План счетов и его роль в организации учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методологических особенностей формирования Плана счетов и его роли, как на уровне нормативного акта, так и на уровне внутреннего рабочего документа для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Имидж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить проблемы и сформулировать перспективы адаптации отечественного Плана счетов к международным стандартам учета и отчетности;
- дать понятие и определить назначение Плана счетов в финансово-хозяйственной деятельности организации;
- рассмотреть группировку счетов и дать им характеристику по разделам в соответствии с экономическим содержанием, а также по назначению и структуре;
- изучить особенности формирования рабочего плана счетов организации;
- изучить зарубежную практику формирования Плана счетов.

Оглавление

Введение 6
1 Теоретические аспекты формирования плана счетов в 9
отечественной практике
1.1 Понятие и назначение Плана счетов в финансово- 9
хозяйственной деятельности организации
1.2 Проблемы адаптации отечественного Плана счетов 13
к международным стандартам учета и отчетности
1.3 Зарубежная практика формирования плана счетов 18
2 Структура, содержание плана счетов и его роль в организации 25
учета ООО «Имидж»
2.1 Группировка счетов по разделам в соответствии с экономическим 25
содержанием
2.2 Группировка счетов по назначению и структуре 30
2.3 Совершенствование плана счетов бухгалтерского учета 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 44

Файлы: 1 файл

курсовая БФО.doc

— 411.00 Кб (Скачать)

Контрпасивные счета предназначены для учета сумм, на которые уменьшается остаток основного счета, который стоит в пассиве баланса, а сами являются активными счетами. Примером такого счета является счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», на котором в течение календарного года учитывают суммы использованной прибыли (начисление дивидендов, выплаты по облигациям, отчисления в уставный, резервный капитал и т.д.).

Дополняющие регулирующие счета ООО «Имидж» всегда увеличивают сумму остатка основного счета, который регулируется. Если основной счет активный, то и регулирующий дополняющий его счет также активный, если основной счет пассивный, то и дополняющий его счет также пассивный. Таким образом, есть активные и пассивные дополняющие счета.

Операционные  счета ООО «Имидж» предназначены для отражения хозяйственных процессов, то есть процессов снабжения, производства и реализации, а также результатов деятельности предприятия. Эти счета предназначены для накопления информации о расходах, доходах и финансовых результатах, и большинство из них не имеют сальдо.

К операционным счетам ООО «Имидж» относятся распределительные и калькуляционные.

Распределительные счета ООО «Имидж» предназначены для учета расходов, которые по своей природе не могут быть отнесены на соответствующие счета, а требуют распределения по определенным критериям. Распределительные счета подразделяют на сборно-распределительные и отчетно-распределительные.

Сборно-распределительные счета предназначены для предварительного сбора затрат, связанных с осуществлением общепроизводственных функций, с целью последующего их распределения по соответствующим объектами. Примером сборно-распределительного является счет 25 «Общепроизводственные расходы». По дебету счета в течение месяца накапливают расходы, связанные с организацией, управлением и обслуживанием производства, а в конце месяца по соответствующему критерию их распределяют (стоимости товарного выпуска. В ООО «Имидж» к калькуляционным относятся счета: 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

На калькуляционных счетах в течение месяца по дебету собирают затраты, а по кредиту - списывают расходы, включаемые в себестоимость готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Сальдо калькуляционных счетов может быть только дебетовым и показывает затраты в незавершенном производстве, которые рассчитываются на основе инвентаризации.

При разграничении бухгалтерских счетов на балансовые и забалансовые главную роль играют такие критерии: во-первых, вероятность того, что предприятие получит или потеряет какую-то будущую экономическую выгоду, связанную с конкретным видом актива или пассива, во вторых, конкретный вид актива или пассива имеет стоимость, которую можно оценить. Если хозяйственные средства и их источники не соответствуют этим критериям, то они учитываются на забалансовых счетах.

Забалансовые счета ООО «Имидж» предназначены для учета наличия и движения ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании, распоряжении или на хранении, условных прав и обязательств предприятия (залога, гарантии, обязательства и т.д.). бланков строгой отчетности, списанных активов (недостачи ценностей, дебиторская задолженность) для наблюдения за возможностью их возмещения виновными лицами (должниками). Условно забалансовые счета можно разделить на две группы: те, которые учитывают имущество (арендованные внеоборотные активы, активы на ответственном хранении, списанные активы, бланки строгой отчетности), и те, которые учитывают обязательства (контрактные обязательства, гарантии и обеспечения предоставленные и полученные).

