Особенности калькулирования себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Учет затрат на производстве и калькулирование себестоимости продукции и услуг на предприятии различных отраслей является важнейшей частью управленческого учета. Себестоимость производства единицы продукции служит базой для принятия большинства управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие и способы калькуляции себестоимости продукции 5
1.1 Экономическое содержание себестоимости продукции 5
1.2 Понятие и классификация затрат включаемых в себестоимость 9
2 Особенности калькулирования себестоимости продукции 20
2.1 Методы учета затрат и калькуляции 20
2.2 Особенности учета себестоимости продукции туристических фирм 25
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 66.21 Кб (Скачать)

     В процессе производства можно выделить затраты, не зависящие от объемов  производства (постоянные затраты), зависящие  от объемов производства (переменные затраты) и смешанные затраты. В  результате возникают разные подходы  к порядку распределения постоянных производственных затрат между периодами, для которых рассчитывается себестоимость. Эта разница в подходах к распределению  постоянных затрат отражена в расчете  себестоимости методом полных затрат - Absorption Costing и методом прямых затрат - Direct Costing [7, с. 316].

     Еще одним важным критерием, влияющим на методику калькулирования себестоимости, является степень неизменности (стабильности) технологии производства. При редко  изменяющихся, устоявшихся технологических  процессах для расчета себестоимости  можно применять нормативный  метод калькулирования себестоимости - Standard Costing. В своей основе он содержит нормативные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции (работ, услуг). Таким образом, текущий выпуск готовой  продукции (выполнение работ, оказание услуг) отражается в учете по плановой (нормативной) себестоимости и отдельно учитываются отклонения от норм, которые  показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода  сырья, материалов, затрат труда и  т.д. Фактическая себестоимость рассчитывается по данным отклонений и нормативной  себестоимости. К плюсам данного  метода относят:

     • возможность контроля затрат в точках их возникновения (на участках) путем разработки нормативных калькуляций по изделиям и технологическим участкам и сопоставления фактических значений с нормативными;

     • возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;

     • возможность оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не в конце отчетного периода.

     К сожалению, в реальной жизни, когда  идет постоянное усовершенствование технологий, когда закупочные цены на материальные ресурсы регулярно изменяются, эффективность  использования этого метода зависит  от степени автоматизации и согласованности  всех служб и подразделений предприятия. Иначе процесс изменения нормативных  калькуляций затягивается, что приводит к увеличению отклонений фактической  себестоимости от нормативной, что  неприемлемо при современных  требованиях к управлению производством [7, с 317].

     Не  менее важной задачей в учете  производственных затрат является формирование классификаторов статей и элементов  затрат которые должны соответствовать  всем требованиям, предъявляемым к  учету со стороны собственника, менеджмента, внешних проверяющих органов.

     2.2 Особенности учета себестоимости продукции туристических фирм

     В настоящее время туризм является одной из перспективных отраслей народного хозяйства. Многие организации, работающие в этой отрасли, уверенно и прочно занимают свое место на рынке туристских услуг, имеют собственную  сеть агентов и постоянную клиентуру.

     Туристические организации по характеру своей  деятельности подразделяются на туроператоров  и турагентов.

     Туроператор - это туристическая оптовая фирма, выступающая посредником между  предприятиями туристической индустрии  и турагентами. Она организует туры и реализует их от своего имени  через турагентства либо непосредственно  клиентам. В процессе организации  туров туроператор устанавливает  связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, а также, в зависимости  от характера тура, с культурно-просветительными учреждениями и экскурсионными бюро, выступая, как оптовый покупатель туристских услуг. Довольно часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы или другие средства размещения, самолеты, суда, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая от производителей туристских услуг значительные скидки.

     Турагент - это розничная фирма - посредник  между обслуживающими предприятиями  или туроператорскими фирмами, с  одной стороны, и клиентами-туристами - с другой. Турагентство либо реализует  туры, предлагаемые туроператорскими фирмами, либо занимается предоставлением  отдельных видов услуг индивидуальным туристам или их группам, устанавливая непосредственные связи с транспортными  организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро.

     Туристические фирмы (агентства) могут осуществлять производственную деятельность (установление непосредственных связей с производителями  туристских услуг), торговую деятельность (реализация продукции (услуг) туроператорских  и других фирм с торговой наценкой), а также посредническую деятельность (реализация туристских путевок на правах комиссионера). На практике редко  можно встретить фирму, осуществляющую лишь один вид деятельности. Наиболее эффективно для них совмещение всех видов туристской деятельности.

     В работе туристических фирм можно  выделить следующие основные этапы:

      - предложение туристу или группе туристов определенного набора туристско-экскурсионных услуг;

      - получение от клиентов денежных средств за путевку (тур);

      - перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание и т.д., раздельно или в целом за "пакет" услуг.

     Совокупность  указанных действий можно квалифицировать  по-разному, в зависимости от предмета (содержания) договора между:

      - туристической фирмой и туристом;

      - туристической фирмой и другими контактирующими с ней организациями.

