Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования – изучение порядка проведения аудиторской проверки учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучается сущность расходов и затрат, включаемых в себестоимость
продукции;
- исследуется бухгалтерский учет производственных затрат;
- рассматривается проверка правильности отнесения затрат на основное производство;
- анализируется проверка правильности учета и оценки незавершенного производства;
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции – объект
проверки……………………………………………………………………………...5
Сущность расходов и затрат, включаемых в себестоимость продукции…...5
Бухгалтерский учет производственных затрат……………………………….6
2 Аудит затрат и калькулирование себестоимости продукции………………….14
2.1 Проверка правильности отнесения затрат на основное производство……...14
2.2 Проверка правильности учета и оценки незавершенного производства…...23
2.3 Проверка правильности учета и распределения
общепроизводственных, общехозяйственных расходов и затрат
вспомогательных производств…………………………………………………….25
2.4 Проверка учета коммерческих расходов и их распределения………………27
3 Аудит затрат и калькулирования себестоимости продукции
на ОАО «Невинномысский маслозавод»…………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...36
Приложения…………………………………………………………………………38
Для отнесения на себестоимость расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц требуется, чтобы эти расходы были связаны с деятельностью предприятия (п. 1 приказа Минфина России от 15 марта 2000 г.). Участники встреч приглашаются для переговоров с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества.
Кроме того, представительскими являются расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации. Орган, коллегиально выполняющий функции управления предприятием, может называться по-разному: в акционерных обществах в соответствии со ст. 47 и 64 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» это совет директоров (наблюдательный совет); в обществах с ограниченной ответственностью в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» это также совет директоров (наблюдательный совет), которому передана часть функций по управлению и руководству обществом.
Участники совета, правления, дирекции могут быть не связаны с предприятием трудовыми отношениями и участвовать в управлении на правах собственника (акционера). Расходы по обеспечению их участия в заседании коллегиального органа управления (официальный прием, транспортное обеспечение, буфетное обслуживание, посещение культурно-зрелищных мероприятий и оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия) являются представительскими расходами.
В состав представительских
расходов по приему и обслуживанию
иностранных делегаций и
Если предприятие — как принимающая сторона оплачивает билеты и проживание приглашенных лиц, возникает необходимость удержания налога на доходы с физических лиц (с оплаченных предприятием и полученных ими материальных благ и услуг).
Типичные ошибки в
учете представительских
Соблюдение правил оформления первичной документации аудитор должен проверить уже на предварительном этапе планирования, чтобы оценить степень надежности системы внутреннего контроля организации-клиента. Неправильное оформление первичных документов приводит к тому, что их содержание не позволяет установить, какой характер носят операции — производственный или непроизводственный.
Например, в документах, подтверждающих проведение деловых встреч, следует указать состав делегации и круг обсуждавшихся вопросов, иначе нельзя будет установить, носили ли проводимые встречи производственный характер (необоснованные учетные записи).
Несвоевременное отражение хозяйственных операций происходит тогда, когда нарушается документооборот и несвоевременно представляются материальные и авансовые отчеты, табели учета использования рабочего времени, акты выполненных работ (услуг), акты приема-передачи векселей и др.
Отражение хозяйственных операций позднее установленных сроков приводит к занижению остатков по счетам учета материальных ценностей (товаров, материалов и других ценностей), а следовательно, к неправильному исчислению среднегодовой стоимости имущества при исчислении налога на рекламу.
Несвоевременное отражение расходов (по командировкам, за услуги, процентов по кредитам и займам) влечет за собой неточности в формировании финансового результата и соответственно налога на прибыль.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) допускается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных лиц, участники со стороны предприятия, величина расходов.
В противном случае становится проблематичным отнести затраты именно на себестоимость.
Аудит расходов на рекламу. Для правомерного включения расходов на рекламу в себестоимость продукции (работ, услуг) в организации должны быть в наличии первичные документы, которые подтверждают факт осуществления расходов.
Основным документом, регулирующим отношения между рекламодателем и рекламопроизводителем, является договор на оказание рекламных услуг, в котором должны быть обозначены объем выполняемых услуг, сроки их оказания, формы расчетов и другие условия.
В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г., при совершении операций по оказанию рекламных услуг рекламопроизводитель обязан составить на имя рекламодателя счет-фактуру. Согласно ст. 169 НК РФ этот документ является основанием для принятия к учету произведенных расходов, а также для принятия к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость.
