Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения необходимости и целесообразности использования компьютеров для ведения бухгалтерского учета и внутреннего аудита.
Введение
5
1 Современные системы автоматизации в отечественном и зарубежном опыте
7
2 Организация АРМ бухгалтера
13
3 Выбор информационных технологий и программ
17
4 Разработка мероприятий по переходу на автоматизированную систему учета
21
Заключение
31
Список использованной литературы
33
-
наличие и качество средств
защиты от
- качество документации.
Каждый
из названных показателей в
Наглядное представление о параметрах перехода к компьютеризированной обработке данных дает рисунок 2.
Рисунок
2 - Основные параметры, учитываемые
при выборе информационных технологий
Автоматизация бухгалтерского учета требует решения следующих задач:
- правильно выбрать необходимые программные средства, что весьма сложно в условиях их большого многообразия и отсутствия достаточной информации об их возможностях и достоинствах;
- формирование комплекса необходимых технических средств; определение их количества, учета технических и эксплуатационных характеристик, способа размещения, объема обрабатываемых данных, технологии автоматизированной обработки.
Бухгалтерский
учет характеризуется рядом
-
система бухгалтерского учета
охватывает весь
- алгоритмы обработки информации включают как несложные арифметические действия, так и сложные логические операции;
- между различными учетными объектами существуют сложные связи. Это означает, что осуществляемые хозяйственные операции имеют много измерений, каждое из которых должно своевременно отражаться в учете и быть доступным одновременно для различных структурных подразделений предприятия. Следовательно, ЭВМ должны обладать системой поддержки и возможностью управления большими динамическими массивами;
- система бухгалтерского умета призвана регистрировать все явления и факторы, которые вызывают изменения средств предприятия и их источников при условии, что информация возникает в различных местах. Используемые для этого технические средства должны обладать конкретными, а не универсальными возможностями; их следует размещать в местах возникновения и регистрации информации.
Автоматизация учетного процесса не только обеспечивает ряд общих преимуществ, но частично изменяет и саму методику бухгалтерского учета.
В частности, это проявляется в следующем:
- при внедрении системы автоматизированного документирования, в рамках которой первичный документ создается на машинном носителе (а в случае необходимости — его копия создается на бумажном носителе), появляется возможность одновременно с разработкой документа формировать типовые бухгалтерские проводки, что значительно сокращает учетный процесс и позволяет своевременно создавать необходимые отчеты;
-
повышается аналитичность
-
ускоряется процесс
- быстрее происходит процесс формирования бухгалтерской отчетности и, следовательно, сокращается отчетный период. Баланс, в случае необходимости, можно по запросу формировать ежедневно, еженедельно. Повышается достоверность и аналитичность отчетности.
Перевод бухгалтерского учета на автоматизированную форму одновременно с увеличением скорости учетного процесса, обеспечением простоты и доступности при работе с документами становится важным элементом учетной политики любого предприятия (табл. 1).
Таблица 1 - Примеры организационных изменений в учете и аудите при переходе к компьютеризированной обработке данных
Наименование | Примеры |
Необходимые технические средства | Выбор и приобретение компьютеров и бухгалтерских программ (ППП), наиболее соответствующих потребностям и финансовым возможностям предприятия-клиента |
Персонал | Один ППП требует самого минимального обучения бухгалтера, а для эксплуатации других полномасштабных ППП нужна квалифицированная команда системных администраторов и прикладных программистов, операторов, а также операторов по контролю за данными. |
Централизация данных и разделение обязанностей | Возможны
изменения организационной |
Методы подтверждения | Автоматическое подтверждение (санкционирование) некоторых типовых операций, например, удержания из всех видов заработка и начисления на них взносов во внебюджетные фонды |
Процесс создания программного продукта, период обладания правами на него и его модификации, защита от "пиратского" использования в совокупности составляют понятие "жизненный цикл программного продукта", который вовлекает в себя определенный круг участников. В частности, к ним относятся:
- авторы - постановщики задания;
- непосредственные исполнители задания;
- инвестор, на чьи средства создается продукт;
- фирма-правообладатель;
- дилеры, копирующие и распространяющие программу;
- конечные пользователи и иные участники;
- налоговые инспекторы;
- таможенники;
- бухгалтеры-пользователи.
