Понятие, цель и задачи ревизии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

При существовании административно-командной экономики документальный контроль сводился лишь к проведению документальных ревизий хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, в том числе по заданию правоохранительных органов по делам о хозяйственных преступлениях. С переходом к рыночной экономике и уменьшением в ней доли государственной собственности, появился новый вид документального контроля - аудит, который, как и документальная

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 41.78 Кб (Скачать)

     В соответствии с классификацией, принятой уголовно-процессуальным кодексом, акт  ревизии как источник доказательств  належит к разряду «других  документов».

     С его помощью следователь устанавливает  фактические данные, которые важны  для дела, и использует их для  обоснования соответствующих обстоятельств. В связи с этим проведение ревизии по требованию следователя можно считать способом собирания доказательств.

     Материалы ревизии становятся источником судебных доказательств тогда, когда они  добавлены к уголовному делу, а  те или другие фактические данные, которые отображаются в них, приобретают  значение судебных доказательств лишь после того, как их устанавливает  следователь с помощью указанных  материалов и использует в процессе доказательства.

     Таким образом, доказательства собирает не ревизор, а следователь, получая материалы  ревизии и устанавливая с их помощью  соответствующие фактические данные. Вместе с тем, поскольку благодаря  ревизии собирают материалы и  устанавливают фактические данные, которые могут иметь значения для судебных доказательств, то осуществления ревизии на требование следователя есть один из способов, который применяется следователем для получения доказательств. Итак, средством собирания доказательств есть не само проведения ревизий, не действия ревизора, а деятельность следователя, которая побуждает к проведению ревизии и появление в деле соответствующего документа -- источника доказательств (инвентаризационного описания, сравнительной ведомости и т.п.).

     К способам фактической проверки, которые  могут применяться во время проведения ревизий, принадлежат:

     – обзор;

     – обследование;

     – инвентаризация;

     – обмер выполненных работ;

     – контрольный запуск сырья и материалов в производство (эксперимент);

     – анализ сырья, материалов и продукции;

     – получения объяснений и справок.

     Вышеупомянутые  способы проверок применяются во время ревизий в объединении  и взаимосвязи, как между собою, так и с разными способами документальной проверки.

     Анализ  документов может осуществляться к  моменту фактической проверки, в  процессе ее проведения или позднее. Независимо от этого целью фактической  проверки есть выяснение достоверности данных документов.

     Во  время ревизий, которые проводятся по требованию следственных органов, следователь определяет их задачи, помогает ревизору в выборе наиболее рациональных приемов и способов, принимает меры, которые обеспечивают выявление действительного состояния ценностей, а также сохранение документов, проведения внезапных инвентаризаций и т.п..

     Во  время проведения ревизии по требованию следственных органов или при установлении фактов, которые указывают на наличие злоупотреблений и краж, ревизор должен поставить следователя в известность о выявленных нарушениях и вместе с ним решить вопрос о порядке получения объяснений. В случае необходимости он консультирует следователя по вопросам, связанных с порядком оформления бухгалтерских, транспортных и других документов на получение сырья, материалов, товаров, их перемещения, отпуск и т.п..

     Однако  ревизор, который проводил ревизию  сохранения материальных ценностей  по инициативе вышестоящих органов, вступает в отношения с следственными органами после ее окончания и составления акта, если установлены недостатки, злоупотребления или кражи. Акты ревизии в этих случаях передают следственным органам, которые проверяют изложенные в них факты и, если есть основания, возбуждают уголовное дело, ведут расследование, с помощью которого иногда выявляют обстоятельства, которые противоречат данным ревизии и требуют вспомогательной документальной проверки.

     В ревизионной практике случаются  случаи, когда в начале или в  процессе ревизии выявляют факты, которые  свидетельствуют о наличии краж или злоупотреблений. Однако из-за отсутствия четкой установки ревизоры сообщают об этом в следственные органы лишь в конце ревизии. За это время преступники могут утаить следы преступлений. Установив такие факты, ревизоры должны немедленно письменно или устно уведомить о них следственные органы, не ожидая окончания ревизии.

