Избирательные системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:45, контрольная работа

Краткое описание

Избирательные права - это ряд прав, обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органов государства и местного самоуправления, а также участия в процедурах непосредственной демократии.

Оглавление

Введение 3
Общее понятие избирательной системы и её виды
Мажоритарная избирательная система
Пропорциональная избирательная система
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет дополнительного образования

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Избирательное право и избирательный  процесс»

по теме:

«Избирательные системы  зарубежных стран».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 группы

БкПЮЗ-2012 Курносова Н.С.

Проверил:

Ст. преподаватель

Бардаков Д. А. 

Бортенев Александр Иванович

к.ю.н., доцент



                                                                         

 

 

 

ВОЛГОГРАД 2013

 

Содержание

 

Введение                                                                                                  3

  1. Общее понятие избирательной системы и её виды
  2. Мажоритарная избирательная система
  3. Пропорциональная избирательная система

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Большинство конституций стран мира содержат нормы, относящиеся к правовому положению человека и гражданина. Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной в 1789 году, эти нормы являются неотъемлемой часть основных законов зарубежных государств, исключение составляют лишь конституции стран с тоталитарным политическим режимом.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему как личности в силу рождения. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и некоторые другие. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны  с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств.

Избирательное право – это право гражданина участвовать в выборах. Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном. Объективно избирательное право — это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях, обычно это лишь принципы избирательного права, в законах о выборах, иногда эти законы весьма пространные и потому их называют избирательными кодексами, причем в субъектах федерации, в политической автономии могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований. Такие нормы могут содержаться в декретах президента, в постановлениях правительства, в решениях конституционных судов, касающихся тех или иных вопросов избирательного права, в инструкциях центральных избирательных комиссий и других органов, возглавляющих проведение выборов.

В субъективном смысле избирательное  право — это право конкретного лица участвовать в выборах. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства, иностранцы, проживающие стране, как правило, не голосуют, определенный возраст - обычно 18 лет, быть вменяемым.

Избирательные права - это  ряд прав, обеспечивающих гражданам  возможность участия в формировании выборных органов государства и  местного самоуправления, а также  участия в процедурах непосредственной демократии.1

Различают активное и  пассивное избирательное право. Активное избирательное право — это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов на выборах государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц, на референдумах и публичных собраниях, иначе говоря, это право голоса, его чаще называют общим избирательным правом. Пассивное избирательное право — это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления, выборные органы государства, предполагающее право выдвигать свою кандидатуру или давать согласие на ее выдвижение. Хотя, Б.А. Страшун при рассмотрении пассивного избирательного права утверждает, что формулировка его как права быть избранным, является «не вполне грамотной, ибо праву быть избранным должна бы, по логике, корреспондировать обязанность избирателей избрать данное лицо. Обязанности же такой, разумеется, быть не может, а, следовательно, не может существовать и право быть избранным». На мой субъективный взгляд, это мнение доктора юридических наук вполне соответствует действительности, и само словосочетание «быть избранным» звучит несколько нелепо. Однако в большинстве учебной литературы, да и в самой действующей Конституции Российской Федерации, к сожалению, говорится о «праве быть избранным». К пассивным избирательным правам, могут быть отнесены также некоторые другие права: право участвовать в формировании избирательных органов, выдвижении кандидатов, право выступать с инициативой отзыва выборных представителей и должностных лиц, право заявлять отводы и возражения, а также право оспаривать итоги прошедших выборов.

Избирательное право  граждан реализуется посредством  избирательного процесса, который является одним из основных элементов избирательной системы. Избирательная система имеет важное значение для функционирования политической системы любого государства. Выделяют несколько видов избирательных систем, основными из которых являются мажоритарная и пропорциональная. Выбор той или иной избирательной системы, как правило, является результатом соотношения политических сил в обществе.

В данной работе мною будет  рассмотрен механизм действия вышеуказанных  видов избирательных систем, и  предпринята попытка выяснить не только достоинства и недостатки рассматриваемых объектов, но и определить их способность обеспечить реализацию демократического принципа политического представительства.

Цель моей работы постараться определить и уяснить, что называется термином «избирательная система» и каковы её виды. В данной работе я постараюсь осветить проблему избирательных систем зарубежных стран, опираясь на достижения российской юридической науки, а также материалы и работы известных юристов, политологов, социологов не только России, но и зарубежья, выделить основные характерные моменты данного явления, уделяя особое внимание подробному рассмотрению её разновидностей.

На мой взгляд, эта тема достаточно актуальна в наше время, поскольку выбор определенной избирательной системы при проведении выборов является чрезвычайно сложным вопросом и неизменно остается предметом серьезной полемики. Острота дискуссий объясняется тем, что от избирательной системы в значительной степени зависят результаты выборов. Общество по своей структуре неоднородно. В нем существуют различные социальные группы и слои, каждый из которых может иметь свои особые политические взгляды и интересы, обладать собственным видением проблем и путей их решения. Эта палитра взглядов и мнений отражается в различии программ партий и кандидатов, выступающих на выборах под разными лозунгами. Правильное понимание сущности выбранной государством избирательной системы поможет четко ориентироваться в многочисленных избирательных нюансах, и здраво оценивать последствия применения той или иной системы, а также объективно оценить степень демократичности политический системы.

