Особенности формирования бухгалтерской финансовой отчетности на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности формирования бухгалтерской финансовой отчетности в субъектах малого предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе сформулированы и решены следующие задачи: понятия субъектов малого предпринимательства; нормативное регулирование и организация бух. учета на предприятиях; налогообложение малых предприятий; бухгалтерский баланс – как источник информации о хозяйственной деятельности предприятий; место и роль отчета о прибылях и убытка.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятия субъектов малого предпринимательства 6
1.1. Понятия субъектов малого предпринимательства и его поддержка Российским законодательством 6
1.2. Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса 11
1.3. Система налогообложения предприятий малого бизнеса 17
Глава 2. Бухгалтерская финансовая отчетность на предприятии малого бизнеса 22
2.1. Бухгалтерский баланс – как основной источник информации о хозяйственной деятельности предприятия 22
2.2. Место и роль отчета о прибылях и убытках, порядок его составления 28
2.3. Отчет о движении капитала. Отчет о движении денежных средств. Приложение к бухгалтерскому балансу. 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Особенности формирования б ухгалтерской финансовой отчетности в субъектах малого пред.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и  сборам" и может производиться  с расчетного счета, со специальных  счетов в кредитных организациях, за счет кредитов или из кассы организации.

При продаже на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в  бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте  по курсу Центрального банка РФ, действующему на день уплаты налога.

Задолженность организации перед  бюджетом по уплате налога отражается на счете 68 "Расчеты по налогам  и сборам" в рублях в сумме, исчисленной исходя из стоимости  проданных товаров (работ, услуг) в  иностранной валюте, пересчитанной  по курсу рубля, действующему на дату возникновения объекта налогообложения.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за весь период его работы должны быть отражены в  налоговых регистрах, сформированных в соответствии с принципами налогового учета.

В соответствии с налоговым законодательством  упрощенная система налогообложения  является специальным налоговым  режимом, применяемым налогоплательщиками  на добровольной основе. Упрощенная система  налогообложения, в отличие от системы  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а не на какой- либо отдельный вид деятельности. При применении упрощенной системы  налогообложения налогоплательщики  уплачивают единый налог, исчисленный  по результатам их хозяйственной  деятельности за налоговый период (без  учета деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). Уплата единого налога организациями  заменяет уплату (п. 2 ст. 346.11 НК РФ): налога на прибыль организаций; налога на имущество  организаций; единого социального  налога; НДС (за исключением НДС, подлежащего  уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Уплата единого налога индивидуальными предпринимателями заменяет уплату (п. 3 ст. 346.11 НК РФ): налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности; выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация  имеет право перейти на упрощенную систему, если:

1) выручка от реализации за 9 месяцев текущего года не должна  быть больше 15 млн рублей (с учетом индекса дефлятора)

2) количество работающих на предприятии  не более 100 человек

3) стоимость амортизационного имущества  не более 100 млн. рублей

Величина предельного размера  доходов, ограничивающая право перехода на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный  год и учитывает изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в РФ за предыдущий календарный год. Также применяются коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Сумма предельных доходов за отчетный (налоговый) период, после которой утрачивается право на применение упрощенной системы налогообложения, - 20 млн. руб. Данная величина также подлежит индексации (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Доход от реализации определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ и без учета НДС. Для организаций предоставляется также право обратного перехода: можно выбрать упрощенную систему, а затем вернуться к общему режиму налогообложения, соблюдая при этом порядок перехода, установленный законом (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).11

Объекты обложения и налоговая  база УСН. Объект налогообложения организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, выбирают самостоятельно. В течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения  объект не может быть изменен.

Объектом налогообложения можно  выбрать:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на величину  расходов.

 

Глава 2. Бухгалтерская финансовая отчетность на предприятии малого бизнеса

2.1. Бухгалтерский баланс  – как основной источник информации  о хозяйственной деятельности  предприятия

В рыночной экономике обширный круг пользователей  постоянно уделяет внимание бухгалтерским  балансам, их рассматривают, анализируют, исследуют отдельные его статьи. Стала традиционной фраза «баланс есть зеркало предприятия». Какое же содержание вкладывается в столь распространенное понятие?