     Если  ревизия проводилась под инициативой вышестоящих органов и материалы по ней направляются в следственные органы и на их основании поднимается уголовное дело, ревизор обязан подробно ознакомить следователя с проведенной работой и применяемыми во время ревизии способами с тем, чтобы можно было выяснить, не допустил ли ревизор ошибки.

     Если у следователя возникнут вопросы, которые требуют вспомогательных проверок в ревизованном хозяйстве и встречных проверок на других предприятиях, желательно, чтобы они проводились тем самым ревизором. Конечно, такие ревизии могут осуществляться в процессе расследования и судебного разбирательства криминальных и гражданских дел о недостатках, краже, должностных и хозяйственных преступлениях или в тех самых случаях, когда правоохранительным органам следует удостовериться, обеспечено ли сохранение имущества на конкретном предприятии. Требование о необходимости проведения ревизии излагают в постановлении прокуратуры, следователя, дознавателя или в постановлении суда. Такие ревизии осуществляют вышестоящие организации или другие органы, которым предоставлено право их проведения.

     Причем  правоохранительные органы требуют  проведения ревизий только в тех  случаях, когда к ним поступает  информация о бесхозяйственности, растрате, краже или когда необходимо получить данные о движении товарно-материальных ценностей или денежных средств, восстановить количественно-суммовой учет движения ценностей и денежных средств, провести инвентаризации, контрольные  обмеры объемов выполненных строительно-монтажных  работ и прочие исследования и  фактические проверки.

     Основной  целью ревизии есть проверка полноты  оприходования и обоснованности списания в расход товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и  своевременности проведения инвентаризаций.

     В случае возникновения необходимости  относительно проведения ревизии принимается  постановление, в котором раскрываются обстоятельства, которые обуславливают  необходимость ее проведения, намечаются объекты выполняемых работ, период ревизии, вопрос, которые подлежат исследованию.

     Причем  необходимо уточнить, какие конкретно вопросы следует выяснить. Однако не всегда есть возможность предусмотреть обстоятельства, которые подлежат выяснению, не всегда качественно можно сформулировать задачи ревизорам.

     После получения постановления прокуратуры  или постановления суда руководитель ревизующей организации должен принять  неотложные меры для немедленного проведения ревизии в определенные сроки.

     В отдельных случаях руководители вышестоящих организаций, в которых  нет контрольно-ревизионного аппарата, после получения документа с  требованием провести ревизию иногда назначают комиссию по некомпетентным работникам и поручают ей выполнение поставленной задачи.

     В таких случаях могут быть допущены ошибки, которые обуславливают необходимость  назначения вспомогательных и повторных  ревизий. Ревизии по требованию судейско-следственных органов должны проводить только ревизоры-специалисты, которые имеют соответствующий практический опыт и хорошо владеют методикой их проведения.

     Срок  проведения ревизии не должен превышать  одного месяца, поскольку промедления  с расследованием уменьшает актуальность и вероятность полного выявления  всех злоупотреблений.

     Подготовка  к проведению ревизии по требованию следственных органов кое-чем отличается от обычной. Здесь отпадает необходимость составлять программу ревизии, ее заменяет постановление следователя или постановление суда, где конкретно указывается, что, где и как надо проверить. В этом случае больше времени следует выделить для изучения литературы и нормативных документов, которые регламентируют деятельность контролируемых участков. Последние должны быть проверены очень тщательно и глубоко, так как даже незначительный недосмотр, огрех могут стать причиной для назначения вспомогательных и повторных ревизий.

     В процессе осуществления ревизии  ее участники должны поддерживать постоянную связь с работниками правоохранительных органов, которые назначили ревизию. Такое сотрудничество дает возможность более рационально организовать ее проведение и в случае необходимости своевременно изменить или уточнить отдельные вопросы, которые подлежат проверке.

     Одним из важных задач является обеспечения полного сохранения документов, которые подлежат проверке. С этой целью ревизорам для проверки документов выделяют отдельное изолированное помещение, которое находится близ охраны, или где проведена сигнализация. Документы должны сохраняться в закрытом виде в сейфах. Выносить документы за границы помещения не разрешается.

