Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета оплаты, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы на ООО «Морозко».
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
Рассмотреть организационные основы аудита расчетов по оплате труда;
Представить план аудиторской проверки на ООО «Морозко»;
Показать методику аудиторской проверки;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы учета расчетов
с персоналом по оплате труда……………………………………………...5
1.1. Цели, задачи и объекты аудита расчетов по оплате труда…………..5
1.2. Основы проведения аудиторской проверки расчетов
по оплате труда……………………………………………………..…..8
1.3. Организационно-экономическая и правовая характеристика
ООО «Морозко»………………………………………………………14
2. Подготовка аудиторской проверки расчетов с персоналом
по оплате труда ………………………………………………………..17
2.1. Планирование аудита…………………………………………………17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом
по оплате труда………………………………………………………..19
2.3. Составление плана и программы аудита……………………………...22
2.4. Методы получения аудиторских доказательств……………………..26
3. Проведение аудиторской проверки расчетов по оплате труда
в ООО «Морозко»…………….…………………………………..27
3.1. Проведение аудиторской проверки…………………………………...27
3.2. Оценка и оформление результатов аудита расчетов с персоналом
по оплате труда………………………………………………………. .31 Заключение……………………………………………………………….....35
Список использованной литературы………………….
Сумма депонированной заработной платы отражается в учете по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70.
Учет рабочего времени ведется в табеле учета рабочего времени. (Формы Т-12 или Т-13).
Организация ежегодно предоставляет работникам отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и оплачивается исходя из средней заработной платы.
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности служит выданный в установленном порядке больничный листок.
Расчет заработной платы производится в ведомости расчета заработной платы (Т-51), открываемой на каждого работника.
Заработная плата производственных рабочих прямо включается в себестоимость соответствующих видов продукции.
Заработная плата управленческого персонала прямо относится на расходы в конце месяца в полном объеме.
Изучив вышеизложенную информацию о деятельности и структуре ООО «Морозко», можем сказать об эффективности имеющейся структуры предприятия.
2. Подготовка аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда
2.1. Планирование аудита
Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Целью планирования аудита является определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.
Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:
1. предварительное планирование;
2. подготовка и составление общего плана;
3. подготовка и составление программы.
В соответствии с правилом (стандартом) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» работа с ООО «Морозко», должна начинаться с предварительного планирования. Письму-обязательству о согласии на проведение аудита должно предшествовать официальное предложение ООО «Морозко» с просьбой об оказании ему аудиторских услуг. После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Правильнее сказать, на данной стадии происходит обоюдное знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и потенциального клиента, обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон (в первую очередь аудиторской организации) принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества.
По завершении стадии предварительного планирования аудитор должен принять решения:
1. о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности ООО «Морозко»;
2. о принципиальной возможности сотрудничества с ООО «Морозко»;
3. о наличии в аудиторской организации необходимых ресурсов для качественного аудита бухгалтерской отчетности ООО «Морозко».
Основные процедуры предварительного ознакомления аудитора с клиентом:
1. определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
2. определение отраслевых особенностей и специфики деятельности ООО «Морозко», его организационно-управленческого устройства;
3. знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок;
4. экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента;
5. оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т.д.[12]
В общем плане аудита предусматриваются сроки проведения аудита, составляется график проведения аудита, отчет и аудиторское заключение.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:
а) реальные трудозатраты;
б) уровень существенности;
в) проведенные оценки рисков аудита.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. Для повышения доверия и действенности аудита аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом
2.2. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда
Свою работу аудиторы начинают с ознакомления с проверяемой организацией, для чего изучают учредительные документы, вид деятельности, учетную политику. Большую помощь при этом оказывают беседы с руководителем и специалистами ООО «Морозко», проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации результаты ее работы за исследуемый период.
Основной целью аудитора при проверке является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
При определении эффективности систем внутреннего контроля приобретают многие факторы:
1. круг работников, участвующих в формировании информации на предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;
2. наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению дел и формированию информации;
3. наличие технических средств контроля;
4. наличие технологии контроля;
5. контролируемые параметры.