Баланс  следует рассматривать с экономическо-правовой и учетной точек зрения. Баланс характеризует имущественное состояние собственника. Поэтому не случайно одним из признаков юридического лица в гражданском праве является наличие самостоятельного бухгалтерского баланса. Учетное понятие баланса, по существу дополняет первый подход и идет дальше, отображая состояние хозяйства на каждый определенный момент, всех процессов, отражая движение средств и источников их формирования, а также формирует финансовый результат деятельности.

Бухгалтерский баланс – это способ группировки, обобщения и отражения в денежной оценке хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату. Баланс (от французского слова «balance» – весы) означает равновесие. Поэтому и две стороны баланса (актив и пассив), как чаша весов, должны быть уравновешены, равны между собой. Хозяйственные средства и источники их образования в бухгалтерском балансе сгруппированы по однородным статьям, которые объединены в экономически однородные разделы.

Но  как ни подходить к бухгалтерскому балансу – рассматривать его с позиции интересов отдельных предприятий или многочисленных внешних пользователей бухгалтерской информации (акционеров, инвесторов и др.) – всюду роль его является значительной, не случайно форма баланса во многих странах утверждается соответствующими законодательствами: положениями о бухгалтерской отчетности и инструкциями, указаниями по их заполнению.

В экономике  любого государства баланс выполняет  важные функции, перечислим лишь основные из них.12

Баланс  знакомит собственников, менеджеров и  других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. каков размер материально-денежных средств, которым предприятие способно распоряжаться, и кто принимал участие в его создании.

По  балансу определяют, сумеет ли предприятие  в ближайшее время оправдать  взятые на себя обязательства перед  третьими лицами, количество которых  в рыночной экономике увеличивается (акционеры, инвесторы, кредиторы и др.), или ему угрожают финансовые затруднения. Конечный финансовый результат работы предприятия – важный аспект для оценки способностей руководителей сохранить и преумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы – также находит свое отражение в балансе в виде чистой прибыли или убытка (пассив баланса).

На  основе данных баланса строится оперативное  финансовое планирование любого предприятия, которое становится неотъемлемой частью контроля за движением денежных потоков в соответствии с полученной прибылью.

Бухгалтерские балансы могут отличаться друг от друга существенными особенностями, требующими специального законодательства. Классификация балансов наиболее наглядно представлена Маренковым Н.Л.. Первым классификационным признаком он выделяет время составления баланса. По этому признаку, прежде всего, выделяют организационный (вступительный) баланс, приуроченный к началу деятельности предприятия. Этот вид баланса, открывающий собой начало ведения бухгалтерского учета на данном предприятии, имеет характерные черты, которые не получили отражения, как в нормативных актах, так и вообще в учетной литературе последних лет. Следующая важная черта вступительного баланса – оценка имущественных статей, которая на практике производится на иных основаниях, чем в обычных отчетных балансах. Первоначальные средства складываются не только из наличных денег, но и других ценностей: товаров, оборудования и т.д., либо балансов предприятий реорганизованных из ранее существовавших. Составление вступительного баланса не может быть приурочено к определенному сроку (к первому числу месяца), как это делается с обычным балансом. Баланс, которым предприятие начинает свое функционирование, составляется на то число, с какого предприятие признается действующим. Как правило, этим числом является дата регистрации устава данного предприятия или начало ближайшего месяца.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчетного года, а заключительный – на конец отчетного года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учета, тогда как пред составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.13

Также особое внимание следует обратить на балансы санируемые и ликвидационные. Санируемые балансы составляются в тех в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием возникает дилемма: ликвидироваться путем объявления о банкротстве либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторы, даже если склоняются к соглашению, хотят предварительно узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Периодический отчетный баланс точного ответа на этот вопрос дать не может. Требуется составление инвентарного баланса еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние предприятия. Санируемый баланс может резко отличаться от обычного, поскольку отдельные статьи, которые в обычном балансе рассматриваются, как реальные, в санированном могут не приниматься в расчет либо подвергаться значительной уценке, если будет установлено, что цифры их не отвечают действительности. Ликвидационные балансы отличаются от обычных, главным образом, оценкой своих статей, (оценка производится по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость). Некоторые статьи, обычные для отчетного баланса, могут отсутствовать («Доходы будущих периодов», «Расходы будущих периодов»), с другой стороны, появляются такие статьи, которых раньше не было (стоимость фирмы, патента, деловая репутация организации и др.).

