Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:49, курсовая работа
Основными целями данной курсовой работы являются:
1. систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по бухгалтерскому управленческому учету в области калькулирования себестоимости продукции, выполненных работ или оказанных услуг;
2. приобретение навыков работы с законодательными нормативными актами, методическими указаниями и дополнительной литературой;
3. сделать собственный обзор нормативных документов и статей разных авторов, и, таким образом проследить развитие системы «директ-костинг» за последние 5 лет;
4. развитие практических навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования.
Для этого необходимо осуществить следующие задачи:
1. исследовать нормативную и научную литературу, посвящённую вопросам
бухгалтерского управленческого учета;
2. последовательно изучить метод производственного калькулирования директ-костинг.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие директ-костинга и его особенности……….…………….……..6
Глава 2. Отражение затрат в системе директ-костинга и системе полной себестоимости……………………………………………………………………....10
Глава 3. Использование маржинального подхода в системе директ-костинга…
……………………………………………………………………………………….17
Глава 4. Директ-костинг и политика цен…………………………………………21
Глава 5. Возможности применения директ-костинга на российских
предприятиях АПК ……...…………………………..……………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31
– величина маржинального дохода на единицу продукции (как разница между ценой реализации единицы продукции и величиной ее себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам). [3, c. 11]
Для обеспечения необходимых аналитических расчетов ведут раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции.
Финансовый отчет, построенный по результатам калькулирования по методу директ-костинг, строится по следующей схеме (часто такой отчет называют маржинальный финансовый отчет, а не верибл-костинг финансовый отчет).
Таблица 1.
Маржинальный финансовый отчет
Показатели | Сумма, тыс. руб. | |
частная | общая | |
Выручка |
| 10000 |
Вычитаются переменные расходы |
|
|
производственные | 3600 |
|
коммерческие | 1000 |
|
административные | 200 |
|
Всего переменных расходов |
| 4800 |
Маржинальный доход |
| 5200 |
Вычитаются постоянные расходы: |
|
|
производственные | 2400 |
|
коммерческие | 1200 |
|
административные | 600 |
|
Всего постоянных расходов |
| 4200 |
Чистая прибыль |
| 1000 |
На первом этапе рассчитывается производственный маржинальный доход (разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами на этот объём продаж). Его величина должна быть достаточной, чтобы покрыть постоянные издержки и получить прибыль.
На втором этапе определяется вторая степень покрытия: операционный результат (прибыль или убыток) путем вычитания из маржинального дохода суммы постоянных (периодических) затрат. Точка, в которой выручка за
вычетом переменных затрат (маржинальный доход) покрывает только сумму постоянных (периодических) издержек, называется точкой безубыточной деятельности. При дальнейшем увеличении выручки от переменных затрат организация начинает работать с прибылью, при уменьшении выручки – несет убытки.
Данный отчет о финансовых результатах показывает один из подходов к представлению результатов от хозяйственных операций. Отчет имеет в основе классификацию затрат по функциональному признаку (производственные, коммерческие, административные расходы).
При маржинальном подходе общая сумма постоянных расходов показывается обособленно, прежде чем будет отражена сумма чистой прибыли. Это «высвечивание» общей суммы постоянных расходов помогает сосредоточить внимание менеджеров на поведении постоянных расходов и контролировать совместное выполнение долгосрочных и краткосрочных планов. Сторонники маржинального подхода вовсе не утверждают, что постоянные расходы не важны или не релевантны. Но они подчеркивают, что
различия в поведении постоянных и переменных расходов являются основными при принятии многих решений.[4 c.51-52]
Маржинальный доход может быть представлен или как итоговая сумма, или как сумма, приходящаяся на единицу ценностей, или как уровень – процентное отношение к выручке. (Уровень маржинального дохода определяется делением общей его суммы на общую выручку. Аналогично уровень переменных расходов исчисляется делением общей суммы переменных расходов на общую выручку.)
От использования маржинального дохода и его уровня можно получить выгоды. Уровень маржинального дохода часто помогает менеджерам решать, какую продукцию протолкнуть, а какую нет или терпеть её, потому что выручка от её продажи, способствует реализации другой продукции.
Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с сокращением производства (продукции). В пределах краткосрочного периода, если продукт приносит дохода больше, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Эта информация поступает мгновенно, если используется маржинальный подход. При традиционном подходе релевантную информацию не только трудно получить, но и менеджер может быть введен в заблуждение себестоимостью единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов.
Маржинальный доход может быть использован при выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведении специальных рекламных компаний, использовании премий, стимулирующих объем реализации. Обычно высокий рейтинг маржинального дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости увеличения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по стимулированию реализации.
Когда ожидаемая прибыль согласована, определение ее размера может быть быстро обеспечено подсчетом числа единиц, которые необходимо продать. Эти вычисления легко сделать, разделив сумму постоянных расходов и ожидаемой прибыли на удельный маржинальный доход.
Решения часто принимаются для того, чтобы выявить, использование каких материалов или машин наиболее выгодно может обеспечить наиболее высокую прибыль. Маржинальный подход представляет данные для выявления продукции, дающий наибольший маржинальный доход. (Однако исчисление маржинального вклада не всегда интуитивно понятно и очевидно.)
