Нормативно-правовые акты регулирующие аудиторскую деятельность в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель аудита финансовой отчетности заключается в предоставлении аудитору возможности дать заключение (выразить мнение) в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установленной концептуальной основой составления финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ-АУДИТ.docx

— 72.49 Кб (Скачать)

 

 

 

Рис. 1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РК

 

1. Департамент  методологии бухгалтерского учета  и аудита Министерства финансов  РК;

2. Национальный  банк РК;

3. Палата  аудиторов РК;

4. Квалификационная  комиссия по аттестации аудиторов.

Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов РК является основным уполномоченным государственным органом, определенным Правительством РК. Департамент осуществляет контроль над деятельностью аудиторов и аудиторских организаций путем лицензирования аудиторской деятельности, т.е. выдачи, приостановления, отзыва лицензии.

Основными функциями Департамента являются:

    • издание в пределах его компетентности нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    • утверждение стандартов аудиторской деятельности;
    • организация в установленном законодательством РК порядке системы лицензирования аудиторской деятельности;
    • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами лицензионных требований и условий;
    • утверждение квалификационных требований к аудиторам;
    • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами стандартов аудиторской деятельности;
    • ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций;
    • публикация в средствах массовой информации сведений о выдаче, отзыве и приостановлении действия лицензии;
    • рассмотрение обращений аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанных с осуществлением аудиторской деятельности.

Основной функцией Национального Банка РК является выдача лицензии на проведение аудита банковской и страховой деятельности.

Палата аудиторов РК является некоммерческой профессиональной организацией, осуществляющей регулирование деятельности аудиторов и аудиторских организаций в рамках своих полномочий. Палата аудиторов объединяет на добровольной основе аудиторов, аудиторские организации и финансируется за счет членских взносов и иных источников, не запрещенных законодательством РК.

В Республике Казахстан действуют территориальные и Республиканская палата аудиторов.

Основными функциями территориальных палат аудиторов являются:

    • содействие развитию аудита, повышению его эффективности, организации и координации деятельности аудиторов и аудиторских организаций;
    • обеспечение соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями требований стандартов аудита;
    • рассмотрение споров аудиторов, аудиторских организаций и аудируемых организаций, связанные с осуществлением аудиторской деятельности;
    • в случаях выявления фактов уклонения аудиторов и аудиторских организаций от заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности и нарушения иных требований законодательства РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторов и аудиторских организаций информируют уполномоченный государственный орган;
    • обеспечение аудиторов и аудиторских организаций законодательными актами РК и методическими документами, связанными с осуществлением аудиторской деятельности;
    • анализ, обобщение и распространение опыта работы аудиторов и аудиторских организаций;
    • представление интересов аудиторов и аудиторских организаций в государственных, общественных, иностранных и международных организациях;
    • осуществление иной деятельности, не противоречащей законодательству и международным договорам.

Республиканская палата аудиторов выполняет все перечисленные функции территориальных палат, а также дополнительно занимается:

    • осуществлением координации деятельности территориальных палат аудиторов;
    • разработкой на основе международной практики стандартов аудита;
    • организацией обучения и подготовки к аттестации кандидатов в аудиторы, профессиональной учебы, повышения квалификации аудиторов и других специалистов;
    • обращением в Департамент Минфина РК, Национальный банк РК с предложением об отзыве или приостановлении действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности и внесение предложения об аннулировании квалификационного свидетельства аудитора с указанием конкретных причин.

Квалификационная комиссия по аттестации аудиторов образуется в организационно-правовой форме учреждения (некоммерческая организация) на республиканской конференции палат аудиторов. В состав Квалификационной комиссии входят:

    • не более 2/3 от общей численности – представители от каждой палаты аудиторов;
    • не менее 1/3 от общей численности – представители государственных органов, определяемых Правительством РК.

Основными функциями Квалификационной комиссии являются:

    • определение квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований;
    • принятие решения о присвоении квалификации «аудитор» путем выдачи свидетельства о присвоении квалификации «аудитор» и личной печати аудитора;
    • принятие решения об аннулировании квалификационного свидетельства и информирование об этом решении Департамента и Национального банка РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Образование, профессиональная аттестация и лицензирования аудиторов

 

Аудитором является физическое лицо, аттестованное Квалификационной комиссией и получившее свидетельство о присвоении квалификации «аудитор». Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве индивидуального предпринимателя.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационное свидетельство аудитора и личная печать с указанием номера квалификационного свидетельства. Срок его действия не ограничен.

