Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:41, реферат
Наиболее эффективным инструментом облегчения бремени для субъектов малого предпринимательства в части ведения ими учета остается упрощенная система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Такая система уже создана и представляет собой набор специальных норм, включенных в разные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
Наиболее
эффективным инструментом облегчения
бремени для субъектов малого
предпринимательства в части
ведения ими учета остается упрощенная
система бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности. Такая
система уже создана и
Особенности бухгалтерского учета и составления отчетности такими предприятиями установлены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, и Информацией № ПЗ-З/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», выпущенной Минфином России 11.06.2009. В этих документах указано, что малое предприятие может применять сокращенный план счетов для учета хозяйственных операций, а также составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.
В п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, установлено, что субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет о движении денежных средств, иные приложения и пояснительную записку.
В подп.
«а» п. 6 приказа Минфина России
от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской
отчетности организаций» установлено,
что организации - субъекты малого предпринимательства
формируют бухгалтерскую
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- если принимается решение о включении в состав годовой отчетности приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, то субъект вправе привести в них только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Иными словами,
малые предприятия могут
В то же время они вправе представлять отчетность и в полном объеме рекомендованных форм. Как детализировать информацию в отчетности, должны решить руководители и учредители малого предприятия, принимая во внимание особенности бухгалтерского учета на предприятии и интересы пользователей отчетности организации.
Итак, право
составлять упрощенную отчетность малыми
предприятиями декларируется
Указом
Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной
государственной экономической
политике» предписано, что до 1 ноября
Правительство должно реализовать
мероприятия по упрощению бухгалтерской
(финансовой) отчетности для отдельных
категорий субъектов
Во исполнение данного документа Минфин России наконец решил разъяснить, как единообразно и упрощенно составлять бухгалтерскую отчетность малым предприятиям. Приказом от 17.08.2012 № 113н он внес изменения в свой приказ от 02.07.2010 № 66н. Данным документом утверждены новые упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.
Приказ
зарегистрирован в Минюсте
Напомним, что в соответствии с новой редакцией подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ с 2013 г. в налоговый орган по месту нахождения организации следует представлять только годовую (финансовую) отчетность не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.
Новая форма баланса и отчета о прибылях и убытках приводятся в новом приложении 5 к приказу № 66н.
Разработчики форм учли, что малые предприятия вправе не применять ряд положений бухгалтерского учета. В частности, субъекты малого предпринимательства, не размещающие ценные бумаги на фондовой бирже, могут:
1) признавать доходы и расходы кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 «Учет доходов» и абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 «Учет расходов», п. 5 Информации № ПЗ-З/2010). Использовать это право могут те, кто в налоговом учете применяет кассовый метод признания доходов и расходов. Это позволяет максимально сближать бухгалтерский и налоговый учет, например, организациям, использующим упрощенную систему налогообложения;
2) все расходы по займам и кредитам (в т. ч. в отношении инвестиционных активов) учитывать в составе прочих расходов (п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», п. 13 Информации № ПЗ-З/2010);
3) не проводить последующей переоценки финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость (п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», п. 10 Информации № ПЗ-З/2010);
4) отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ (п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 21 Информации № ПЗ-З/2010);
5) исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета (п. 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», п. 22 Информации № ПЗ-З/2010);
6) не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1. ПБУ 2/2008, п. 6 Информации № ПЗ-З/2010); ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1 ПБУ 16/02, п. 19.3 Информации № ПЗ-З/2010), ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (п. 2 ПБУ 18/02, п. 14 Информации № ПЗ-З/2010), ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 2 ПБУ 8/2010, п. 13 Информации № ПЗ-З/2010);
7) не раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008, п. 19.1 Информации № ПЗ-З/2010); по сегментам (п. 2 ПБУ 12/2010, п. 19.2 Информации № ПЗ-З/2010);
8) при отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты исходить из требования рациональности (п. 19.4 Информации № ПЗ-З/2010).
Малые предприятия также вправе:
■ не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов (пп. 7 и 8 Информации № ПЗ-З/2010);
■ не отражать обесценение нематериальных активов (п. 9 Информации № ПЗ-З/2010);
■ признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 12 Информации № ПЗ-З/2010).
Следует помнить, что приведенные исключения из общего порядка учета - право, а не обязанность субъектов малого предпринимательства. Поэтому на использование указанного права нужно указать в учетной политике организации.
Упрощенный бухгалтерский баланс должен содержать данные об организации: наименование, вид деятельности, организационно-правовая форма или форма собственности, т. е. стандартные реквизиты - «шапка» баланса не изменилась. Он может составляться в тысячах или миллионах рублей.