Каждый из указанных участников обладает или хочет обладать определенными правами на создаваемый программный продукт, в силу чего между ними возникает целая система взаимоотношений, интересов, пожеланий и претензий. В настоящее время в России только начала создаваться нормативно-правовая база отношений в сфере интеллектуальной собственности и появился ряд организаций, профессионально занимающихся авторскими правами на программные продукты. Право на результаты интеллектуальной деятельности - это исключительное право. Чтобы некий объект по закону считался объектом творческой деятельности и подпадал под защиту исключительного права, ему должна быть свойственна или новизна решения, или оригинальность формы.
Специально для компьютерных программ и баз данных разработана процедура их регистрации. Согласно Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.93 № 5351-1 (с измен, от 19.07.95) к авторскому праву относятся отношения, возникающие в связи с правами на программные продукты и базы данных, а Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23.09.92 № 3523-1 (с измен, от 24.12.2002) регулирует возникающие в этой сфере гражданско-правовые отношения.
Однако существует большой класс объектов интеллектуальной собственности (ОИС), которые оказались "не охваченными" вышеназванными законами. К таким объектам относятся: идеи, принципы, методики обучения, алгоритмы, принципы организации интерфейса, выбор программного инструментария и др. Законодательством не предусмотрена регистрация этих ОИС, они не охраняются патентами, на них не выдаются свидетельства. Не возбраняются их свободные заимствования и использование.
Тем не менее, в ряде случаев методики, алгоритмы и другие подобные достижения человеческой мысли все-таки можно защитить от незаконного использования, создав для них режим "коммерческой тайны". Понятие коммерческой тайны ("ноу-хау", "производственный секрет") присутствует с недавнего времени и в российском законодательстве. Оно позволяет авторам не только сохранять свои секреты, но и преследовать по закону тех, кто на них посягает. Одновременное применение норм авторского права и положений о коммерческой тайне помогает защитить программный продукт не только как текст, но и более глубоко - как комплексное интеллектуальное достижение.
Окупаемость и целесообразность приобретения конкретного программного продукта можно оценить, если известны стоимость самого программного средства и затраты на его освоение и эксплуатацию (амортизационные отчисления по техническим средствам, амортизация самого программного продукта, затраты на оплату труда операторов и персонала, обеспечивающих функционирование программного средства и др.).
Например, если система документооборота на предприятии автоматизирована (полностью или частично), необходимо оценить экономический эффект от этого мероприятия, проанализировав надежность хранения документов на магнитных носителях, возникшие дополнительные затраты на осуществление документооборота, степень освобождения работников бухгалтерии и других служб от работ по созданию и обработке документов.