     Договорные  отношения туриста и туристической  фирмы складываются как отношения  покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть  особый характер "продукта", приобретаемого у туристической фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает получить необходимый ему набор услуг. Фирма, в свою очередь, предоставляет клиенту еще не сами услуги, а права на них. Туристу гарантируется получение в определенное время и в определенном месте услуг, осуществляемых контрагентами туристической фирмы, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом (например, гарантия проживания в отеле определенного класса, двухразовое питание, трансфер, экскурсионное обслуживание в соответствии с программой и т.д.).

     Приобретаемая туристом совокупность прав, как правило, оформляется в виде путевки. Таким  образом, путевка является конечным "продуктом" деятельности туристической  фирмы и, соответственно, предметом  ее реализации. В связи с этим оборот от реализации "продукции" у туристической фирмы отражается в момент продажи путевки, а не тогда, когда турист совершит поездку  по данной путевке.

     Получение туристом самих услуг представляет собой процесс потребления приобретенной "продукции". Естественно, что  за туристом остается право предъявления претензий к туристической фирме  в случае неполучения или получения  не в полном объеме услуг, гарантии предоставления которых он приобрел у туристической фирмы.

     С точки зрения предмета договора в  деятельности туристических фирм возможны разные варианты. Они различаются, в  первую очередь, тем, что именно турфирма приобретает у других организаций. В связи с этим можно выделить три основных варианта в деятельности турфирм.

     Вариант первый: туристическая фирма приобретает  у организаций права (гарантии) на получение различных услуг (в  местах пребывания и транспортных услуг) и, исходя из стоимости приобретенных гарантий, формирует стоимость собственной путевки и продает ее.

     Вариант второй: туристическая фирма приобретает  готовую путевку у другой туристической  фирмы и перепродает ее.

     Вариант третий: туристическая фирма продает  туристскую путевку другой фирмы, не являясь владельцем путевки, и получает свою прибыль в виде комиссионного  вознаграждения.

     Следует отметить, что процессы формирования, приобретения и последующей продажи  путевок могут быть растянуты  во времени. Соответственно, на практике складываются ситуации, когда формирование путевки начинается в одном отчетном периоде, а ее приобретение и перепродажа - в другом отчетном периоде. Из этого следует, что в деятельности туристической фирмы должно быть четко определено, каким образом (какими первичными документами) фиксируются основные хозяйственные операции, а именно:

       - получение предоплаты от других организаций за оказание услуг;

      - получение предоплаты от других организаций за готовую путевку;

      - получение предоплаты от туриста за путевку;

      - оказание услуг другой организации;

      - передача путевки другой организации;

      - передача путевки туристу;

       - выдача предоплаты другим организациям;

       - получение от других организаций гарантий оказания отдельных услуг;

       - получение от других организаций путевок и т.д.

     На  практике, как правило, четко фиксируются  моменты уплаты и получения денег  и образование задолженностей (что  в бухгалтерском учете отражается по счетам расчетов с поставщиками, с другими дебиторами и кредиторами  и т.д.). Сложности, в основном, возникают  в связи с отражением приобретения прав (гарантий) на получение отдельных  услуг или получение самих  путевок. Это, в свою очередь, влияет на состояние расчетов между фирмами, поскольку в учете не отражается или не полностью отражается то, что приобретено фирмой (например, по счетам учета товаров, незавершенного производства) и представляет собой имущество фирмы. Такое положение в дальнейшем не дает возможности ответить на вопросы о том, что именно реализовано туристической фирмой и какие затраты имеют отношение к данному объему реализации.

     Разнообразие  видов деятельности, которыми занимается туристская фирма, требует применения различных методов учета хозяйственных  операций, ведения четкой системы  производственного учета.

     Важнейшим участком производственного учета  в туристических организациях является учет затрат на формирование турпродукции и определение ее себестоимости.

     Для исчисления себестоимости отдельных  видов турпродукции туристические  фирмы, с учетом особенностей своей  деятельности, самостоятельно устанавливают  группировку затрат по статьям калькуляции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции может выглядеть следующим образом.

     1. Расходы на оплату труда.

     2. Отчисления на социальные нужды.

     3. Амортизация основных фондов.

     4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря.

     5. Расходы на ремонт основных средств.

     6. Амортизация нематериальных активов.

     7. Расходы на рекламу.

     8. Представительские расходы.

     9. Транспортные расходы: услуги перевозчика (авиа, железнодорожной организации, морского, речного транспорта и т.п.).

     10. Платежи сторонним организациям (лицам) за оказание услуг по осуществлению туров (гостиничное обслуживание, питание, трансфер, экскурсии, предоставление гидов-переводчиков, аренда автомобиля, мобильного телефона, страховка и т.д.).

     11. Затраты на подготовку и освоение нового турпродукта.

     12. Комиссионное вознаграждение контрагентам.

     13. Прочие затраты и платежи.

     Если  готовая продукция (услуги) учитывается по фактической производственной себестоимости, то поступление продукции (услуги) на склад отражается следующей проводкой: 

      Журнал операций за август 20__ г.

Дата Операции Дебет Кредит Сумма рублей
06.08.2010 Сумма фактических затрат на изготовление продукции (услуга) 43 20 72000

Информация о работе Особенности калькулирования себестоимости продукции