Формы отчетности малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:41, реферат

Краткое описание

Наиболее эффективным инструментом облегчения бремени для субъектов малого предпринимательства в части ведения ими учета остается упрощенная система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Такая система уже создана и представляет собой набор специальных норм, включенных в разные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.

Файлы: 1 файл

Формы отчетности МБ.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Решение об указании кода укрупненного показателя также следует применять с  учетом существенности показателя. Например, если основную долю показателя расходов будет составлять себестоимость продаж, следует указать код 2120, если управленческие расходы, то 2210.

Аналогично  балансу, если к отчету о прибылях и убытках будут представлены пояснения, то в упрощенной форме  нужно представить дополнительный столбец. В нем напротив соответствующей укрупненной статьи рекомендуем дать ссылку на соответствующую форму или пункт пояснений. Отчет подписывают руководитель организации и главный бухгалтер.

Напомним, что по правилам п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Но данный вопрос является спорным, контролирующие органы в определенных случаях высказывали мнение, что учет «упрощенцам» вести нужно (см. письма Минфина России от 13.09.2011 № 03-11-06/2/127, от 27.06.2011 № 03-11-06/2/98, от 14.12.2011 № 03-11-11/311 и от 23.06.2011 № 07-02-06/111 и др.).

С 2013 г. организациям, применяющим упрощенную систему, придется вести бухгалтерский учет в полном объеме. Освобождение от этой обязанности для них в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрено.

Для ведения  бухгалтерского учета на УСН в 2013 г., необходимо иметь остатки по счетам бухгалтерского учета на начало года. Сальдо счетов на конец дня 31.12.2012 и на начало дня 01.01.2013 совпадают. Возникает резонный вопрос: как их сформировать, если не путем бухгалтерского учета в 2012 г.? 

Бухгалтерам хорошо известен инвентаризационный метод  восстановления остатков баланса. Напомним: он состоит в выявлении и оценке активов и обязательств. При этом собственный капитал определяется как разность первых и вторых. 

А вот  обосновать этот подход пока никто  не решался, компании рассчитывают на указания Минфина России. Между тем  в них, по мнению автора, нет необходимости. В 2012 г. еще позволительно не соблюдать  правила бухучета «в случаях, когда  они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации» (п. 4 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Закон № 402-ФЗ подобную возможность не предусматривает. 

Поэтому начинаем рассуждать:

1. компания  на «упрощенке» может не вести  бухгалтерский учет в полном  объеме методом двойной записи; 

2. неприменение  правил бухгалтерского учета  на «упрощенке» не может рассматриваться  как уклонение от их выполнения  по той причине, что такие  правила просто не установлены; 

3. следовательно,  компания вправе самостоятельно  разработать правила с соответствующим  обоснованием (за исключением порядка  учета ОС и НМА); 

4. если  сообщить о фактах неприменения  официальных правил бухучета  в пояснительной записке, то  нарушений законодательства о  бухгалтерском учете не возникнет. 

5. правом  на разработку собственных правил  можно воспользоваться до 01.01.2013, в период действия Закона №  129-ФЗ. 

По этой схеме можно «легализовать» инвентарный  вступительный баланс. 

При определении  финансового положения компании величина капитала рассчитывается как  разница между активами и обязательствами (п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). 

Баланс  и отчет о прибылях и убытках (по формам, утвержденным приказом Минфина  России от 02.07.2010 № 66н), подлежащие представлению  в 2013 г., должны содержать сравнительные  показатели: соответственно на 31.12.2010 и  за 2011 г. Откуда их брать?

В отношении  остатков можно смело утверждать, что нужно указать лишь данные по ОС и НМА. Прочие показатели баланса  «упрощенец» формировать не обязан. Кроме того, не требует специального формирования величина уставного капитала. Она определена в уставе. 

По той  же причине не заполняется и графа  отчета о прибылях и убытках за 2011 г. 

Отсутствие  данных по строке отражается как прочерк (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). 

При определении  финансового результата деятельности компании прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница  между доходами и расходами (п. 7.7 Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике России). 

Малые предприятия, уплачивающие ЕНВД, также вправе представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном варианте: вместо шести предусмотренных форм только две: 

- бухгалтерский  баланс (форма N 1);

- отчет  о прибылях и убытках (форма  N 2).

Отчеты  об изменениях капитала (форма N 3), о  движении денежных средств (форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснительную записку субъекты малого предпринимательства могут  не представлять.

Для ведения  внутрихозяйственного учета малому предприятию рекомендуется применять следующие системы регистров:

- единую  журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

- журнально-ордерную  форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;

- упрощенную  форму бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.

Малое предприятие  самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и  масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым  предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется  использовать регистры, предусмотренные  в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей  и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при  необходимости применяя отдельные  регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции  и работ, связанного с большими затратами  материальных ресурсов, могут вести  учет всех операций путем их регистрации  только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме  № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее - Книга).

Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у  малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую  отчетность.

Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками  и по налогу на доходы физических лиц  с бюджетом, требуют ведения также  ведомости учета заработной платы  по форме № В-8 (форма также  утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).

Книга может  вестись в виде ведомости. Открывать  ее можно на месяц (при необходимости  используя вкладные листы для  учета операций по счетам), или в  форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней  странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия  и лица, ответственного за ведение  бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается  записями сумм остатков на начало отчетного  периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они  имеются.

По окончании  месяца подсчитываются итоговые обороты  по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу  средств, показанному по графе 4 Книги.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц  выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для  учета финансово - хозяйственных  операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

- ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;

- ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;

- ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);

- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);

- ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;

- ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;

- ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая  ведомость, как правило, применяется  для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в  одной - по дебету счета с указанием  номера кредитуемого счета (в графе  «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета  и аналогичной записью номера дебетуемого счета. И обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры и др. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости шахматной. Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.

Во всех применяемых ведомостях указывается  месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце  месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи. Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся  к прошлым периодам, отражается в  регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

При кассовом методе учета доходов и расходов основным учётным регистром является «Книга учёта доходов и расходов». В графе 4 этой книги «Доходы» раздела 1 «Доходы и расходы» отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи.

В графе 6 «Расходы» раздела 1 «Доходы  и расходы» отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской  деятельности, включая расходы, перечисленные  в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства». Исходя из содержания пункта 2 статьи 3 указанного Федерального закона вычитаются из валовой выручки:

- стоимость использованных в  процессе производства товаров  (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных  товаров, топлива. Стоимость формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями;

- эксплуатационные расходы - расходы  на содержание и эксплуатацию  оборудования и других рабочих  мест, зданий и сооружений, помещений,  используемых для производственной  и коммерческой деятельности;

- стоимость текущего ремонта  - затраты на текущий ремонт  оборудования и других рабочих  мест, зданий и сооружений, помещений,  используемых для производственной  и коммерческой деятельности  затраты на аренду помещений,  используемых для производственной  и коммерческой деятельности;

- затраты на аренду транспортных  средств К транспортным средствам, в частности, относятся автомобили, суда, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности;

- расходы на уплату процентов  за пользование кредитными ресурсами  банков (в пределах действующей  ставки рефинансирования Центрального  банка Российской Федерации плюс  три процента);

- стоимость оказанных услуг;

Информация о работе Формы отчетности малого бизнеса