Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических особенностей формирования Плана счетов и его роли, как на уровне нормативного акта, так и на уровне внутреннего рабочего документа для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Имидж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы и сформулировать перспективы адаптации отечественного Плана счетов к международным стандартам учета и отчетности;
- дать понятие и определить назначение Плана счетов в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- рассмотреть группировку счетов и дать им характеристику по разделам в соответствии с экономическим содержанием, а также по назначению и структуре;
- изучить особенности формирования рабочего плана счетов организации;
- изучить зарубежную практику формирования Плана счетов.
Введение 6
1 Теоретические аспекты формирования плана счетов в 9
отечественной практике
1.1 Понятие и назначение Плана счетов в финансово- 9
хозяйственной деятельности организации
1.2 Проблемы адаптации отечественного Плана счетов 13
к международным стандартам учета и отчетности
1.3 Зарубежная практика формирования плана счетов 18
2 Структура, содержание плана счетов и его роль в организации 25
учета ООО «Имидж»
2.1 Группировка счетов по разделам в соответствии с экономическим 25
содержанием
2.2 Группировка счетов по назначению и структуре 30
2.3 Совершенствование плана счетов бухгалтерского учета 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 44
- практическое удобство работы с планом счетов;
- преемственность в построении плана счетов.
В таблице 1.1. обобщены принципы, положенные в основу отечественного плана счетов.
Таблица 1.1. - Принципы, положенные в основу отечественного плана
счетов
Параметр, характеризующий план счетов | Подход, принятый для построения плана счетов |
1 | 2 |
Универсальность применения в народном хозяйстве | Единый для всех отраслей и видов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм (кроме банков и иных кредитных организаций, учреждений, состоящих на государственном бюджете) |
Возможность и механизм регулирования состава синтетических счетов в рамках учетной политики | Унифицированные счета - счета финансовой бухгалтерии. Являются обязательными и применяются всеми организациями без изменений. При необходимости организация может по согласованию с Минфином России вводить дополнительные счета. Индивидуальные счета - счета управленческой (производственной) бухгалтерии. Являются типовыми. Организация исходя из специфики деятельности самостоятельно выбирает те, которые необходимы для осуществления внутреннего управления и контроля |
Регулирование состава и содержания аналитических счетов | Субсчета - рекомендованная номенклатура. Выбор осуществляет организация самостоятельно исходя из потребностей управления, контроля и анализа. Аналитические счета - возможные критерии выделения счетов. Разработка системы аналитических счетов осуществляется организацией. |
Структура плана счетов | Иерархическая (синтетический счет - субсчета - аналитические счета). |
Признаки выбора счетов в план счетов | Счета, выделенные исходя из функционального назначения и натурально-вещественной формы элементов кругооборота средств. Счета для группировки свершившихся фактов хозяйственной жизни. |
Окончание таблицы 1.1
1 | 2 |
Критерии разграничения счетов синтетического и аналитического уровней | Единица текущего учета в синтетическом разрезе - такая ступень классификации, которая определяет экономически однородные элементы кругооборота средств, имеющие одинаковое функциональное назначение. Синтетические счета представляют верхний предел обобщения информации о фактах хозяйственной жизни; дальнейшее, обобщение несущественно для целей текущего учета и относится к балансовому обобщению. Единица текущего учета в аналитическом разрезе - такая ступень классификации, которая определяет одинаковую натурально-вещественную форму объектов, включая их качественные характеристики. Аналитические счета представляют низший предел обобщения информации о фактах хозяйственной жизни, выход за который означает переход из бухгалтерского в оперативно-технический учет. |
Основные формальные критерии построения плана счетов | Единство критериев выделения счетов. Однородность и разграниченность счетов. Равнообъёмность счетов одного уровня. Наличие резервных позиций каждого уровня. |
Факторы, определяющие количество синтетических счетов | Содержание реального процесса хозяйственной деятельности. Удобство пользования планом счетов. |
Длина кодового обозначения синтетических счетов | Два знака |
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета).
Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.
Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов, - она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы.
Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми, и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.).
Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Разделы расположены в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте: разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I «Внеоборотные активы», раздел II «Производственные запасы»), затем разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III—VI).
Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легкореализуемому. В последующих разделах (VII, VIII) отражены капитал и финансовые результаты организации.
1.2 Проблемы адаптации отечественного Плана счетов к международным стандартам учета и отчетности
Ценность бухгалтерской информации, возможность ее использования в процессе управления деятельностью хозяйствующего субъекта, ее анализа и контроля со стороны внутренних и внешних пользователей постоянно увеличивается и углубляется.