Учет на забалансовых счетах ведут не применяя метода двойной записи, то есть по простой системой, по которой записи о поступлении, выбытии проводятся только на одном забалансовом счете с обозначением содержания и списывают). Выполнив распределительную функцию, счет закрывается, и сальдо не имеет.

Отчетно-распределительные счета могут быть активными и пассивными. В ООО «Имидж» активным отчетно-распределительным счетом является счет 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Калькуляционные счета предназначены для учета расходов, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг в целях расчета их себестоимости. Поскольку по данным этих счетов составляют калькуляцию, то сами счета получили название калькуляционных. Правильно организованный учет затрат производства является залогом качественных калькуляций,    необходимых    для    ценообразования,    точного    определения

количественно-стоимостных показателей операции.

Рассмотренные классификации счетов по назначению и структуре взаимосвязаны, дополняют друг друга и содействуют в теории бухгалтерского учета определению роли и места каждого счета, которые он занимает в системе бухгалтерского учета.

2.3 Совершенствование плана счетов бухгалтерского учета

Автоматизация бухгалтерского учета и отчетности организаций уже стала чем-то само собой разумеющимся. Из-за различий между отечественным бухгалтерским учетом и зарубежным в нашей стране пока используются почти исключительно отечественные программы автоматизации бухгалтерского учета. Сегодня на рынке представлен широкий спектр систем для автоматизации бухгалтерий четырех поколений, значительно различающихся по своей мощности и функциональным возможностям.

Бухгалтерские программы обеспечивают обработку данных первичного учета и формирование всей необходимой финансовой отчетности организации.

Большинство бухгалтерских программ построено по типовой схеме: подготавливается один или несколько журналов хозяйственных операций, в которые заносятся данные первичного учета, а на основе накопленной в журналах информации компьютер автоматически формирует все необходимые отчеты, оборотно-сальдовые и аналитические ведомости, журналы-ордера, главную книгу, баланс.

Все бухгалтерские системы можно подразделить на несколько основных классов, каждый из которых имеет свои особенности и свой круг потребителей.

Мини-бухгалтерии рассчитаны на бухгалтерии малых организаций. Эти системы достаточно просты и позволяют вести синтетический и стоимостной аналитический    учеты,    оформлять    первичные    документы,    формировать

отчетность. К наиболее распространенным программным продуктам такого типа относятся: «1С: Бухгалтерия», «Инфо-бухгалтер», именно их ООО «Имидж» может позволить использовать при осуществлении хозяйственной деятельности.

Интегрированные бухгалтерские системы по сравнению с системами мини-бухгалтерий обладают большим набором учетных операций и позволяют вести более сложный аналитический учет, что для ООО «Имидж» не так актуально, поскольку количество операций не велико, а стоимость подобных программ достаточно высокая.

Мини-бухгалтерии при желании могут быть оснащены дополнительными возможностями такими как:

- более глубокое разделение информации по регистрам учета;

- проведение анализа бухгалтерской информации по объектам;

- расчет прибылей и убытков;

-              ведение учета издержек по различным центрам, интеграция функций
торгово-складских систем, систем финансового планирования и анализа.

Программы этого класса рассчитаны на организации малого и среднего бизнеса. Бухгалтерские конструкторы, или системы с расширенными инструментальными возможностями, - это системы с очень небольшими универсальными базовыми возможностями, но обладающие мощным механизмом всевозможных настроек под особенности ведения бухгалтерского учета каждой конкретной организацией. Характерной чертой этих программ с модульной и гибкой архитектурой стала минимальная зависимость от быстро меняющегося российского законодательства. Такие системы позволяют задавать параметры ввода первичной информации, конструировать системы обработки учетных данных, формулировать правила построения отчетов.

Бухгалтерский комплекс автоматизированных рабочих мест в ООО «Имидж» основан на идее создания отдельных программ под каждый раздел учета с дальнейшей интеграцией информации. Типовой комплекс состоит из ряда    функционально    законченных    и    взаимосвязанных    рабочих    мест,

соответствующих основным разделам бухгалтерского учета. Обмен информацией между отдельными рабочими местами может идти как через гибкие магнитные диски, так и по локальной сети. Формирование финансовой отчетности осуществляется на автоматизированном рабочем месте главного бухгалтера. В зависимости от сферы деятельности и финансовых возможностей организации могут приобретать только наиболее интересующие компоненты системы, а по мере необходимости их обновлять.

