Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 23:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических особенностей формирования Плана счетов и его роли, как на уровне нормативного акта, так и на уровне внутреннего рабочего документа для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Имидж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы и сформулировать перспективы адаптации отечественного Плана счетов к международным стандартам учета и отчетности;
- дать понятие и определить назначение Плана счетов в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- рассмотреть группировку счетов и дать им характеристику по разделам в соответствии с экономическим содержанием, а также по назначению и структуре;
- изучить особенности формирования рабочего плана счетов организации;
- изучить зарубежную практику формирования Плана счетов.
Введение 6
1 Теоретические аспекты формирования плана счетов в 9
отечественной практике
1.1 Понятие и назначение Плана счетов в финансово- 9
хозяйственной деятельности организации
1.2 Проблемы адаптации отечественного Плана счетов 13
к международным стандартам учета и отчетности
1.3 Зарубежная практика формирования плана счетов 18
2 Структура, содержание плана счетов и его роль в организации 25
учета ООО «Имидж»
2.1 Группировка счетов по разделам в соответствии с экономическим 25
содержанием
2.2 Группировка счетов по назначению и структуре 30
2.3 Совершенствование плана счетов бухгалтерского учета 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 44
Ведь именно первичные документы отражают экономически оправданные затраты организации. Задача применения правильно оформленного первичного документа стала еще более актуальной.
Как известно, постановлением Госкомстата России и Минфина России от 29 мая, 18 июня 1998 г. №№ 57а, 27н «Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации» установлено, что с 1 января 1999 г. хозяйственные операции, по которым утверждены унифицированные формы первичных учетных документов, могут быть приняты к учету, если они оформлены унифицированными формами, утвержденными Госкомстатом России по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Однако бухгалтер каждой организации сталкивается с ситуацией, когда совершаются операции, оформленные документами, не имеющими типовой формы. В таком случае форма документа, создаваемого организацией, должна быть утверждена в приложении к учетной политике. Такой документ должен содержать всю совокупность обязательных реквизитов. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что обязательными реквизитами являются: наименование организации, наименование документа, его номер, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное и денежное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию.
Для тех операций, которые оформляются унифицированными формами первичных учетных документов, авторы сделали ссылки на типовые формы, для остальных - указали первичные документы, обычно применяемые в деловом обороте. Круг этих документов может быть расширен и уточнен бухгалтерией при разработке документооборота организации.
Для некоторых хозяйственных операций предусмотрено несколько форм документов, различие которых позволяет точнее зафиксировать варианты исполнения таких операций, в частности документы, которыми оформляются операции по приобретению материальных ценностей (счета 10, 15, 41, 60). В целях экономии места последние объединены в группы, которые обобщенно обозначены как «накладные разных видов» или «перевозочные документы».
В связи с выходом дополнений в План счетов в виде счетов, регламентирующих отражение в учете особенностей страховых организаций, в таблице отражены и эти счета.
Так как хозяйственные операции совершаются не порознь, а во взаимосвязи, корреспондирующие счета сгруппированы по нескольким критериям и признакам как достаточно устойчивые совокупности записей по учету:
- отдельных хозяйственных процессов. В частности, выделены учетные операции по приобретению сырья и материалов с использованием счетов 10, 15 и 16, покупке-продаже иностранной валюты, приобретению основных средств;
- видов деятельности.
С 1 января 2001 г. введен в действие план счетов бухгалтерского учета. Это еще один шаг в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, принятой Правительством Российской Федерации.
Среди основных факторов, предопределивших проведение пересмотра плана счетов:
- упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве;
- развитие методики бухгалтерского учета;
- активная работа по гармонизации российских правил бухгалтерского
учета с международно-признанной бухгалтерской практикой.
С упрочением рыночных отношений в экономике России предъявляют все новые требования к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов.
В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения
полезности результатной информации бухгалтерского учета, что с точки зрения заинтересованных пользователей (инвесторов, заимодавцев (кредиторов), менеджеров и др.) выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах ее деятельности. В первую очередь это затрагивает систему бухгалтерской отчетности. Однако для решения новых задач, встающих перед отчетностью, требуется рационализация порядка систематизации и накапливания информации, то есть совершенствование процесса отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета.
