Проведение аудиторской проверки учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение порядка проведения аудиторской проверки учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучается сущность расходов и затрат, включаемых в себестоимость
продукции;
- исследуется бухгалтерский учет производственных затрат;
- рассматривается проверка правильности отнесения затрат на основное производство;
- анализируется проверка правильности учета и оценки незавершенного производства;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции – объект
проверки……………………………………………………………………………...5
Сущность расходов и затрат, включаемых в себестоимость продукции…...5
Бухгалтерский учет производственных затрат……………………………….6
2 Аудит затрат и калькулирование себестоимости продукции………………….14
2.1 Проверка правильности отнесения затрат на основное производство……...14
2.2 Проверка правильности учета и оценки незавершенного производства…...23
2.3 Проверка правильности учета и распределения
общепроизводственных, общехозяйственных расходов и затрат
вспомогательных производств…………………………………………………….25
2.4 Проверка учета коммерческих расходов и их распределения………………27
3 Аудит затрат и калькулирования себестоимости продукции
на ОАО «Невинномысский маслозавод»…………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...36
Приложения…………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Аудит - Ауд затрат и калькулирован себест прод.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

•   способа распределения  косвенных расходов;

•   правил оценки расходов непроизводственного характера;

•    правил оценки незавершенного производства.

Учет затрат начинается с регистрации первичных данных об издержках, связанных с осуществлением процессов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, в момент их возникновения списываются на основании первичных документов в дебет калькуляционных счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита соответствующих виду расхода счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т. д.).

На этом же этапе первичному учету подлежат косвенные расходы, отражаемые по дебету собирательно-распределительных  счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» (04 «Нематериальные активы»), 10 «Материалы», 70 «Расчеты по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и т. д.

После того как первичные  затраты собраны на счетах 20—29, осуществляется их повторное распределение и списание. Это касается косвенных расходов и затрат подразделений, занимающихся обслуживанием других подразделений.

Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» - в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства продавали продукцию, выполняли работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов расходы, отраженные в дебете счета 26 «Общехозяйственные расходы», в качестве условно-постоянных, могут списываться в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 90.2 «Себестоимость продаж»). Организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».

Часто организации занимаются одновременно несколькими видами деятельности (например, торговлей и производством). В этом случае руководству необходимо определить, каким образом следует использовать счета 26 «Общепроизводственные расходы» и 44 «Издержки обращения», а также распределять и списывать (полностью в отчетном периоде) расходы по управлению, имеющие отношение к обоим видам деятельности. Установленный в организации порядок учета и списания указанных расходов должен быть утвержден распорядительным документом по учетной политике.

Стоимость встречных  услуг вспомогательных производств  отражается в учете внутренней записью по дебету и кредиту счета 23 «Вспомогательные производства».

После списания затрат вспомогательных  производств по встречным услугам  суммы, учтенные по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», списываются с кредита данного счета в дебет счетов:

20 «Основное производство»  — при отпуске продукции (работ,  услуг) основному производству;

29 «Обслуживающие производства  и хозяйства» — при отпуске  продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам или хозяйствам;

90 «Продажи» — при  выполнении работ и услуг для сторонних организаций;

40 «Выпуск продукции  (работ, услуг)» — при использовании  этого счета для учета выпущенной  продукции, сданных работ, оказанных  услуг и др.

Суммы, собранные по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», относятся в дебет счетов по учету материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами, по учету затрат подразделений-потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами, и счета 90 «Продажи» (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Все операции по браку  подлежат отражению на специальном  синтетическом счете 28 «Брак в производстве». В дебет этого счета с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» относится себестоимость окончательного брака. Себестоимость исправимого брака на счет 28 «Брак в производстве» не относится, по дебету счета отражаются расходы по его исправлению. По кредиту счета 28 «Брак в производстве» отражаются суммы, относимые на уменьшение потерь от брака. При этом если отходы от брака можно использовать, они принимаются к учету на дебет счета 10 «Материалы». Если установлены виновники брака, то потери от брака относятся на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Потери от брака по вине поставщика некачественной продукции относятся в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76.2 «Расчеты по претензиям»), причем бухгалтерская запись выполняется только после признания поставщиками (подрядчиками) предъявленной претензии или вынесения решения арбитражным судом (судом общей юрисдикции). На данную величину в бухгалтерском учете производится запись по дебету счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» или 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 28 «Брак в производстве».

После того как на счете 20 «Основное производство» собраны все данные о затратах по всем объектам калькулирования, соответствующим данному виду производства, осуществляется расчет фактической производственной себестоимости сданной на склад готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, т. е. суммы, подлежащей списанию с кредита указанного счета.

Суммы фактической себестоимости  завершенной основным производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг могут списываться с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 43 «Готовая продукция», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 90 «Продажи» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Аудит затрат и  калькулирование себестоимости  продукции

 

 

2.1 Проверка правильности отнесения затрат на основное производство

 

При проверке необходимо установить.