В качестве базы для сравнения трудоемкости учетных работ рекомендуется использовать Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 26.09.95 № 56. Отдельные нормативы, действующие при условии выполнения учетных работ вручную, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование видов работ | Содержание работ | Единица измерения | Нормативы времени, мин. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Учет наличия основ. средств при проведении инвентаризации | Выписка данных о наличии основных средств в инвентаризационной ведомости основных средств | Инвентаризационная ведомость или инвентарная карточка учета, одна позиция | 3 |
Учет движения основных средств: а) вновь выстроенных; б) безвозмездно полученных; в) изготовленных хозяйственным способом | Ведение картотеки основных средств и учет их движения в оборотной ведомости по учету движения основных средств. Анализ полученных результатов в мемориальном ордере соответствующей формы | Карточка, одна запись в ведомость, мемориальный ордер | 10-25 |
Учет операций по выбытию и перемещению основных средств | Запись в накопительную ведомость (мемориальный ордер) по каждому документу | Ведомость, одна позиция | 5 |
Учет амортизации основных средств | Составление оборотной ведомости по износу основных средств. Запись суммы износа в мемориальном ордере, в книге Журнал-главная" | Запись в книгу, одна позиция | 15 |
Учет оприходования готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад | Отражение поступления готовых изделий и продукции, переданной из производства на склад. Ведение книги складского учета готовых изделий. Сверка данных бухгалтерского и складского учета | Книга учета, одна позиция | 20 |
Учет
реализации готовых изделий и продукции
подсобных хозяйств |
Оприходование готовых изделий и продукции подсобных хозяйств с помощью актов приемки или друг. документов. Аналитический учет по наименованию, количеству, стоимости и местам хранения на карточках соответствующих форм | Карточка, одна
позиция |
5 |
Учет корректировки разницы между плановой и фактической себестоимостью | Корректировка плановой себестоимости в конце года до фактической себестоимости на сумму реализованной продукции. Расчет экономии плановой себестоимости | Карточка, одна
позиция |
15 |
Учет получения от поставщика оборудования и строительных материалов для строительства, приобретения животных для откорма, материалов и продуктов питания | Аналитический учет оборудования и строительных материалов по наименованиям материалов, количеству и стоимости на карточках соответствующей формы, приобретенного молодняка по видам и возрастным группам в книгах учета животных соответствующей формы, продуктов питания в оборотных ведомостях | Журнал, одна позиция |
4-6 |
Учет
списания оборудования, строительныхматериалов,
материалов длительного пользования;
списание недостач и потерь материалов
за
счет учреждения |
Аналитический учет оборудования и строительных материалов по наименованиям материалов, количеству и стоимости на карточках соответствующей формы, приобретенного молодняка по видам и возрастным группам в книгах учета животных соответствующей формы, продуктов питания в оборотных ведомостях | Карточка, книга
учета, одна позиция |
6 |
Учет
прямых расходов по производству продукции
и по выполнению научно-исследовательских
и
конструкторских работ |
Аналитический учет по научно-исследовательским и конструкторским работам ведется по темам и статьям расходов на многографных карточках | Многографные
карточки, одна позиция |
20 |
Учет
выдачи со склада материалов и спецоборудования
на производство продукции и выполнение
научно-исследовательских работ по хоздо-
говорен |
Регистрация документации
на отпуск со склада материалов и спецоборудования
на производство продукции и выполнение
научно-исследовательских работ. Отражение
отпуска материалов в журнале учета материалов.
Сверка данных
бухгалтерского и складского учета |
Журнал, одна позиция |
5 |
Учет
начисления заработной платы производственному
персоналу, административно-
управленческому
и обслуживающему персоналу |
Обработка первичных документов. Удержание начисленного аванса, составление расчетных ведомостей заработной платы по всем категориям промышленно-производственного персонала: начисление премий, расчет оплаты отпусков, расчет листков нетрудоспособности, учет удержаний по исполнительным листам, учет выдачи депонированной заработной платы, учет фонда заработной платы | Ведомость, одна
позиция Форма
отчетности,
одна позиция |
3-3030 |
Учет распределения накладных расходов по отдельным видам производства и заказам | Расчет суммы накладных расходов, отражение бухгалтерских операций по учету и распределению накладных расходов в ведомостях и мемориальных ордерах соответствующей формы | Ведомость, одна позиция | 15 |
