Особенности калькулирования себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Учет затрат на производстве и калькулирование себестоимости продукции и услуг на предприятии различных отраслей является важнейшей частью управленческого учета. Себестоимость производства единицы продукции служит базой для принятия большинства управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие и способы калькуляции себестоимости продукции 5
1.1 Экономическое содержание себестоимости продукции 5
1.2 Понятие и классификация затрат включаемых в себестоимость 9
2 Особенности калькулирования себестоимости продукции 20
2.1 Методы учета затрат и калькуляции 20
2.2 Особенности учета себестоимости продукции туристических фирм 25
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 66.21 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1  Понятие и способы калькуляции себестоимости продукции 5

1.1  Экономическое содержание  себестоимости продукции 5

1.2  Понятие и классификация  затрат включаемых  в себестоимость 9

2  Особенности калькулирования себестоимости продукции 20

2.1  Методы учета затрат  и калькуляции 20

2.2 Особенности учета  себестоимости продукции туристических фирм 25

Заключение 32

Список использованных источников 34

 

     Введение

     Учет затрат на производстве и калькулирование себестоимости продукции и услуг на предприятии различных отраслей является важнейшей частью управленческого учета. Себестоимость производства единицы продукции служит базой для принятия большинства управленческих решений. При этом состав и величина себестоимости определяются затратами, которые ее формируют.

     Затраты живого и овеществленного труда  на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для  характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство».

     Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с  понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует  об их серьезном различии.

     При формировании системы управленческого  учета, необходимо, прежде всего:

     - классифицировать все основные  затраты, производимые в процессе  осуществления хозяйственной деятельности;

     - выделить все категории затрат;

     Управление  затратами представляет собой по своей сущности управление деятельностью  предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов. Под затратами в широком  смысле понимают выраженный в денежной форме объем потребленных ресурсов, использованных для достижения определенной цели [2, c. 99].

     К основным задачам относятся:

     - обеспечение администрации предприятия  информацией для принятия управленческих  решений;

     - наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с их нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

     - исчисление себестоимости выпускаемой  продукции для оценки готовой  продукции и расчета финансовых  результатов;

     - выявление и оценка экономических  результатов производственной деятельности  структурных подразделений.

     Планирование, учет и контроль затрат на предприятии  организуются по различным направлениям, т.е. областям деятельности, требующим  обособленного и целенаправленного  учета затрат. Другими словами, система  учета затрат должна накапливать  информацию по всем направлениям, которые  вызывают у менеджеров необходимость  оценить использованные ресурсы [8, c. 47].

     Предприятие в целом должно работать рентабельно. Это зависит от уровня затрат, классификацию  которых будет рассмотрена в  данной курсовой работе.

     Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты  на простое и расширенное воспроизводство  основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др. [2, c. 101].

     В данной работе, на примере туристических организаций, рассмотрены особенности учета себестоимости продукции.  
 
 
 

     1 Понятие и способы калькуляции себестоимости продукции

     1.1 Экономическое содержание себестоимости продукции

     Выпуск  продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики  предприятия. Поэтому каждое предприятие  или производственное звено должны знать, во что обходиться производство 
продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику. 
Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления. 
         Себестоимость - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции) [1, c. 202].

       В соответствии с определением себестоимости производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж.

       Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

       В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность [8, c. 44].

           Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и реализации продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

           Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость [2, c. 99].

       Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

           Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, издержки обращения. 
Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).

          В соответствии с п.1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (ред. от 12.07.1999), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. 
Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.

          Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов, и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов.

       По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости: 
          - цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы; 
          - производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

         - полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты) [4, с. 309].

     Её  реальное определение на предприятии  необходимо для: 
        - маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами; 
          - определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

          -..ценообразования;    
         - правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

         Так, у предприятий, определяющих выручку по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку [9, с. 277].

          В то же время на себестоимость реализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты.

     Однако  после того как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать. 
           Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.

           Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости [5, с. 264.].

     1.2 Понятие и классификация затрат включаемых в себестоимость

     Сущность  затрат на производство и издержек производства не тождественны между  собой в теоретическом и практическом плане, как на уровне общественного производства, так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. С позиций общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль [10, с. 185].

     Понятие затрат предприятия существенно  различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в  процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и  практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты  предприятия подразделяются на три  вида:

Информация о работе Особенности калькулирования себестоимости продукции