Таким образом, изменение системы счетного плана должно обеспечить:
- более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации;
- рационализацию порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни;
- значительное снижение затрат на формирование отчетной финансовой информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
1.3 Зарубежная практика формирования плана счетов
В настоящее время в странах с открытой экономикой в плане счетов предусмотрено три группы (категории) счетов:
- балансовые счета;
- счета «затраты - выпуск - результаты»;
- счета управленческой, маржинальной, аналитической и вспомогательной бухгалтерий.
Разделение бухгалтерии отечественных предприятий на управленческую (производственную) и финансовую приведет к необходимости введения в действующий план счетов таких счетов, на которых обобщалась бы информация по центрам издержек, центрам ответственности и пр. Так появится возможность увязать эту информацию с системой национального счетоводства, на базе которой органы Госкомстата РФ планируют исчислять валовой общественный продукт по методике ООН.
В управленческой бухгалтерии определяющими будут операционные счета, а в финансовой - балансовые. Более полное применение получат отражающие счета, через систему которых будет обеспечена взаимосвязь в обмене информацией между управленческой и финансовой бухгалтериями.
Как отмечалось, несмотря на предписания директив ЕС, обязывающие применять типовой план счетов, такие планы используются не во всех европейских странах, не говоря уже о других континентах.
Наиболее полным, охватывающим как финансовую, так и управленческую бухгалтерию, представляется общенациональный план счетов Франции. Он построен на десятичной системе классификации.
Номера основных счетов состоят из двух цифр, первая из которых означает класс, вторая - порядковый номер счета в соответствующем классе. Номера субсчетов первого порядка представлены тремя цифрами, субсчетов второго порядка - четырьмя, аналитических счетов - пятью и большим числом цифр. Последняя цифра показывает номер соответствующего счета, субсчета и аналитического счета. Все счета делятся на 10 групп, каждая группа - на 10 подгрупп и т.д. При этом обычно из 10 групп счетов выделяют 2-3 группы для счетов, предназначенных только для управленческого учета.
Децимальный принцип позволяет самым мелким предприятиям обходиться числом счетов до 10, средним предприятиям — до 100, крупным предприятиям - до 1000. Общая система их построения обеспечивает
сопоставимость данных и легкость их агрегирования.
Экономическая взаимосвязь типов бухгалтерии и классов плана счетов показана в табл. 1.2.
Таблица 1.2 - Типы бухгалтерии во взаимосвязи с классами плана счетов
Типы бухгалтерии предприятия | Номер и наименование класса счета | Назначение класса счета |
Общая финансовая бухгалтерия | 1 .«Счета капитала» 2.«Счета основных средств, нематериальных и финансовых активов 3.«Счета запасов и незавершенного производства» 4. «Счета расчетов» 5.«Финансовые счета» | Синтетические счета, составление баланса и определение прибыли (убытков) по изменению чистых активов |
6. «Счета затрат по элементам» 7. «Счета доходов по видам» | Счета затрат выпуска | |
8. «Счета аналитической эксплуатации» | Определение финансовых результатов по вилам деятельности | |
Аналитическая (управленческая) бухгалтерия | 9. «Счета аналитической эксплуатации» | Определение себестоимости и результатов по центрам ответственности |
Забалансовые | 10.«Синтетические счета» | Учет полученных и выданных обязательств |
Класс 1 «Счета капитала» (10-18) включает девять счетов, на которых отражаются:
- капитал и резервы;
- субсидии;
- регламентируемые резервы;
- резервы по риску и затратам;
- ссуды и приравненная к ним кредиторская задолженность долгосрочного и среднесрочного характера;
- участие в других предприятиях; внутрифирменные расчеты.
Поскольку капитал является, как правило, групповой собственностью, субсчета предназначены для учета акционерного капитала, учредительной прибыли, фонда дотаций и др.
Субсчета второго порядка используются для учета уставного капитала, а также капитала, мобилизованного компанией (стоимость акций и облигаций, по которым проведена подписка), и, наконец, для учета оплаченного капитала.