Сторонники этого подхода утверждают, что исчисление себестоимости на этой основе позволяет менеджерам лучше понять взаимное поведение затрат, объема, цены, прибыли и быть более мудрыми в политике цен. В конечном итоге максимальная цена устанавливается спросом. Минимальная временная цена иногда устанавливается на основе величины переменных расходов и необходимости реализации.
Директ-костинг и политика цен
В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предлагаемой цене. Если цена станет слишком высока, и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги). [5,c.345]
Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой – использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
Система директ-костинга позволяет проводить эффективную политику цен, постоянно маневрируя ими. В условиях внедрения этой системы существует
В управленческом учете используют два термина: «долгосрочный нижний предел цены» и «краткосрочный нижний предел цены».
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции: он практически соответствует полной себестоимости продукции. Краткосрочный нижний предел цены – это та цена, которая способна покрыть лишь (прямые) переменные затраты; он равен неполной себестоимости по системе директ-костинга в частности только прямых (переменных или производственных) затрат. Применение этих цен в
Определенный период важно в условиях жесткой конкуренции за сбыт продукции. Имея данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинального дохода) по видам продукции на предприятии, можно решать такие важные управленческие задачи, как оптимизация ассортимента производимой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по более низким ценам, определение оптимального размера партии продукции для продажи и т.п. Руководители российских предприятий, как правило, недооценивают значение данных показателей.
Очень часто бывают ситуации, когда при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.
Например:
Предприятие занимается производством мясных консерв, и продает их оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные – 21 руб. Полная себестоимость одной консервы равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. за штуку.
Производственная мощность организации – 1 500 консерв в месяц. Фактический объём производства составляет 1 000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объёмов производства. Организация не может увеличивать объём производства из-за трудностей со сбытом. Предприятие получает предложение подписать контракт на производства дополнительной партии консерв в количестве 100 штук по цене 27 руб. Руководство организации должно решить, принять или отклонить полученное предложение.
На первый взгляд, организация должна отказаться, ведь цена контракта(27 руб.) ниже полной себестоимости изделия (28,9 руб.). Но нельзя сразу занимать такую позицию без экономического обоснования.
В связи с тем, что речь идет о дополнительном заказе, все постоянные
Косвенные расходы уже заложены в себестоимость и участвуют в калькуляции фактического объёма производства (1 000 штук) консерв. Учитывая, что в рамках определенной масштабной базы (область релевантности) постоянные расходы не меняются при изменении объёмов производства, подписание контрактов не приведет к их росту.
Таким образом, принимая решение в отношении дополнительного заказа, предлагаемую цену нужно сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью продукции. В нашем случае переменные издержки, необходимы для производства 1 консервы, составляют 21 руб. С учетом контракта (27 руб.) поступившее предложение выгодно предприятию, и каждая консерва, реализованная в рамках контракта, принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 6 руб. (27-21).
Иногда привлечение дополнительных заказов может быть оправдано, даже если их оплата не покрывает полностью издержек по их выполнению. Такие управленческие решения разрушают традиционные представления о том, что в основе цены непременно должна лежать полная себестоимость продукции.
В реальной действительности цены меняются, и влияние от их изменения необходимо правильно оценить. Для этого применяется чувствительный анализ, использующий прием «что будет, если». Данный прием предполагает ответ на вопрос, как изменится результат, если первоначально спроектированные данные не будут достигнуты или изменится ситуация с допусками. В контексте анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» чувствительный анализ даст ответы на вопрос, какова будет прибыль, если объемные показатели отклонятся от запланированных или какая будет прибыль, если удельные переменные расходы возрастут на 10 %?
Инструментом анализа чувствительности является маржа безопасности, т.е. та величина выручки, которая находится за критической точкой. Её сумма показывает, до какого предела может упасть выручка, чтобы не было убытка. Рассмотрим пример анализа чувствительности. Удельный маржинальный
доход и критическая точка зависят от изменения переменных расходов.
Например:
В предыдущем году организация приобретала ручки за 0,8 руб., а в отчётном за 0,9 руб., но продавать будет неизменно по 1 руб. Удельный маржинальный доход упадёт в этом случае с 0,2 до 0,1 руб., и критическая точка поднимется со 100 до 200 единиц.
Степень расходов за величиной переменных расходов различна в зависимости от объёма продаж, что объясняется психологией менеджеров. Когда наблюдается бум, управляющие склонны наращивать объём производства и реализации, а при спаде они начинают следить за затратами. При снижении объема продаж обычно уменьшают отпускные цены и увеличивают коммерческие расходы, в то же время делается попытка повысить производительность труда, снизить текучесть кадров и заготовить ресурсы по более низким ценам. Это одна из причин ограничения применения анализа соотношения «затраты – объем – прибыль», так как при его построении допускается прямо пропорциональная зависимость величины переменных расходов от объема и не принимается во внимание выше описанная психология менеджеров.
Информация о работе Оценка затрат на базе переменных расходов (директ-костинг)