Методология составления пояснительной записки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение вопросов методологии составления пояснительной записки.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;

- изучить состав пояснительной записки;

- охарактеризовать формирование показателей пояснительной записки;

- проанализировать деятельность исследуемого предприятия;

- подвергнуть анализу основные финансовые показатели предприятия;

- составить пояснительную записку к бухгалтерскому балансу предприятия.

Оглавление

Введение 3

Обзор экономической литературы 5

Глава 1. Порядок составления и содержание пояснительной записки 7

1.1. Требования к составлению пояснительной записки 7

1.2. Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания 11

1.3. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия 26

Заключение 37

Список литературы 39

Файлы: 1 файл

бу.rtf

— 486.23 Кб (Скачать)

     - юридический адрес и почтовый адрес;

     - сведения об учредителе (вышестоящей организации);

     - конкретные источники финансирования (бюджеты разных уровней, средства от предпринимательской деятельности, разрешенной законодательно и Уставом (положением), целевые средства и безвозмездные поступления);

     - краткая характеристика видов предпринимательской и целевой деятельности;

     - численность персонала учреждения по штатному расписанию, утвержденному в установленном порядке, среднегодовая численность работников за отчетный период, численность работающих на отчетную дату, наличие вакансий, причина некомплекта.

     Кроме того, в текстовой части следует отразить перечень и краткое содержание внутренних нормативных и методических документов учреждения и вышестоящей организации, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности. К таковым относятся учетная политика (в целях бухгалтерского учета и в целях налогообложения), правила и график документооборота, порядок организации и проведения инвентаризации (если имеется) и другие документы. При использовании автоматизации бухгалтерского учета необходимо указать степень автоматизации (частичная, комплексная), используемый программный продукт для ведения учета и составления отчетности. Можно кратко описать структуру бухгалтерской службы (формирование отделов и групп внутри бухгалтерии), количество бухгалтерских работников, укомплектованность, наличие вакансий10.

     Также можно указать принятые меры по повышению квалификации и переподготовке финансовых и бухгалтерских специалистов учреждения (наличие соответствующего уровня профессионального образования работников, участие в бухгалтерских семинарах, проведение профессиональной учебы) 11.

 

     1.2 Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания

 

     Нормативными документами по бухгалтерскому учету структура пояснительной записки не установлена. Организации разрабатывают ее самостоятельно.

     Пояснительная записка более содержательна, чем комментарий к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Поэтому ее разделы могут не соответствовать разделам указанных форм отчетности. На наш взгляд, целесообразно группировать информацию по следующим направлениям: общие сведения, производство, реализация, материально-техническое обеспечение, инвестиции, перспективы деятельности и т. д. Кроме того, можно группировать информацию по видам деятельности, осуществляемым организацией12.

     Сведения, раскрываемые в пояснительной записке, можно представить в любой форме -- в виде текста, таблиц, диаграмм. Конкретное содержание и объем этих данных определяются руководством организации.

     Сведения об учетной политике организации. Порядок раскрытия учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Учетная политика должна быть сформирована с учетом установленных допущений и требований, которые уже были рассмотрены нами. В том случае, если организация сформировала свою учетную политику с применением иных допущений и требований, ей следует в пояснительной записке раскрыть причину применения иных допущений и требований.

     Особому раскрытию в пояснительной записке подлежат изменения, вносимые в учетную политику, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности. Согласно пункту 22 ПБУ 1/98 информация о вносимых изменениях должна, как минимум, включать:

     - причину изменения учетной политики;

     - оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

     - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные предшествовавших отчетных периодов скорректированы13.

     Информация об операциях в иностранной валюте. Согласно пункту 22 ПБУ 3/2000 в пояснительной записке должны быть раскрыты:

     - величина курсовых разниц, отнесенных на счет учета финансовых результатов организации;

     - величина курсовых разниц, отнесенных на иные счета бухгалтерского учета;

     - курс ЦБ РФ, действовавший на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности14.

     Информация об объектах основных средств. В отношении основных средств в отчетности, согласно пункту 32 ПБУ 6/01, подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум следующая информация:

     - о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

     - о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и тому подобное);

     - о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

     - об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов;

     - о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

     - об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

     - об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

     - о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

     - об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации15.

     Информация о нематериальных активах. Согласно пункту 30 ПБУ 14/2000 в бухгалтерской отчетности должна быть отражена первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации по видам нематериальных активов на начало и конец отчетного года, стоимость списания и прироста, иные случаи движения нематериальных активов.

     Также необходимо раскрыть информацию о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства, о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов, о способах начисления и отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений16.

     Информация о материально-производственных запасах. Согласно разделу IV ПБУ 5/01 МПЗ отражаются в бухгалтерском балансе в нетто-оценке, то есть приводятся данные об учетной стоимости материально-производственных запасов, сумме начисленных резервов под снижение их стоимости, данные о рыночной стоимости, если она ниже учетной.

     Также в пояснительной записке подлежит раскрытию с учетом существенности следующая информация:

     - о способах оценки МПЗ по их группам (видам);

     - о последствиях изменений способов оценки МПЗ;

     - о стоимости МПЗ, переданных в залог;

     - о величине и движении резервов под снижение стоимости МПЗ.

     Информация о займах и кредитах. В соответствии с разделом IV ПБУ 15/01 в бухгалтерской отчетности организации должна быть отражена информация:

     - о наличии и изменении величины задолженности по основным видам займов, кредитов;

     - о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;

     - о сроках погашения основных видов займов, кредитов, других заемных обязательств;

     - о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;

     - о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).

     Информация по сегментам (с учетом ПБУ 12/2000). В соответствии с пунктом 5 ПБУ 12/2000 информация по сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях посредством представления установленного перечня показателей бухгалтерской отчетности.

     ПБУ 12/2000 применяется организациями, имеющими дочерние и зависимые общества, при составлении сводной бухгалтерской отчетности, а также в том случае, если на эти организации возложена обязанность составления сводной бухгалтерской отчетности объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах.

     Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно, исходя из ее организационной и управленческой структуры.

     Различают операционные и географические сегменты.

     Информация по операционному сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличных от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам.

     При выделении информации по операционным сегментам в однородную группу могут быть объединены несколько видов товаров, работ, услуг при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов:

     - назначению товаров, работ, услуг;

     - процессу производства товаров, выполнения работ;

     - оказанию услуг;

     - потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

     - методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

     - системам управления деятельностью организации.

     Информация по географическому сегменту - это аналогичная информация, раскрывающая часть деятельности организации в определенном географическом регионе деятельности организации.

     При выделении информации по географическим сегментам организация должна исходить из:

     - сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

     - наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

     - сходства деятельности;

     - рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

     - общности правил валютного контроля;

     - валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

     Формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по одному или нескольким государствам, региону или нескольким регионам в РФ. Также информация может выделяться по местам расположения активов или рынков сбыта.

     При выделении информации по отчетным сегментам (операционным или географическим) принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их.

     Операционный или географический сегмент считается отчетным, если соблюдаются следующие условия:

     выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов. Выручка (доход) сегмента - выручка от продажи определенных товаров (работ, услуг) в определенном географическом регионе деятельности организации, а также части общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент;

Информация о работе Методология составления пояснительной записки