Для учета стоимости услуг
Так, в соответствии с Налоговым кодексом затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.
Поскольку в соответствии со ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, то расходы на рекламу отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» только после фактического размещения рекламы, подтвержденного оправдательными документами, в суммах, указанных в этих документах. В этом случае первичными документами, подтверждающими факт оказания рекламных услуг, признаются: акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные, экземпляры печатных изданий с опубликованными рекламными сообщениями, справки о проведении теле-и радиопередач и т.п.
Расходы на рекламу, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» без налога на добавленную стоимость. Списание таких расходов в дебет счета 44 « Расходы на продажу» осуществляется на основе акта выполненных работ после размещения рекламы.
Аудит расходов на подготовку и переподготовку кадров. Подтверждением того, что программа подготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика, могут быть следующие документы:
• приказ руководителя организации о направлении работника на обучение;
• документы об образовании и (или) квалификации, полученные работником по завершении обучения;
• договор с учебным заведением;
• свидетельство о государственной аккредитации;
• банковские документы, свидетельствующие о зачисление денег на счет учебного заведения.
Аудит командировочных расходов. Со второго квартала 2001 г. введена новая форма командировочного удостоверения, утвержденная постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г.
Это удостоверение является документом,
который подтверждает время пребывания
работника в служебной
Постановлением Госкомстата России от 29 декабря 2000 г. № 136 утвержден ряд унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых следует особое внимание обратить на форму № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении». С 1 января 2001 г. данный первичный документ однозначно определяет как производственный характер всех командировок сотрудников организации, так и степень реализации командированным поставленных перед ним производственных задач. Для обоснования производственного характера командировок с 1 января 2001 г. необходимо оформление формы № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении», исходя из содержания которого и можно сделать вывод об отражении в учете командировочных затрат:
• в качестве текущих производственных расходов, если задание на командировку связано либо с заключением нового договора, либо с исполнением ранее заключенного;
• в качестве вложений во внеоборотные активы, если задание на командировку предусматривает приобретение объектов внеоборотных активов;
• в качестве покупной стоимости материалов, если задание на командировку предусматривает приобретение материалов;
• в качестве затрат, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, если задание или отчет командированного не содержит никакой связи с решением производственных вопросов организации.
Аудит расходов на компенсацию
за использование личного
Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Чек ККМ, выдаваемый АЗС, подтверждает только факт произведенных предприятием расходов по приобретению ГСМ, но по нему нельзя установить, расходовался ли приобретенный бензин, и если да, то в каком количестве, для целей производства или на какие-либо иные цели.
Основным первичным документом учета работы автомобиля является путевой лист, который является документом строгой отчетности. В частности, в нем указывается дата и цель поездки, показания спидометра, остатки горючего при выезде и возврате и другие реквизиты.
2.2 Проверка правильности учета и оценки незавершенного производства
В ходе проверки следует
проверить состояние учета
Аудитор проверяет правильность оценки и учета незавершенного производства.
1. Точность определения незавершенного производства: Продукция частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом.
К незавершенному производству относятся материалы, полуфабрикаты, находящиеся в производстве, при условии, что они уже подверглись обработке (раскрою, изменению и др.), а также детали, узлы и другие сборочные соединения.
В различных отраслях остатки незавершенного производства могут иметь разный удельный вес в стоимости затрат на производство; высокий удельный вес незавершенного производства в машиностроении, сельском хозяйстве, самолетостроении, кораблестроении.
2. Правильность проводимой инвентаризации незавершенного производства.
Целями инвентаризации являются:
• определение фактического наличия не законченных обработкой полуфабрикатов и продукции;
• выявление фактической комплектности незавершенного производства;
• проверка данных движения полуфабрикатов и деталей и общей суммы затрат по счету «Основное производство»;
• проверка правильности распределения суммы затрат по выдам продукции и уточнение себестоимости выпущенной продукции.
Инвентаризация должна проводиться перед составлением годового бухгалтерского отчета, а также периодически ежемесячно, ежеквартально.
3. Точность оценки
остатков незавершенного
• по фактической себестоимости применительно к оценке готовой продукции;
• по плановой нормативной себестоимости;
• в размере прямых затрат;
• сокращенной (без общехозяйственных расходов) себестоимости.
Оценка по фактической себестоимости, когда остатки оценивают по фактической себестоимости, используется в единичных (индивидуальных) производствах. До тех пор пока изделие не закончено, все затраты по его изготовлению относят к незавершенному производству.