В ст. 9 гл.3 Закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрен допуск к аттестации лиц, имеющих высшее образование и опыт работы в экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно-ревизионной или правовой сферах в течение пяти лет из последних семи, а также лиц, занимающихся научно-преподавательской деятельностью по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях и имеющих стаж практической работы в указанных сферах не менее двух лет из последних пяти.

Основным требованием на занятие аудиторской деятельностью является получение образования аудитора. Элементами образования аудитора выступают:

    • базовое образование;
    • практический опыт;
    • специальное профессиональное образование.

Аудиторам можно повышать свою квалификацию путем:

    • постоянного и систематического изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных актов, вносимых в них изменений и дополнений;
    • участия в семинарах, конференциях;
    • изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита.

Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к прохождению повторной аттестации не раньше чем через 6 месяцев.

Квалификационное свидетельство аудитора может быть аннулировано в соответствии с положениями ст. 15 Закона «Об аудиторской деятельности»:

    • представление недостоверных данных для допуска к аттестации;
    • признание аудитора недееспособным или ограничения его дееспособности в судебном порядке;
    • выдача заведомо ложного или неквалифицированного аудиторского отчета;
    • несоблюдение основных требований стандартов аудита и иных нарушений законодательства при осуществлении профессиональной деятельности.

 

3 Ответственность аудиторов

 

На основании действующего законодательства, в частности, Гражданского кодекса РК, Кодекса «Об административных правонарушениях», Закона «Об аудиторской деятельности», Закона «О лицензировании», Уголовного кодекса РК ответственность аудиторов и аудиторских организаций делится на несколько видов.

Гражданско-правовая ответственность.

Если имеет место проведение неквалифицированной аудиторской проверки, приведшей к убыткам клиента, то на основании решения суда с аудиторской фирмы могут быть взысканы:

    • понесенные клиентом убытки в полном размере;
    • расходы на перепроверку.

Аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности клиента во всех существенных аспектах.

При формировании и выражении мнения она должна руководствоваться требованиями нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РК, и этическими нормами аудита.

П4. ст.9 Гражданского кодекса предусматривается, что «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное». Возмещение убытков не происходит по первому требованию клиента, он должен доказать в суде вину аудитора. Принципиальным вопросом является уровень профессионализма и аккуратности со стороны аудитора. Проведение проверки в соответствии с общепринятыми стандартами может служить доказательством невиновности аудитора.

Уголовная ответственность.

В ст. 229 Уголовного кодекса предусмотрены меры наказания аудиторов за использование своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя, других лиц или организаций, либо за нанесение вреда другим лицам или организациям, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемых законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от 180 до 240 часов, либо исправительным работам на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Административная ответственность.

Кодексом РК «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие санкции за правонарушения в аудиторской деятельности:

    • несообщение аудитором в уполномоченный государственный орган о выявленных им в результате обязательного аудита деятельности страховой (перестраховочной) организации нарушений законодательства влечет штраф на граждан в размере до 50, на юридическое лицо – в размере до 100 месячных расчетных показателей (ст. 173 п.14);
    • сокрытие аудитором либо иным лицом, имевшим доступ к учетно-бухгалтерской информации, от заказчиков проведения аудита факта нарушения законодательства и установленных требований к ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении проверки, влечет штраф в размере до 25 месячных расчетных показателей с лишением лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью (ст.183);
    • составление аудитором (аудиторской организацией) заведомо недостоверного аудиторского отчета влечет штраф на аудитора в размере до 25, на аудиторскую организацию – в размере до 250 месячных расчетных показателей с лишением лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью (ст. 184).

Аудит – лицензируемый вид деятельности, поэтому существует ответственность в соответствии с Законом «О лицензировании». В нем предусмотрена уголовная и административная ответственность за ведение аудиторской деятельности без соответствующей лицензии, а также материальная ответственность в виде изъятия в бюджет дохода, полученного от осуществления деятельности без лицензии.

Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии, если:

    • государственными надзорными или контролирующими органами выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;
    • лицензиатом не выполнены требования лицензирующего органа об устранении допущенных нарушений;
    • исключение из профессиональной организации;
    • аннулирование квалификационного свидетельства «аудитор» у руководителя аудиторской организации;
    • неосуществление деятельности в течение двенадцати последовательных календарных месяцев.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае неуплаты ее получателем лицензионного сбора в течение установленного срока, а также при прекращении деятельности юридического лица.

Информация о работе Нормативно-правовые акты регулирующие аудиторскую деятельность в Казахстане