Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 22:35, курсовая работа
Целью данной работы является освещение вопросов методологии составления пояснительной записки.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть требования к составлению пояснительной записки;
- изучить состав пояснительной записки;
- охарактеризовать формирование показателей пояснительной записки;
- проанализировать деятельность исследуемого предприятия;
- подвергнуть анализу основные финансовые показатели предприятия;
- составить пояснительную записку к бухгалтерскому балансу предприятия.
Введение 3
Обзор экономической литературы 5
Глава 1. Порядок составления и содержание пояснительной записки 7
1.1. Требования к составлению пояснительной записки 7
1.2. Состав пояснительной записки и общая характеристика ее содержания 11
1.3. Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу предприятия 26
Заключение 37
Список литературы 39
- последствия изменений способов оценки финансовых вложений при их выбытии;
- стоимость финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;
- разница между текущей рыночной стоимостью на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений, по которым определялась текущая рыночная стоимость;
- по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, - разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения, начисляемая в соответствии с порядком, установленным пунктом 22 ПБУ 19/02;
- стоимость и виды ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;
- стоимость и виды выбывших ценных бумаг и иных финансовых вложений, переданных другим организациям или лицам (кроме продажи);
- данные о резерве под обесценение финансовых вложений с указанием: вида финансовых вложений, величины резерва, созданного в отчетном году, величины резерва, признанного операционным доходом отчетного периода; сумм резерва, использованных в отчетном году;
-
по долговым ценным бумагам и предоставленным
займам - данные об их оценке по дисконтированной
стоимости, о величине их дисконтированной
стоимости, о примененных способах дисконтирования21.
Вывод
Информация, содержащаяся в пояснительной записке, позволяет пользователям бухгалтерской отчетности составить полную и объективную картину о финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Об этом говорится в пункте 19 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н22.
В пояснительной записке отражаются: численность работников, материалоемкость и фондоемкость производства, технические характеристики основных средств, основные экономические показатели за ряд лет, перспективы изменения финансового состояния и другие сведения23.
Исключительно в составе пояснительной записки представляется информация об аффилированных лицах (ПБУ 11/2000)24, информация по сегментам (ПБУ 12/2000)25, а с 2003 года -- и информация по прекращаемой деятельности (ПБУ 16/02)26.
Однако не все организации представляют пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности. Так, не составляют ее общественные организации (объединения). Основание -- пункт 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом № 67н. Некоммерческим организациям и малым предприятиям, которые не подлежат обязательному аудиту, в этом вопросе предоставлено право выбора. Составлять пояснительную записку или нет, они решают сами.
Включение в состав бухгалтерской отчетности пояснительной записки является обязательным для всех организаций, за исключением бюджетных, а также общественных организаций и объединений, включая их структурные подразделения, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг). Право не представлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности имеют также субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации27.
В пояснениях должно быть указано, что бухгалтерская отчетность сформирована организацией исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской отчетности отступления от этих правил в соответствии с пунктом 6 ПБУ 4/99.
Составление пояснительной записки представляет собой важный этап формирования бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка является важным элементом годовой бухгалтерской отчетности. В ней содержится дополнительная информация о деятельности организации, которая не отражена в других отчетных формах28.
Все организации в составе бухгалтерской отчетности должны представить пояснительную записку. Исключение составляют общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также субъекты малого предпринимательства.
Поскольку формы бухгалтерской отчетности с 1 по 5 не всегда дают полное и подробное представление о финансово-хозяйственном состоянии организации, от достоверности, представленной в пояснительной записке информации напрямую зависит, какие выводы сделают заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности29.
В пояснительной записке обязательно указание на то, что бухгалтерская отчетность сформирована исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности.
Для отражения состояния организации на отчетную дату во всех существенных аспектах пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
1. Сведения об организации:
организационно-правовая форма и наименование юридического лица;
юридический и фактический адрес;
среднегодовая численность работающих за отчетный период или на отчетную дату;
состав членов исполнительных и контрольных органов;
сведения об учредителях;
размер уставного капитала;
сведения об аудиторе, оценщике;
наличие лицензий, сроки их выдачи;
структура управления организацией;
сумма налогов, уплаченных организацией в отчетном году30.
2. Содержание учетной политики:
раскрываются отдельные правила учета активов и обязательств, принятые учетной политикой;
указывается причина изменения учетной политики;
отражаются последствия изменения учетной политики по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
сообщается об изменении учетной политики на год, следующий за отчетным;
указывается, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
3. Информация об отдельных активах и обязательствах:
- по основным средствам:
о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
о сроках полезного использования объектов;
о способах начисления амортизации и ее отражения в бухучете;
о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
об объектах недвижимости, находящихся в процессе государственной регистрации, но уже принятых в эксплуатацию и фактически используемых;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов собственных основных средств;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств;
о способах оценки активов, приобретенных по договорам, предусматривающим погашение обязательств неденежными средствами;
о сумме уценки объектов основных средств, которая в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- по материально-производственным запасам:
о способах оценки МПЗ по их группам (видам),
о последствиях изменений этих способов,
о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
- по кредитам и займам:
о наличии, сроках погашения и изменении величины задолженности по основным видам займов и кредитов;
о величине, видах, сроках погашения выданных векселей и размещенных облигаций;
о суммах затрат по займам и кредитам, включенных в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов;
о величине средневзвешенной ставки займов и кредитов (при ее применении).
- по финансовым вложениям:
о способах оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам) и последствия изменений этих способов;
о стоимости и видах ценных бумаг и иных финансовых вложений, обремененных залогом;
о стоимости и видах переданных другим организациям или лицам (кроме продажи) ценных бумаг и иных финансовых вложений;
о составе и движении резерва под обесценение финансовых вложений;
об оценке долговых ценных бумаг и предоставленных займов по дисконтированной стоимости.
- по активам и обязательствам, выраженным в иностранной валюте:
величина курсовых разниц, отнесенных на финансовые результаты;
величина курсовых разниц, учтенных иным образом;
официальный курс Банка России, действовавший на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности31.
4. Анализ и оценка структуры баланса и динамика прибыли:
- указываются основные виды деятельности организации за отчетный период;
- оценивается финансовое состояние на краткосрочную перспективу, для этого рассчитываются коэффициенты:
текущей, абсолютной и критической ликвидности;
обеспеченности собственными средствами;
способности восстановления (или утраты) платежеспособности;
рентабельности;
финансовой зависимости;
финансовой активности;
финансовой устойчивости и т.д.
- дается оценка текущей платежеспособности, при этом указывается:
наличие денег в кассе и на расчетных счетах;
наличие убытков;
просроченные дебиторская и кредиторская задолженности;
не погашенные в срок кредиты и займы;
наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом;
уплаченные (подлежащие уплате) штрафные санкции за неисполнение обязательств перед бюджетом);
оценка положения организации на рынке ценных бумаг и причины имевших место негативных явлений.
- дается оценка финансового состояния на долгосрочную перспективу, при этом указываются следующие показатели:
структура источников средств;
степень зависимости фирмы от внешних инвесторов и кредиторов и др.
5. Сведения о доходах и расходах организации:
об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (или отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (или деятельности);
о составе затрат на производство (или издержках обращения);
Информация о работе Методология составления пояснительной записки