     Если  такую охрану документов обеспечить на предприятии невозможно, то они  могут быть изъяты и ревизия будет проводиться в помещении правоохранительных органов. Такое изъятие документов осуществляет представитель правоохранительных органов по ходатайством руководителя бригады ревизоров.

     Ревизия может проводиться с участием материально ответственных лиц  или других должностных лиц. Ревизоры поддерживают тесную связь с коллективом  предприятия.

     Каждый  работник предприятия должен знать, что осуществляется ревизия их хозяйства  и что он может обратиться к  ревизорам с разными вопросами, которые его интересуют. С этой целью в производственных подразделениях предприятия вывешиваются объявления о проведение ревизии с указанием начала, окончания, места работы ревизоров и просьбой обращаться к ревизорам в случае необходимости.

     Ревизия хозяйственных операций проводится сплошным способом, так как выборочный ее характер может привести к искривлению  результатов ревизии.

     Если  установлены факты не оприходования  денежных средств или материальных ценностей или необоснованного  списания последних, это свидетельствует  о заброшенности и запутанности учета. Ревизию таких объектов проводят одновременно с восстановлением учета. Если первичные документы являются испорченными, учет восстанавливается путем составления ведомостей или справок о приходе, расходе, остатках денежных средств и товарно-материальных ценностей.

     В случаях составления полностью  или частично бестоварных или  безденежных документов употребляются  мероприятия по восстановлению правдивых  данных этих документов с последующим  составлением ведомостей и справок  с использованием встречных проверок.

     Во  время выявления безденежных  и бестоварных документов и других несоответствий целесообразно, по возможности, сделать копии с документов, данные которых полностью или частично не совпадают, и получить справку  о характере и объемах отображенных в них хозяйственных операций.

     При этом выявляют факторы хозяйственных  преступлений, размеры материального  вреда и вместе с тем недостатки учета, отчетности и внутрихозяйственного контроля, которые оказывали содействие нарушениям. В таком случае ревизорам  следует выявлять только те недостатки учета и контроля и лишь на тех  участках объекта контроля, на которые  имели место злоупотребления  и которые непосредственно касались правонарушений.

     Материалы ревизии руководитель ревизующей организации  направляет в адрес правоохранительных органов вместе с сопроводительным письмом, где излагается суть выявленных нарушений, отмечаются фамилии лиц, которые допустили нарушения  или злоупотребление.

     Ревизия играет важную роль в деятельности аппаратов Государственной службы по борьбе с экономической преступностью и следствия. Здесь ревизия выступает как одно из эффективных средств изобличения разворовываний и других корыстных преступлений, которые имеют место в разных областях экономики и которые отображаются в первичных документах и записях в регистрах бухгалтерского финансового и управленческого учета.

     Материалы ревизий, которые передаются в органы дознания и предыдущего следствия, неоднократно служили основанием для  нарушения уголовных дел относительно разворовывания денежных средств или  товарно-материальных ценностей предприятий. Ревизия является не только основанием для подтверждения фактов разворовываний, недостатков, растрат и других злоупотреблений, она также оказывает содействие выявлению новых случаев совершения преступлений и их непосредственных участников.

     Подавляющее большинство преступлений связанно с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, а потому работники правоохранительных органов обязаны профессионально подготовить осуществление ревизии для обеспечения ее качества и достижения поставленной цели.

     УПК предусмотрено право лица, которое проводит дознание, следователя, прокурора требовать от органов контрольно-ревизионного аппарата государства, субъектов предпринимательской деятельности проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Требование органа дознания или следователя вызовет процессуальные отношения между дознавателем и следователем, с одной стороны, и должностным лицом, которое назначает ревизию, с второй. Должностное лицо на основании приказа или распоряжения назначает ревизию и обеспечивает ее качественное проведение и подает следователю или дознавателю акт документальной ревизии.

Информация о работе Понятие, цель и задачи ревизии