Из общей теории бухгалтерского учета известно, что в порядке текущего учета баланс разделяется на отдельные составные части, каждая из которых представляет собой счет (синтетический, аналитический). Отсюда следует, что строение баланса предполагает построение соответствующего плана счетов.
Исторический опыт нашей страны в двадцатые годы показывает, что построению плана счетов бухгалтерского учета предшествовала большая работа по построению содержания бухгалтерского баланса, что нашло отражение в решениях Всероссийского съезда главных бухгалтеров (1922 г.), Всесоюзного съезда бухгалтеров (1925 г.). Только после этой большой работы был подготовлен первый в нашей стране план счетов бухгалтерского учета (1928 г.).
В начале девяностых годов этот порядок был нарушен, сначала был подготовлен план счетов бухгалтерского учета (1991 г.), а затем уже началось реформирование бухгалтерского баланса (1993 - 1994 г.г.).
Поэтому особенно оправданно в этих условиях выступает программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Частью указанной программы и ее реализации является утверждение Министерством финансов Российской Федерации приказом от 31 октября 2000 г. №. 94н Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (далее - План счетов). Изменения и нововведения в российском бухгалтерском учете продиктованы не только внутренней логикой развития рыночных отношений в стране, но и необходимостью налаживания взаимосвязей с иностранными партнерами, объективной потребностью интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Введение нового Плана счетов позволило сблизить границы требований к содержанию бухгалтерской информации между системами отечественного Международного бухгалтерского учета и отчетности и повысить роль достоверной бухгалтерской информации как фактора принятия оптимальных управленческих решений, полезности данной информации.
Реформа бухгалтерского учета невозможна без серьезных корректив в законодательстве, прежде всего в налоговом и гражданском. Российский бухгалтерский учет традиционно ориентирован на налоговое законодательство и возникает проблема необходимости ведения учета одновременно для налоговых органов и для целей финансового рынка, не говоря о том, что из-за несовершенства нашего налогового законодательства практически все предприятия ведут так называемую «черную» бухгалтерию. Это лишний раз доказывает, что реформирование системы бухгалтерского учета должно осуществляться в комплексе с соответствующими изменениями в смежных отраслях законодательства.
Переход на МСФО в России осуществлялся в рамках Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004-2010), утвержденной Приказом Минфина от 1 июля 2004 г. №180. Предполагается, что движение к международным стандартам будет поэтапным и займет несколько лет.
Российские кредитные организации перешли на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО уже с 1 января 2004 г., при этом отчетность составляется на основе бухгалтерской отчетности, составленной по российскому законодательству, с применением метода трансформации. Многие российские компании стремятся уже сейчас предоставлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО для того, чтобы получать доступ к международным рынкам капитала, а также для того, чтобы иметь объективную оценку своего бизнеса. Тем не менее, очевидно, что работа по переходу на МСФО еще далека от своего завершения.
Изменения в Плане счетов стали результатом обобщения опыта бухгалтерской работы российских организаций в условиях рыночной экономики и обусловлены выходом положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и такими нормативными актами Минфина России, как ПБУ 9/99 «Доходы организаций», 10/99 «Расходы организаций», 11/08 «Информация о связанных сторонах», 12/00 «Информация по сегментам», 13/00 «Учет государственной помощи», 14/07 «Учет нематериальных активов» и др.
Для более глубокого отражения изменений, вызванных введением нового Плана счетов, и составления конкретных корреспонденции счетов бухгалтерского учета был открыт ряд субсчетов, которые при необходимости может применить организация к конкретным синтетическим счетам. При этом в основу положены нормы, согласно которым организация может уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета исходя из требований управления организацией, целей анализа, контроля и отчетности.
Как известно, одной из острейших для бухгалтерии остается проблема получения документов от работников, которые совершают эти хозяйственные операции. На них возложена обязанность составления документов, необходимых для бухгалтерского учета и контроля. Поэтому должна быть предусмотрена их ответственность за некачественное оформление, задержку передачи в бухгалтерию, недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции.
В целом можно сказать, что корреспонденция счетов, не подкрепленная документально, становится виртуальной реальностью. Акцент на этой связи, как нам представляется, будет способствовать формированию целостного подхода к организации учета и документооборота в организациях. Иначе говоря, связь между корреспонденцией счетов и первичными документами отмечена в целях повышения качества учета на практике.
Информация о работе План счетов и его роль в организации учета