Табличная часть состоит из пяти строк актива и шести строк пассива, разделов в ней нет. Данные, как и в «большом» балансе, приводятся за 3 года по состоянию на 31 декабря. Напомним, что с 2013 г. баланс должен составляться 1 раз в год.
Приведем
новую форму баланса с
Также укажем, как состыковать упрощенную форму баланса и общую для того, чтобы при составлении отчетности за 2012 г. можно было без проблем разнести общую информацию в упрощенную форму (табл. 1).
Таблица 1
Наименование показателей |
Включает показатели (согласно пояснениям) |
Наименование статей общего баланса и их коды |
1 |
2 |
3 |
Актив баланса | ||
Материальные внеоборотные активы |
Основные средства, незавершенные капвложения в основные средства |
Основные средства (1150), материальные поисковые активы (1140), доходные вложения в материальные ценности (1160) |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы |
Результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы |
Нематериальные активы (1110), нематериальные поисковые активы (1130), результаты исследований и разработок (1120), финансовые вложения (1170), отложенные налоговые активы (1180), прочие внеоборотные активы (1190) |
Запасы |
Запасы (1210) | |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
Денежные средства и денежные эквиваленты (1250) | |
Финансовые и другие оборотные активы |
Дебиторская задолженность |
Дебиторская задолженность (1230), финансовые вложения, за исключением денежных эквивалентов (1240), НДС (1220), прочие оборотные активы (1260) |
Пассив баланса | ||
Капитал и резервы |
Все статьи раздела III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ, в т.ч. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток, код 1370) | |
Долгосрочные заемные средства
|
|
Заемные средства (1410) |
1 |
2 |
3 |
Другие долгосрочные обязательства |
Отложенные налоговые | |
Краткосрочные заемные средства |
Заемные средства (1510) | |
Кредиторская задолженность |
Кредиторская задолженность (1520) | |
Другие краткосрочные обязательства |
Доходы будущих периодов (1530), оценочные обязательства (1540), прочие обязательства (1550) |
Код строки укрупненного показателя в упрощенном балансе кодируется по показателю, имеющему наибольший удельный вес. Например, если суммируются показатели обычного баланса в укрупненный по строке «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы» и большую часть суммы составляют долгосрочные финансовые вложения, то следует указать код 1170, а если нематериальные активы, то код 1110. Видимо, и пользователи отчетности таким образом будут понимать, что отражено в той или иной укрупненной строке.
Представляется, что к концу года разработчики бухгалтерских программ автоматизируют заполнение упрощенной формы баланса. А вот решение об указании кода укрупненного показателя, возможно, придется принимать главному бухгалтеру.
Если к балансу будут представлены пояснения, то скорее всего, в упрощенной форме, как и в общем балансе, нужно представить дополнительный столбец. В нем напротив соответствующей укрупненной статьи рекомендуем дать ссылку на соответствующую форму или пункт пояснений. Баланс подписывают руководитель организации и главный бухгалтер.
Аналогичную таблицу представим по отчету о прибылях и убытках (табл. 2)
Таблица 2
Наименование показателей укрупненного отчета о прибылях и убытках |
Включает показатели (согласно пояснениям) |
Наименование статей общего отчета и их коды |
Выручка |
За минусом НДС и акцизов. |
Выручка (2110) |
Расходы по обычной деятельности |
Включая себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы |
Себестоимость продаж (2120), коммерческие расходы (2210), управленческие расходы (2210) |
Проценты к уплате |
Проценты к уплате (2330) | |
Прочие доходы |
Доходы от участия в других организациях (2310), проценты к получению (2320), прочие доходы (2340) | |
Прочие расходы |
Прочие расходы (2350) | |
Налоги на прибыль (доходы) |
Включая текущий налог на прибыль, изменение отложенных налоговых обязательств и активов |
Текущий налог на прибыль (2410), изменение отложенных налоговых обязательств и активов (2430 и 2450), прочее (2460) |
Чистая прибыль (убыток) |
Чистая прибыль или убыток( |
По мнению автора, указание рядом с налогом на прибыль в скобках показателя «доходы» может означать, что малое предприятие может не быть плательщиком данного налога. Отражать по статье совокупный доход, возможно облагаемый другими налогами - УСН или ЕНВД, - по мнению автора, представляется не корректным, ведь чистая прибыль должна представлять собой итоговый доход без уплаченного налога. Поэтому в данной строке, скорее всего, следует отразить расход в виде налога, изъятого при применении упрощенного режима. Вероятнее всего, речь может идти только об иных доходах, к примеру, чрезвычайных, которые повлияют на увеличение чистой прибыли.