Из беседы с работниками бухгалтерской службы установлено, что:
1. рабочие места бухгалтерии полностью автоматизированы. Все применяемые алгоритмы расчетов по оплате труда соответствуют требованиям нормативной документации;
Из беседы с главным бухгалтером установлено, что:
1. Контроль за работой расчетной группы осуществляется только на конечной стадии расчетов заработной платы, т.е. при составлении чека и подписания ведомостей на выдачу заработной платы.
Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по выделенным комплексам задач (табл. 1).
Таблица 1
«Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда»
№ п/п | Содержание вопроса | Вариант ответа | Примечание | ||
|
| дДа | нНет | нет ответа |
|
1. Соблюдение положений законодательства о труде | |||||
1. | Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава : Личные карточки (ф № Т-2)
Приказ о предоставлении отпуска (ф № Т-6)
Приказ о переводе на другую работу (ф №15)
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (ф № Т-8) | + |
|
|
|
2. | Ведутся ли на рабочих трудовые книжки | + |
|
|
|
3. | Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании | + |
|
| Штатное расписание сверяет бухгалтерия с данными лицевых счетов |
4. | Ведутся ли в отделах табели учета рабочего времени | + |
|
|
|
| 2. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам | ||||
1. | Применяются ли на предприятии утвержденные отделом кадров нормы и расценки по видам работ | + |
|
|
|
2. | Используются ли типовые формы первичных документов | + |
|
|
|
3. | Организовано ли гашение (проставлением отметки об оплате) первичных документов
|
| + |
|
|
4. | Применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда
| + |
|
|
|
5. | Применяются ли наряды на бригаду | + |
|
|
|
| |||||
| 3. Учет и начисление повременных и других видов оплат | ||||
1 | Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени
| + |
|
|
|
2 | Проверяет ли отдел кадров или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат | + |
|
|
|
3 | Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы | + |
|
|
|
| 4. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц | ||||
1 | Применяется ли ПК для расчета удержаний | + |
|
|
|
2 | Проставлены ли в лицевых счетах данные для правильного исчисления удержаний: НДФЛ Исполнительных листов Прочих удержаний |
+ + + |
|
|
|
| 5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний) | ||||
1 | Какие ведутся документы по аналитическому учету: Расчетно-платежные ведомости Лицевые счета
|
+ + |
|
|
|
2 | Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими
|
| + |
|
|
3 | Применяются ли ПК для ведения аналитического учета | + |
|
|
|
| 6. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ | ||||
1 | Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости | + |
|
|
|
2 | Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному, медицинскому страхованию и пенсионному фонду | + |
|
|
|
3 | Применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда | + |
|
|
|
4 | Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда |
| + |
|
|
| 8. Расчеты по депонированной заработной плате | ||||
1 | Ведется ли на предприятии книга учета депонированной заработной плате
|
| + |
| Нет таких случаев |
2 | Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 91 «прочие доходы и расходы» по истечении срока исковой давности
|
| + |
| |
3 | Применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате |
| = |
|
По данным заполненного теста можно охарактеризовать организацию системы внутреннего контроля в ООО «Морозко» на хорошем уровне. Для учета операций по оплате труда применяются ПК, что значительно повышает возможность сопоставления данных.
Также по данным теста можно сказать, что организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда отвечает требованиям оперативности и достоверности, но полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя.
2.3. Составление плана и программы аудита
После оценки состояния внутреннего контроля организации аудитору необходимо составить план и программу аудиторской проверки.
Далее представлен общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «Морозко»:
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. Проверка состояния внутреннего контроля по трудовым отношениям.
2. Аудит системы начислений заработной платы
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы
4. Проверка ведения аналитического учета по работникам и сводных расчетов по оплате труда.
5. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды
6. Оформление результатов проверки
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы (табл. 2).