Учет реализации услуг, оказанных производственными мастерскими | Отражение бухгалтерских операций по учету реализации услуг, оказанных производственными мастерскими, в ведомостях и мемориальном ордере соответствующей формы | Ведомость, мемориальный ордер, одна позиция | 5 |
Учет счетов на оплату поставщику за материальные ценности, оборудование, строительные материалы для нового строительства и оказания услуг | Обработка документов, служащих основанием для осуществления различных операций с поставщиками за материальные ценности, оборудование, строительные материалы для нового строительства и оказание услуг. Формирование оборотов по счетам и расчетов с дебиторами и кредиторами в мемориальном ордере соответствующей формы | Мемориальный ордер, одна позиция | 10 |
Учет счетов, отражающих удержание налогов в бюджет | Формирование оборотных ведомостей по счетам, отражающим расчеты с бюджетом по удержанным суммам налогов | Ведомость, одна позиция | 5 |
Учет поступления средств на расчетные счета | Аналитический учет поступлений средств на текущие счета организации | Карточка, одна позиция | 10 |
Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги | Обработка документов, служащих основанием для осуществления расчетных операций с поставщиками, подрядчиками, заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование оборотов по указанным счетам. Ведение учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги в мемориальном ордере соответствующей формы | Ведомость, Мемориальный ордер, одна позиция | 7 |
Учет расчетов с подотчетными лицами | Обработка документов, служащих основанием для осуществления расчетных операций с дебиторами и кредиторами. Формирование оборотов по счетам, отражающим расчеты с дебиторами и кредиторами. Ведение учета в мемориальных ордерах соответствующей формы | Мемориальный ордер, одна позиция | 8 |
Учет расчетов с рабочими, служащими и стипендиатами | Составление ведомостей по начислению взносов, пособий, стипендий в установленном порядке, в установленные сроки. Учет расходов в мемориальных ордерах соответствующей формы | Мемориальный ордер, одна позиция | 5 |
Учет реализации продукции, изделий и выполненных работ: а) производственных (учебных) мастерских; б) подсобных (учебных) сельских хозяйств; в) научно-исследовательских работ по договорам | Обработка соответствующей документации по сдаче продукции. Отражение бухгалтерских операций по учету реализации продукции. Сверка бухгалтерского и складского учета | Мемориальный ордер, одна позиция | 6 4 |
Учет прибылей и убытков | Формирование данных по расчету сумм прибылей (убытков). Подготовка данных ж заполнению форм отчетности | Ведомость, одна позиция | 6 |
Учет забалансовых счетов | Ведомость, одна позиция | 20 | |
Оформление платежных документов в банке | Сдача платежных документов, соответствующая их: обработка, получение копий из отделений банка | одно оформление платежных документов в банке | 20 |
Составление ежедневного кассового отчета | Внесение в данную форму отчета всей необходимой информации | один кассовый отчет | 30 |
Бухгалтерская отчетность | Составление отчета по соответствующей форме | одна страница | 15 |
Составление Главной книги | Составление Главное книги за отчетный период | одна страница | 20 |
Задачи
бухгалтерских информационных систем:
обеспечение
Бухгалтерский учет имеет сложную информационную систему, состоящую из комплексов учетных задач, имеющих внутренние и внешние связи. Изучение этих связей необходимо при разработке комплексных систем компьютерной обработки учетных задач, основанных на организации вычислительных сетей.
Разработка информационного обеспечения бухгалтерского учета включает определение состава учетных показателей, внедрение унифицированной системы документации, использование общегосударственных, отраслевых и локальных классификаторов.
Основой типовых проектов компьютеризации бухгалтерского учета является создание базы данных в ПЭВМ, файлов справочной, условно-постоянной и переменной информации.
Технология децентрализованной обработки учетных данных включает этапы: подготовительный, начальный и основной, каждые выполняются последовательно, в соответствии с меню программы.
Функциональные пакеты бухгалтерского учета можно классифицировать по ряду признаков. В основе классификации разделение пакетов, ориентированных на малые, средние и крупные предприятия. Особое место занимают сетевые версии программ.
Технология обработки учетных задач имеет свои особенности на малых, средних и крупных предприятиях.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Овременные системы автоматизации в отечественном и зарубежном опыте