Особенности формирования бухгалтерской финансовой отчетности на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить особенности формирования бухгалтерской финансовой отчетности в субъектах малого предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе сформулированы и решены следующие задачи: понятия субъектов малого предпринимательства; нормативное регулирование и организация бух. учета на предприятиях; налогообложение малых предприятий; бухгалтерский баланс – как источник информации о хозяйственной деятельности предприятий; место и роль отчета о прибылях и убытка.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятия субъектов малого предпринимательства 6
1.1. Понятия субъектов малого предпринимательства и его поддержка Российским законодательством 6
1.2. Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии малого бизнеса 11
1.3. Система налогообложения предприятий малого бизнеса 17
Глава 2. Бухгалтерская финансовая отчетность на предприятии малого бизнеса 22
2.1. Бухгалтерский баланс – как основной источник информации о хозяйственной деятельности предприятия 22
2.2. Место и роль отчета о прибылях и убытках, порядок его составления 28
2.3. Отчет о движении капитала. Отчет о движении денежных средств. Приложение к бухгалтерскому балансу. 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Особенности формирования б ухгалтерской финансовой отчетности в субъектах малого пред.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

Пункт 1 статьи 23 ГК РФ устанавливает  право граждан заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет.4

Итак, прежде чем начать предпринимательскую  деятельность, субъекту малого предпринимательства  необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приведенные выше требования определены ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и являются федеральными условиями отнесения к субъектам  малого предпринимательства.

1.2. Нормативное регулирование  и организация бухгалтерского  учета на предприятии малого  бизнеса

Бухгалтерский учет (англ. accountancy, accounting) — по законодательству РФ упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Как экономико-правовая категория бухгалтерского учета в литературе обычно рассматривается в качестве сплошного, непрерывного и взаимосвязанного отражения хозяйственной деятельности организации на основании документов в различных измерителях в целях накопления и обобщения соответствующей объективной информации и осуществления контроля за хозяйственной деятельностью.5

Основными задачами бухгалтерского учета  в РФ являются:

- формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и др. пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям  бухгалтерской отчетности для  контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности  организации и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой  устойчивости (ст. 1 ФЗ «О бухгалтерском  учете»).

Законодательство РФ о бухгалтерском  учете состоит из ФЗ «О бухгалтерском  учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации  и ведения Б.у. в РФ, др. федеральных  законов, указов Президента РФ и постановлений  Правительства РФ. Согласно ст. 4 ФЗ «О бухгалтерском учете» этот федеральный  закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а  также на филиалы и представительства  иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Система законодательства РФ о бухгалтерском учете призвана обеспечивать единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых всеми организациями, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.6

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Общее методологическое руководство  бухгалтерского учета в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования Б.у., разрабатывают  и утверждают в пределах своей  компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

- другие нормативные акты и  методические указания по вопросам  бухгалтерского учета, которые  не должны противоречить нормативным  актам и методическим указаниям  Минфина РФ.

Минфин РФ с учетом возложенных  на него задач рассматривает и  анализирует сводную бухгалтерскую  отчетность федеральных органов  исполнительной власти, осуществляет методическое руководство Б.у. и  отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и  подчиненности, принимает меры по совершенствованию  Б.у., утверждает план счетов, типовые  формы учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления  отчетности, осуществляет руководство  работой по переоценке товарно-материальных ценностей; устанавливает порядок ведения Б.у. и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций; устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Для рассмотрения предложений о совершенствовании методологии Б.у. и отчетности Минфином РФ могут создаваться методологические советы из специалистов, работников научных учреждений, представителей др. организаций. Акты Минфина РФ имеют, как правило, межведомственное значение и служат методической основой ведомственного нормотворчества, регулирующего бухгалтерский учет.7

В случае противоречий между нормами  законодательства о бухгалтерском  учете и ведомственными правовыми  актами, регулирующими данную сферу, органы судебной власти и др. правоприменительные  органы обязаны руководствоваться  нормами, содержащимися в федеральных  законах и др. актах законодательства, а не нормами инструкций, положений, стандартов и т. п. Кроме того, каждый ведомственный акт должен быть принят в пределах компетенции издающего  его органа, установленной законодательством. Организации в РФ самостоятельно формируют свою учетную политику.

Основные требования к ведению  бухгалтерского учета в РФ определяются по правилам ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском  учете», которые конкретизируются в  других, главным образом подзаконных, правовых актах.