Таблица 2
Программа аудита расчетов по оплате труда в ООО «Морозко»
Проверяемая организация | ООО «Морозко» | |||||||
Период аудита | с 06.02.12 по 21.02.12 | |||||||
Количество человеко–часов | 288 | |||||||
Руководитель аудиторской группы | Горин Р.Н. | |||||||
Состав аудиторской группы | Горин Р.Н., Антонова П.П. | |||||||
Планируемый аудиторский риск | 3% | |||||||
Планируемый уровень существенности | 20% | |||||||
Перечень аудиторских процедур | Период проведения | Исполнители | Проверяемые документы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде | ||||||||
1.1. Определение степени унификации первичных времени персонала и рабочего документов по учету | 06.02.12 | Антонова П.П. | Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета рабочего времени, личные карточки | |||||
1.2. Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение) | 06.02.12 | Антонова П.П. | Приказы, контракты, трудовые договора, личные карточки, трудовые книжки | |||||
1.3. Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате | 06.02.12 | Антонова П.П. | Тарификационный список, штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, Правила внутреннего трудового распорядка в ООО «Морозко» | |||||
1.4. Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы | 07.02.12 | Антонова П.П. | Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. №Т-12), личные карточки (ф. №Т-2) | |||||
1.5. Проверка правильности заработной платы учета депонированной
| 07.02.12 | Антонова П.П. | Книга учета депонированной заработной платы, ордера расходные кассовые депонентские карточки | |||||
2. Аудит системы начислений заработной платы | ||||||||
2.1. Проверка обоснованности начислений заработной платы | 08.02.12 | Антонова П.П. | Положение по оплате труда, трудовые договора, личные карточки, расчетно – платежные ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание | |||||
2.2. Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат | 09.02.12 | Антонова П.П. | Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы | |||||
2.3 Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей | 10.02.12 | Горин Р.Н. | Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расчетно–платежные ведомости, табели учета рабочего времени | |||||
2.4. Проверка правильности расчета пособий средств ФСС РФ выплачиваемых за счет
| 10.02.12 | Горин Р.Н. | Заявления работников на выплату пособий, листки нетрудоспособности, путевки на санаторно-курортное лечение, счета организаций, оказывающих услуги, расчетно-платежные ведомости, личные карточки | |||||
2.5. Проверка правильности образования и корректировки резервов: на предстоящую оплату отпусков работников; года на выплату ежегодного лет; на выплату вознаграждений по итогам вознаграждения за выслугу | 10.02.12 | Антонова П.П. | Журналы-ордера N 10 10/1, 10а, 12, 13а, 15, 18 ведомости N 12, 13
| |||||
3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы | ||||||||
3.1. Проверка право–мерности применения вычетов и льгот для исчисления НДФЛ | 13.02.12 | Антонова П.П. | Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ | |||||
3.3. Проверка правильности удержаний по исполнительным листам | 13.02.12 | Антонова П.П., Горин Р.Н. | Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета | |||||
3.4. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц | 14.02.12 | Антонова П.П. | Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начислений входят в облагаемую базу НДФЛ) | |||||
3.5. Проверка правильности удержания подотчетных сумм | 14.02.12 | Антонова П.П. | Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) | |||||
3.6. Проверка депонированных сумм по заработной плате | 14.02.12 | Антонова П.П. | Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса | |||||
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета | ||||||||
4.1. Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе ООО «Морозко» по всем видам оплат | 14.02.12 | Антонова П.П. | Лицевые счета, расчетно-платежные документы, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника | |||||
4.2. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета | 15.02.12 – 16.02.12 | Антонова П.П. | Главная книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно – сальдовые ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по заработной плате | |||||
4.3.Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции выплат, начисленных персоналу | 16.02.12 | Антонова П.П. | Главная книга, приказы, Журналы-ордера N 10, 10/1, 10а, ведомости N 12, 13, 13а, 15, 18,
| |||||
4.4. Проверка правильности отнесения страховых продукции (работ, услуг) фонды на себестоимость взносов во внебюджетные | 16.02.12 | Антонова П.П. | Журналы-ордера N 9, 10, 10/1, 10а, Главная книга
| |||||
5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды | ||||||||
5.1. Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды | 17.02.12 | Горин Р.Н. | Индивидуальные карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок |
Руководитель аудиторской фирмы ______________ Зейналов А.Г.
Руководитель аудиторской группы ______________ Горин Р.Н.
Рабочими документами аудиторов по аудиторской проверке организации являются аналитические таблицы и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации были учтены следующие факторы:
1. предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
2. объект проверки узконаправленный;
3. организация использует компьютерный учет и бухгалтерские программы «1С: Предприятие 7.7» и «1С: Зарплата + Кадры».
2.4. Методы получения аудиторских доказательств
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие процедуры:
проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) - используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Инспектирование – проверка документов по форме и по существу - позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.,
прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.[14]