 

1. Общее понятие избирательной системы и её виды

избирательная система зарубежный демократичность

Как уже говорилось, избирательная система достаточно сложное явление, состоящее из нескольких составных элементов. Она имеет исключительно важное значение для функционирования политической системы в зарубежных странах. От характера избирательной системы в прямой пропорциональной зависимости находится весь исход проводимого голосования, то есть состав центральных и местных представительных учреждений, государственные назначения от президента до муниципальных чиновников. Установление той или иной избирательной системы, как правило, есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Выбор определенной избирательной системы при проведении голосования является чрезвычайно сложным вопросом, который неизменно остается предметом серьезных дискуссий и длительной полемики. Острота дискуссий объясняется тем, что от избирательной системы в значительной степени зависят результаты выборов. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Американские политологи Рейн Таагепера и Матью С. Шугарт также пишут, что «результаты выборов зависят не только от народного волеизъявления, но и от правил. Идет ли речь о единственном «месте» президента или о многих местах в общегосударственных и местных законодательных собраниях, правила распределения мест, применяемые в разных странах – или даже в разных частях одной страны – различны. Ключевыми являются вопросы об учете голосов и распределении мест».2

Избирательную систему  можно представить как некую  совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.

Термин «избирательная система», как правило, может трактоваться в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле избирательная система представляет собой четко упорядоченные общественные отношения, которые составляют порядок выборов органов государственной власти. В основном данная система регулируется конституционным правом, однако не сводится только к конституционным правоотношениям. Она также регулируется и неправовыми нормами, то есть корпоративными нормами различных общественных объединений, участвующих в выборах. К таким документам, прежде всего, можно отнести уставы, положения и другие документы политических партий. Не следует забывать и про коренные обычаи и традиции, установленные нормы политической морали, этики общества. Хотя на практике существуют также определенные общественные отношения, связанные с выборами, которые вообще не регулируются никакими нормами и принципами и складываются каждый раз по-разному, соответственно, в избирательную систему не входят.

Чаще всего, однако, термин «избирательная система» употребляется в именно узком смысле – как способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц3. Таких способов существует несколько, каждый из которых, если его применить к абсолютно одним и тем же результатам голосования, будет давать различные итоги. О влиянии избирательных систем на результаты выборов указывают в своих работах многие авторов. Например, американский исследователь, профессор Калифорнийского университета Майкл Уоллерстайн отмечает, что «исход выборов определяется, с одной стороны, предпочтениями избирателей, с другой – правилами подсчета их голосов. Нейтральной избирательной системы не существует. Любой способ подсчета голосов приводит к результатам, которые не могут не выглядеть произвольными под углом зрения демократических принципов».4

Избирательные системы  различаются, прежде всего, по способам определения результатов выборов. В зависимости от деталей, которые  часто бывают весьма существенными, различают множество избирательных  систем. Но если исходить из принципиальных различий, то следует определить, что имеются две главные разновидности – мажоритарная избирательная система и пропорциональная. Также можно отдельно выделить смешанную избирательную систему, которая соединяет в себе обе разновидности избирательных систем.

Исторически первой избирательной  системой сложилась, мажоритарная система. Данный термин происходит от французского слова «majorite», что означает большинство. Понятие большинства является ключевым для данной системы и лежит в её основе именно принцип большинства. Соответственно, при ней, избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное необходимое большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство мажоритарная система имеет несколько разновидностей. Выделяют мажоритарную избирательную систему относительного большинства, абсолютного или простого и квалифицированного большинства. Несмотря на применяемую в отдельном государстве разновидность данной системы она всегда способствует созданию стабильного правительства, так как оно опирается на партию большинства. На практике эта система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие образования. Мажоритарная система является наиболее простой и понятной, однако, часто несправедливой, поскольку большинство мандатов может получить партия, поддерживаемая меньшинством избирателей. Несмотря на это, мажоритарная избирательная система используется во многих развитых странах, таких как Соединенные Штаты Америки (далее по тексту США), Канада, Великобритания и некоторые другие.

В период начала становления  конституционного строя постепенно стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений. В её основу был положен совершенно иной принцип распределения депутатских мандатов по сравнению с мажоритарной избирательной системой. При использовании предлагаемой системы, число мандатов, получаемых определенным объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Идеи такого проведения выборов высказал видный деятель Великой французской революции Луи Сен-Жюст (1767-1794 гг.) во французском Конвенте еще в 1793 году. В XIX веке некоторые ученые предлагали проекты пропорциональных выборов. Свое первое научное обоснование, вероятнее всего, система получила в книге члена Первого Интернационала французского социалиста-утописта Виктора Консидеранта (1808-1893 гг.), которая была опубликована в 1892 году. Дальнейшая практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Законодателям всего мира понадобился почти целый век, чтобы пройти путь от теории к непосредственному ее воплощению. Свое первое применение в практике пропорциональная избирательная система впервые получила в Дании в 1855 году для выборов части членов Риксдага. Затем она была введена в Коста-Рике в 1893 году и в австралийском штате Тасмания в 1896 году. Бельгия стала первой европейской страной, введшей в 1899 году систему пропорционального представительства для избрания всех своих депутатов. Позднее такая же система была введена в Финляндии в 1906 г., на год позже в Швеции, и через некоторое время ее опробовали также и в Португалии в 1911 г. для отдельных избирательных округов Лиссабона и Порту. В настоящее время пропорциональная избирательная система существует более чем в 60 странах мира. Сегодня многие демократические страны используют определенную форму пропорциональной системы. В их числе – Бельгия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Израиль, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция и Швейцария. Она несколько сложнее мажоритарной, но является более прогрессивной, так как учитывает интересы меньшинства.

Информация о работе Избирательные системы зарубежных стран