Эти требования заключаются в следующем:

- бухгалтерский учет имущества,  обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется  в валюте РФ — в рублях;

- имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества др. юридических  лиц, находящегося у данной  организации;

- бухгалтерский учет ведется  организацией непрерывно с момента  ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;

- организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов;

- при этом данные аналитического  учета должны соответствовать  оборотам и остаткам по счетам  синтетического учета;

- все хозяйственные операции  и результаты инвентаризации  подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета  без каких-либо пропусков или  изъятий;

- в бухгалтерском учете организаций  текущие затраты на производство  продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Минюст России 1 декабря 2010 г. зарегистрировал  приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н, который вносит поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества  касаются малых предприятий и  значительно упрощают ведение бухгалтерского учета. Сразу скажем, что поправки не распространяются на кредитные организации  и эмитентов публично размещаемых  ценных бумаг. Изменения вступают в силу начиная с годовой отчетности за этот год.8

Понятие субъектов малого предпринимательства  дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Критерии отнесения организаций  к субъектам малого бизнеса установлены  в ст. 4 Закона № 209-ФЗ:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований,  иностранных организаций, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале компании не свыше 25%. Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Обратите внимание: в подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ приведен перечень организаций, на которые данные ограничения не распространяются;9

- средняя численность работников  за предшествующий календарный  год — до 100 человек;

- выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета НДС  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не свыше 400 млн. руб. (п. 1 постановления Правительства РФ  от 22.07.2008 № 556).

Приказ Минфина России внес изменения  в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Субъекты малого предпринимательства  вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

- организация имеет право на  получение этой выручки, вытекающее  из конкретного договора или  подтвержденное иным соответствующим  образом;

- сумма выручки может быть  определена;

- расходы, которые произведены  или будут произведены в связи  с этой операцией, могут быть  определены.  Что касается учета  расходов, в п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы  организации» и сейчас предусмотрена  возможность признавать расходы  после погашения задолженности.  Такой вариант может использоваться, когда в разрешенных случаях  выручка признается по мере  оплаты. Внесенные изменения заменили  слова «в разрешенных случаях»  на слова «субъектом малого  предпринимательства». Теперь нормы  ПБУ 10/99 согласуются с положениями  ПБУ 9/99.

Важный момент: комментируемые нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления  денежных средств и списывать  расходы по их оплате. Начать применять  новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный  метод признания выручки и  расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

1.3. Система налогообложения предприятий малого бизнеса

Общая система налогообложения  состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные  налоги действуют на территории всех регионов РФ, а региональные - только в тех, где законодательный орган  принял специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются ставка, формы отчетности, сроки уплаты. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Налоги, действующие в Российской Федерации по сегодняшний день:

1) Федеральные налоги Региональные  налоги Местные налоги,

2) Налог на добавленную стоимость,

3) Налог на имущество организаций,

4) Земельный налог

5) Акцизы Налог на игорный  бизнес,

6) Налог на доходы физических  лиц,

7) Транспортный налог

8) Налог на имущество физических  лиц,

9) Единый социальный налог,

10) Налог на прибыль

11) Налог на добычу полезных  ископаемых,

12) Водный налог

13) Сбор за пользование объектами  животного мира и водных биологических  ресурсов

14) Государственная пошлина

Естественное желание каждого  предприятия - платить как можно  меньше налогов. Этой цели можно достичь  с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты: использовать все возможные законные способы снижения налогов; платить  в бюджет только минимальную сумму  налогов в последний день установленного для этого срока.

Порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами. Начисление налогов и сборов, причитающихся  в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту  соответствующих субсчетов (аналитических  позиций) счета 68 и может производиться  за счет: затрат на производство (расходов на продажу) - например, земельный налог. В этом случае налоги и сборы учитываются  на счетах учета производственных затрат (расходов на продажу) в корреспонденции  с соответствующими субсчетами учета  налогов и сборов; финансовых результатов  деятельности предприятия - например, налог на имущество предприятий, на рекламу, лицензионный сбор за право  торговли винно-водочными изделиями, сбор за право использования местной  символики. В этом случае налоги и  сборы учитываются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в  корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. Налог на прибыль организаций, причитающийся  к уплате в бюджет, отражается в  бухгалтерском учете записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". На финансовые результаты деятельности организации (в дебет или кредит счета 99) относятся также дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом; доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам, - например, налог на доходы физических лиц с физических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам. Такие налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. По кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" или счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.10

Информация о работе Особенности формирования бухгалтерской финансовой отчетности на предприятиях малого бизнеса