функциям (АВС). С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.

   Классификация методов учета затрат и калькулирования см. Приложение №1.

2.1.Особенности и сфера применения попроцессного метода калькулирования

        Попроцессный метод калькулирования применяется в добывающих от­раслях промышленности (угольной, горнорудной, газовой, нефтяной, ле­созаготовительной и др.) и в энергетике. Кроме того, он может исполь­зоваться в перерабатывающих отраслях с простейшим технологическим циклом производства (например, в цементной промышленности, на предприятиях по производству асфальта,  мукомольной и др.)

Выпускаемая продукция (оказываемая услуга) является одновременно и объектом учета затрат, и объектом калькулирования. В зависимости от количества видов продукции, наличия запасов полуфабрикатов  и запасов готовой продукции применяют различные виды попроцессного метода калькулирования себестоимости продукции.

Метод   простого одноступенчатого  калькулирования.           

Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле

С = З / Х

где

С – себестоимость единицы продукции, руб.,

З – совокупные затраты за отчетный период, руб.,

Х – количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т. д.).

Метод простого двухступенчатого калькулирования.

Этот метод применяется при выпуске одного вида продукции, нет запасов полуфабрикатов, но имеются запасы готовой продукции. Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

1)    рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;

2)    сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный период  продукции;

3)    суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

             

Себестоимость продукции методом простого двухступенчатого калькулирования рассчитывается по формуле:

                                     С = (З1/Х1) + (З2/Х2)

где

      С – полная себестоимость единицы продукции, руб.;

       З1 – совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;

       З2 – управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;

Информация о работе Себестоимость продукции и методы её калькулирования