1. Правильность классификации  затрат на производство продукции (работ).

Различают затраты:

• по экономической роли в процессе производства — основные и накладные;

•  по составу —  одноэлементные и комплексные;

• по способу включения  в себестоимость продукции —  прямые и косвенные;

• по отношению к объему производства — условно-переменные и условно-постоянные;

•  по периодичности  возникновения — текущие и  единовременные;

•   по участию в  процессе производства — производственные и коммерческие;

• по эффективности —  производственные и непроизводственные.

2. Правильность учета  затрат на производство продукции  по статьям калькуляции.

3. Правильность учета  и списания (распределения):

•  материальных затрат;

• затрат на оплату труда, резерва на отпуска, отчислений органам  социального страхования;

•   расходов на подготовку и освоение производства;

•  расходов по обслуживанию производства и управлению;

•   потерь от брака:

•  потерь от простоев;

•  потерь незавершенного производства;

• затрат на производство и калькулирование себестоимости  работ и услуг вспомогательных  производств;

• резервов предстоящих  расходов и платежей, расходов будущих  периодов.

4. Правильность ведения синтетического и аналитического учета на производство.

5. Соответствие записей  аналитического и синтетического  учетов по балансовым счетам 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 30 «Некапитальные работы» с записями в главной книге.

При проверке списания на себестоимость продукции материальных затрат следует обратить внимание на:

•  наличие утвержденных норм расхода, и расследуются ли факты  перерасхода;

•  списание материалов, не относящихся к производству конкретного вида продукции;

•  ведение учета  брака и куда списаны суммы  потерь от брака;

•   правильность оценки и списания возвратных отходов;

•  правильность списания на производство отклонений в стоимости материалов, учтенных на счете 16, и др.

Следует проверить составляющие элемента «прочие затраты» по следующим  направлениям.

1.  В приказе о  направлении в командировку должна быть указана цель.

2. При списании расходов  на подготовку кадров часто  отсутствует договор и лицензия  на право образовательной деятельности.

3.  При списании  представительских расходов должна  быть утвержденная смета на год, на конкретное мероприятие, план мероприятия, состав участников, оправдательные первичные документы.

4.  Правомерности включения  лимитируемых затрат в себестоимость продукции.

Для выявления нарушений  по поставленному перед аудитором  вопросу, необходимо проверить документы, свидетельствующие о проведенных хозяйственных операциях.

Расходы предприятия, включаемые в себестоимость продукции и  учитываемые по нормативу для  целей налогообложения, должны быть подтверждены первичными учетными документами, оформленными в соответствии с требованиями действующего законодательства. Общие правила к первичным документам сформулированы в ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете», который предусматривает возможность использования как унифицированных бланков, так и самостоятельно разрабатываемых форм первичных учетных документов.

Аудит представительских  расходов. Аудитор проверяет наличие  и правильность оформления первичных  учетных документов. Включение представительских расходов в себестоимость разрешается только при наличии первичных учетных документов, общие требования к которым содержатся в ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете».

Приказом Минфина России от 15 марта 2000 г. установлены дополнительные требования к оформлению расходов на представительство.

В первичных документах должны содержаться сведения о дате и месте встречи (приема), приглашенных лицах, конкретного назначения расходов (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, транспортное обеспечение, посещение культурно-зрелищных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации), величине расходов.

Организация вправе самостоятельно определять конкретный порядок расходования средств на представительство, систему их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Для отнесения на себестоимость представительских расходов не требуется утвержденная в установленном порядке смета, ранее являвшаяся обязательным документом.

Способ признания коммерческих расходов, частью которых являются расходы на представительство, должен быть закреплен в приказе об учетной политике, что позволит предприятию самостоятельно контролировать расходование средств на эти цели. Аудитор проверяет наличие установленного организацией порядка списания представительских расходов в приложениях к учетной политике.

Порядок расходования средств, сроки представления первичных  документов, список должностных лиц, имеющих отношение к расходам на представительство, должен быть оформлен в качестве приложения к приказу об учетной политике или в качестве отдельного распорядительного документа по предприятию.

В связи с тем что  закупки необходимых товаров  народного потребления и продуктов питания для презентации в представительских целях осуществляются подотчетным лицом в сети розничной торговли, НДС в первичных учетных документах обычно отсутствует.

Аудит расходов на прием  и обслуживание иностранных делегаций  и отдельных лиц. Предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, часто проводят презентации для иностранных партнеров, приглашая как отдельных лиц, так и целые делегации. Прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц также являются представительскими расходами, но требуют отдельного учета.

Нормативы представительских  расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных  лиц, установленные приказом Минфина  РФ от 31 декабря 1999 г., разработаны и  применяются только для органов исполнительной власти или предприятий, финансируемых из бюджета (в части исполнения сметы), и могут применяться как отвлеченный ориентир в коммерческой деятельности предприятий.

Информация о работе Проведение аудиторской проверки учета затрат и калькулирования себестоимости продукции