Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 22:41, реферат
Наиболее эффективным инструментом облегчения бремени для субъектов малого предпринимательства в части ведения ими учета остается упрощенная система бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Такая система уже создана и представляет собой набор специальных норм, включенных в разные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
Решение об указании кода укрупненного показателя также следует применять с учетом существенности показателя. Например, если основную долю показателя расходов будет составлять себестоимость продаж, следует указать код 2120, если управленческие расходы, то 2210.
Аналогично
балансу, если к отчету о прибылях
и убытках будут представлены
пояснения, то в упрощенной форме
нужно представить
Напомним, что по правилам п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Но данный вопрос является спорным, контролирующие органы в определенных случаях высказывали мнение, что учет «упрощенцам» вести нужно (см. письма Минфина России от 13.09.2011 № 03-11-06/2/127, от 27.06.2011 № 03-11-06/2/98, от 14.12.2011 № 03-11-11/311 и от 23.06.2011 № 07-02-06/111 и др.).
С 2013 г. организациям, применяющим упрощенную систему, придется вести бухгалтерский учет в полном объеме. Освобождение от этой обязанности для них в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не предусмотрено.
Для ведения бухгалтерского учета на УСН в 2013 г., необходимо иметь остатки по счетам бухгалтерского учета на начало года. Сальдо счетов на конец дня 31.12.2012 и на начало дня 01.01.2013 совпадают. Возникает резонный вопрос: как их сформировать, если не путем бухгалтерского учета в 2012 г.?
Бухгалтерам
хорошо известен инвентаризационный метод
восстановления остатков баланса. Напомним:
он состоит в выявлении и оценке
активов и обязательств. При этом
собственный капитал
А вот
обосновать этот подход пока никто
не решался, компании рассчитывают на
указания Минфина России. Между тем
в них, по мнению автора, нет необходимости.
В 2012 г. еще позволительно не соблюдать
правила бухучета «в случаях, когда
они не позволяют достоверно отразить
имущественное состояние и
Поэтому начинаем рассуждать:
1. компания
на «упрощенке» может не вести
бухгалтерский учет в полном
объеме методом двойной записи;
2. неприменение
правил бухгалтерского учета
на «упрощенке» не может
3. следовательно,
компания вправе
4. если
сообщить о фактах
5. правом
на разработку собственных
По этой схеме можно «легализовать» инвентарный вступительный баланс.
При определении финансового положения компании величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами (п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).
Баланс и отчет о прибылях и убытках (по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н), подлежащие представлению в 2013 г., должны содержать сравнительные показатели: соответственно на 31.12.2010 и за 2011 г. Откуда их брать?
В отношении остатков можно смело утверждать, что нужно указать лишь данные по ОС и НМА. Прочие показатели баланса «упрощенец» формировать не обязан. Кроме того, не требует специального формирования величина уставного капитала. Она определена в уставе.
По той же причине не заполняется и графа отчета о прибылях и убытках за 2011 г.
Отсутствие данных по строке отражается как прочерк (п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).
При определении финансового результата деятельности компании прибыль (убыток) за отчетный период рассчитывается как разница между доходами и расходами (п. 7.7 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России).
Малые предприятия, уплачивающие ЕНВД, также вправе представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном варианте: вместо шести предусмотренных форм только две:
- бухгалтерский баланс (форма N 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма N 2).
Отчеты
об изменениях капитала (форма N 3), о
движении денежных средств (форма N 4), приложение
к бухгалтерскому балансу (форма N 5)
и пояснительную записку
Для ведения внутрихозяйственного учета малому предприятию рекомендуется применять следующие системы регистров:
- единую журнально-ордерную форму счетоводства для предприятий, утвержденной Письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;
- журнально-ордерную форму счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденной Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. № 176;
- упрощенную форму бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально - ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно - материальных запасов, финансовых активов и т.п.), из единой журнально - ордерной формы счетоводства.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более нескольких десятков в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н, далее - Книга).
Книга является регистром аналитического и синтетического учета. На ее основании можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Типовые рекомендации по организации бухучета наряду с Книгой, для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы физических лиц с бюджетом, требуют ведения также ведомости учета заработной платы по форме № В-8 (форма также утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н).
Книга может вестись в виде ведомости. Открывать ее можно на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме журнала, в котором учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, что заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
По окончании месяца подсчитываются итоговые обороты по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4 Книги.
После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово - хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых утверждены все тем же Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н:
- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
- ведомость учета затрат на производство - форма № В-3;
- ведомость учета денежных средств и фондов - форма № В-4;
- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
- ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
- ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6 (отгрузка);
- ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
- ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
- ведомость (шахматная) - форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. И обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры и др. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости шахматной. Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех
применяемых ведомостях указывается
месяц, в котором они заполняются,
а в необходимых случаях - наименование
синтетических счетов. В конце
месяца после подсчета итога оборотов
ведомости подписываются
При кассовом методе учета доходов и расходов основным учётным регистром является «Книга учёта доходов и расходов». В графе 4 этой книги «Доходы» раздела 1 «Доходы и расходы» отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи.
В графе 6 «Расходы» раздела 1 «Доходы и расходы» отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Исходя из содержания пункта 2 статьи 3 указанного Федерального закона вычитаются из валовой выручки:
- стоимость использованных в
процессе производства товаров
(работ, услуг) сырья,
- эксплуатационные расходы - расходы
на содержание и эксплуатацию
оборудования и других рабочих
мест, зданий и сооружений, помещений,
используемых для
- стоимость текущего ремонта
- затраты на текущий ремонт
оборудования и других рабочих
мест, зданий и сооружений, помещений,
используемых для
- затраты на аренду
- расходы на уплату процентов
за пользование кредитными
- стоимость оказанных услуг;