Класс 2 «Счета основных средств, нематериальных и финансовых активов» (20-29) объединяет 10 счетов, предназначенных для учета стоимости создания фирмы, основных средств, неосязаемых активов, незавершенного строительства, износа основных средств, ценных бумаг и т.д. В этом же классе отражают резервы на обесценение основных средств.
Класс 3 «Счета запасов и незавершенного производства» (30-39) включает 10 счетов, на которых учитывают остатки товаров, сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары, а также материалы в пути.
В соответствии с методом «затраты выпуск» на счетах этого класса стоимость приобретения материальных ресурсов не отражают, поскольку такой учет ведется по счетам класса 6.
Класс 4 «Счета расчетов» (40-49) объединяет 10 счетов, используемых для учета расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом предприятия, профсоюзом и другими организациями по специальному страхованию, государством, дочерними предприятиями, разными дебиторами и кредиторами. В него входят также счета резервов на обесценение средств в расчетах.
Класс 5 «Финансовые счета» (50-59) состоит из счетов по учету денежных средств и финансовых обязательств, а также резервов на обесценение ценных бумаг, которые приобретены фирмой с надеждой получать прибыль в течение года.
Счета классов 1-5 предназначены для составления баланса компании. Соизмерение итогов остатков активных и пассивных счетов позволяет определить финансовый результат (прибыль или убыток).
Класс 6 «Счета затрат по элементам» (60-69) включает 10 счетов, каждый из которых отражает один из элементов затрат:
- на приобретение и заготовление материалов;
- услуги со стороны;
- прочие услуги со стороны;
- налоги, таксы и приравненные к ним платежи;
- затраты на содержание персонала;
- текущее управление;
- финансовые затраты;
- чрезвычайные затраты;
- амортизацию и резервы;
- участие рабочих в прибылях.
Класс 7 «Счета доходов по видам» (70-79) объединяет 10 счетов, на которых учитывают выручку от реализации, финансовые поступления, субсидии.
Первые шесть счетов этого класса предназначены для учета доходов от текущей эксплуатационной деятельности:
- выручки от реализации товаров;
- готовой продукции, работ и услуг;
- отходов;
- тары;
- скидок, предоставленных компанией покупателям.
Основной особенностью счетов этого раздела является то, что отражаемые доходы относятся к эксплуатационной деятельности и поступают в течение текущего финансового года.
Доходы, полученные по облигациям, акциям, бонам и другим видам финансового участия, проценты по финансовым вложениям и иные финансовые доходы отражают на одноименном счете 76.
Поступления по операциям продолжительностью от двух до пяти лет, а также выручка от реализации основных средств, финансовых активов учитываются на счете 77 «Чрезвычайные доходы».
В соответствии с методом «затраты — выпуск» финансовый результат (прибыль, убыток) определяют как разность между доходами и затратами по данным счетов классов 6 и 7 и отражают по классу 8 «Счета результатов». Полученный результат должен равняться изменению собственного капитала компании за отчетный период по данным счетов классов 1-5. Это равенство нарушается в том случае, если в течение года были поступления новых капиталов, распределение или использование части чистого актива, переоценка статей активов и пассивов компании. Об этом указывают в приложении к годовой отчетности.
Результат определяется по трем видам деятельности: текущей (эксплуатационной), финансовой и чрезвычайной. Для этого по методу «затраты - выпуск» следует учитывать изменение остатков сырья, материалов, товаров, готовой продукции, незавершенного производства и отражать их на счете прибылей и убытков.
Этим методом исчисляют финансовый результат без калькулирования себестоимости.
Полученный результат (прибыль, убыток) соизмеряется с результатом, определенным по данным счетов классов 1-5, что усиливает контрольные функции бухгалтерского учета.
По классу 9 «Счета аналитической эксплуатации» группируются основные счета, субсчета первого и второго порядка, информация которых предназначена для принятия управленческих решений и разработки перспективных направлений развития компании.
В управленческой бухгалтерии используют счета:
- отражающие (90);
- предварительной перегруппировки затрат и выручки от реализации (91);
- центров анализа (ответственности) (92);
Информация о работе План счетов и его роль в организации учета