Построение  баланса, как известно, начинается с  создания его остова (балансовой таблицы), с выделением главнейших его черт. В нашей учётной литературе в последние годы сложилось несколько «упрощённое» понимание основных частей баланса: актива и пассива. Под первыми понимали «средства и их размещение», под вторыми «источники и назначение средств». Активы включают: здания, сооружения и оборудование, финансовый лизинг, инвестиции в дочерние и другие предприятия, долгосрочную дебиторскую задолженность, приобретённые НМА (патенты, товарные знаки, ноу-хау и др.), ликвидные ценные бумаги, текущую дебиторскую задолженность, товарно-материальные запасы, наличные средства и средства на банковских счетах, авансированные расходы. Значит, в активе отражаются хозяйственные средства по их видам, составу и размещению, а в пассиве – источники их образование и их целевое назначение. Кроме того, пассив предприятия определяется не только как источник образования средств, а в большей мере как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные предприятием ресурсы (активы). Считается, что определение пассивов охватывает как обязательства, денежная сумма которых может быть точно установлена, так и обязательства, по которым это сделать невозможно. К ним, в частности, относятся резервы предполагаемых ассигнований. Обязательства, прежде всего, различаются по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие – перед третьими лицами (кредиторами и др.). Такое деление обязательств в балансе имеет большое значение при определении срочности погашения обязательств предприятия.14

Консолидация  нашего бухгалтерского учёта с международными стандартами ставит на повестку дня  проблему правильного построения формы  балансового отчёта. На практике решение её сводилось, как правило, к введению или исключению той или иной статьи. В то же время, правильно построить бухгалтерский баланс – значит:

  1. Полностью охватить хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов во всём их многообразии;
  2. Дать надлежащую группировку хозяйственных явлений в соответствии со спецификой деятельности и формами собственности;
  3. Изучить связи различных хозяйственных процессов, т.е. установить правильную корреспонденцию счетов, что позволит анализировать не только состояние финансово–хозяйственной деятельности предприятий, но и движение его имущественных средств.

Итак, в балансе содержится самая значимая информация, которую можно и нужно  использовать для управления собственностью, активами, финансовыми потоками, результативностью и рентабельностью.

Однако  бухгалтерский баланс в том виде, в каком он существует сейчас, не отвечает требованиям полной достоверности. Информация баланса в любой момент является устаревшей и (или) не отражает экономическую ситуацию. В связи с этим в мировой практике в целях обеспечения достоверности финансовой отчётности используется механизм, называемый нулевыми балансами. При этом если ликвидационные балансы составляются на юридической основе при прекращении деятельности экономической единицы и носят имущественный характер, то нулевые балансы составляются по принципу продолжения деятельности.

Опыт России, когда в результате переоценок, произведенных с использованием далеких от реальности коэффициентов, стоимость основных фондов достигла порядка двух десятков триллионов неденоминированных рублей и весьма далека от реальности, также доказывает необходимость использования рыночной оценки активов предприятия. Еще в 1998 году экономический кризис в России был вызван в определенной степени ошибочной оценочной политикой, проводимой в стране, что, в свою очередь, явилось одной из причин неплатежей в народном хозяйстве и задолженности в бюджет около двух тысяч миллиардов рублей.15

Профессор, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и финансы» ДГАС Бреславцева Н.А. считает, что необходимость использования нулевых балансов становится все более актуальной в связи с тем, что в мировой экономике изменяется понятие рентабельности предприятия. На смену многочисленным показателям приходит новый показатель, получивший одобрение на 15-ом Всемирном конгрессе по проблемам бухгалтерского учета, - показатель глобальной финансовой результативности.

Информация о работе Особенности формирования бухгалтерской финансовой отчетности на предприятиях малого бизнеса