Программы комплексной автоматизации всей финансово-хозяйственной деятельности организации нельзя отнести к классу бухгалтерских, ибо они в большей степени ориентированы не на бухгалтера, а на менеджера. Но бухгалтерский модуль здесь имеет максимальную функциональную полноту и является базой, на основе которой менеджер компании решает задачу эффективного управления бизнес-процессами. В таких системах информация, необходимая для управления, стекается к руководителю организации не только из бухгалтерского или финансового модулей, но и из модулей планирования, управления производством, маркетинга. Для таких систем характерны наличие единого информационного пространства, высокая надежность и скорость обработки данных, требовательность к техническим ресурсам.

Системы автоматизации бухгалтерского учета классифицируются по количественному составу пользователей, способу реализации многопользовательского режима, видам интерфейсов, количеству функциональных задач и программной реализации. При выборе системы для своей организации необходимо в первую очередь опираться на характеристики собственной фирмы. Одной из таких характеристик является количественный состав бухгалтерии и распределение функций по рабочим местам. Сюда же можно добавить и сложившуюся инфраструктуру вычислительных средств, которая также влияет на выбор.

Исходя из этих характеристик системы автоматизации бухгалтерского учета и отчетности разделились на однопользовательские и многопользовательские. Однопользовательские системы имеют одно рабочее место - один терминал, одну клавиатуру и рассчитаны на одного пользователя. Многопользовательские системы имеют несколько (два и более) рабочих мест и позволяют нескольким пользователям одновременно работать над одной задачей, решение которой, собственно, и является целью работы системы.

В последнее время во многих организациях автоматизация бухгалтерской отчетности осуществляется с помощью программы «1С: Бухгалтерия - Проф 8.0». Программа должна быть настроена на особенности бухгалтерского учета ООО «Имидж», в соответствии, с чем дополняется план счетов бухгалтерского учета, имеющийся в программе (необходимо ввести субконто к счетам синтетического учета).

Исходными данными для программы являются проводки, вносимые в журнал хозяйственных операций. На основании введенных проводок программа формирует отчетность и различные вспомогательные документы (оборотно-сальдовую ведомость, шахматную ведомость, журнал-ордер и т. п.). Также есть возможности для создания произвольных отчетов.

Таким образом, правильно выбранная система автоматизации бухгалтерской отчетности с учетом ее функциональных возможностей и потребностей предприятия способна существенно повлиять на эффективность работы бухгалтерии и организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В основе организации бухгалтерского учета на любом предприятии лежит план счетов. Он представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, который должны применять и соблюдать все предприятия и организации независимо от их организационно-правовой формы собственности.

Частью программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности является утверждение Министерством финансов Российской Федерации приказом от 31 октября 2000г. № 94н Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению. Изменения и нововведения в российском бухгалтерском учете продиктованы не только внутренней логикой развития рыночных отношений в стране, но и необходимостью налаживания взаимосвязей с иностранными партнерами, объективной потребностью интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство. Введение нового Плана счетов позволило сблизить границы требований к содержанию бухгалтерской информации между системами отечественного Международного бухгалтерского учета и отчетности и повысить роль достоверной бухгалтерской информации как фактора принятия оптимальных управленческих решений, полезности данной информации.

Для более глубокого отражения изменений, вызванных введением нового Плана счетов, и составления конкретных корреспонденции счетов бухгалтерского учета был открыт ряд субсчетов, которые при необходимости может применить организация к конкретным синтетическим счетам. При этом в основу положены нормы, согласно которым организация может уточнять содержание субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета исходя из требований управления организацией, целей анализа, контроля и отчетности.

В плане счетов бухгалтерского учета ООО «Имидж» счета группируются по разделам в соответствии с их экономическим содержанием. В основе группировки лежит экономическая классификация объектов учета. Всего рабочий план счетов включает 8 разделов, объединяющих 26 синтетических счетов. Обособленную группу составляют забалансовые счета в количестве 11.

Информация о работе План счетов и его роль в организации учета