Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 21:35, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета оплаты, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы на ООО «Морозко».
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
Рассмотреть организационные основы аудита расчетов по оплате труда;
Представить план аудиторской проверки на ООО «Морозко»;
Показать методику аудиторской проверки;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Теоретические и методологические основы учета расчетов
с персоналом по оплате труда……………………………………………...5
1.1. Цели, задачи и объекты аудита расчетов по оплате труда…………..5
1.2. Основы проведения аудиторской проверки расчетов
по оплате труда……………………………………………………..…..8
1.3. Организационно-экономическая и правовая характеристика
ООО «Морозко»………………………………………………………14
2. Подготовка аудиторской проверки расчетов с персоналом
по оплате труда ………………………………………………………..17
2.1. Планирование аудита…………………………………………………17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с персоналом
по оплате труда………………………………………………………..19
2.3. Составление плана и программы аудита……………………………...22
2.4. Методы получения аудиторских доказательств……………………..26
3. Проведение аудиторской проверки расчетов по оплате труда
в ООО «Морозко»…………….…………………………………..27
3.1. Проведение аудиторской проверки…………………………………...27
3.2. Оценка и оформление результатов аудита расчетов с персоналом
по оплате труда………………………………………………………. .31 Заключение……………………………………………………………….....35
Список использованной литературы………………….
Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги начислений или по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.
При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений.
Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях. Далее осуществляется проверка расчетов по оплате труда. Это довольно трудоемкий процесс, поэтому аудитор проводит проверку наиболее значимых расчетов.
Контроль аналитического учета расчетов по оплате труда может быть сплошным или выборочным. Обычно применяют выборочный метод контроля.
Особое внимание при проверке аналитического учета расчетов по оплате труда с работающими следует обратить на формирование совокупного дохода по работающим. Помимо прямых начислений в совокупный доход должны быть включены: стоимость натуральной оплаты работникам, вознаграждения по результатам работы за год, стоимость проезда к месту отдыха работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в отдаленных районах Дальнего Востока, стоимость бесплатно предоставляемого питания и продуктов, единовременные вознаграждения за выслугу лет и др.
Синтетический учет расчетов по оплате труда предусматривает проверку данных по счету 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и корреспондирующих счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журналов-ордеров №№ 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров № 1 “Касса” № 2 “Расчетный счет” № 8 – по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами и др. [12]
При использовании автоматизированной формы учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса (форма № 1) по статьям “Расчеты с кредиторами по оплате труда” и “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” раздела YI пассива и по статье “Расчеты с прочими дебиторами” раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Далее контролируется правильность отнесения начисленной заработной платы на соответствующие счета затрат. Здесь необходимо руководствоваться Положением о составе затрат и другими нормативными документами.
Помимо расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения налогов, перечисляемых в бюджет (на нужды образования, транспортный налог и др.) и внебюджетные фонды (счет 69): по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, по фонду занятости.
Доплата за работу в ночное время осуществляется на основании табеля учета рабочего времени с итоговым количеством за месяц и регулируется ст. 96 и 154 ТК РФ.
Доплата за работу в сверхурочное время также подтверждается данными табеля. Согласно ст.152 ТК РФ [3] сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы – не менее чем в двойном. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ)[3]. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Оплата работы в праздничные дни должна подтверждаться приказом на работу в праздничные дни и табелем учета рабочего времени. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ)[2] По желанию работника, работавшего в выходной или праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Согласно ст. 114 ТК РФ [3] штатным работникам ежегодно предоставляются очередные отпуска по графику, утвержденному администрацией предприятия. Основанием для расчета суммы отпускных является приказ, в котором указывается, кому предоставляется отпуск, с какого числа, продолжительность отпуска. С 01.02.2002 г. минимальная продолжительность отпуска – 28 календарных дней.
Необходимо отметить, что замена отпуска компенсацией за него не допускается. Лишь часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ) [3].
Если работник увольняется или переводится на другое предприятие, не использовав очередной отпуск, то ему начисляется компенсация [3]. Для этого также рассчитывают среднедневной заработок и количество дней неиспользованного отпуска.
Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Основанием для выплаты пособий являются больничные листки, выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от стажа работы сотрудника и среднего заработка:
при непрерывном стаже работы до 5 лет – 60% заработка;
от 5 до 8 лет – 80% заработка;
более 8 лет – 100% заработка.
Независимо от стажа работы пособие выдается в размере 100% вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; лицам, имеющим на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет; по беременности и родам и в других случаях.
По исполнительным листам судов производятся удержания алиментов (штрафов). Они могут удерживаться и по заявлению работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.[12]
Кроме того, аудитору необходимо проконтролировать ведение аналитического учета депонированной заработной платы по каждой невостребованной сумме в реестре не выданной заработной платы или на депонентских карточках.
После проверки сводной ведомости по заработной плате, а также бухгалтерского учета сумм депонированной зарплаты аудитор осуществляет проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов.
При проверке учетных регистров должны быть охвачены следующие вопросы:
обеспечивает ли совокупность учетных регистров полное отражение хозяйственных операций предприятия;
удобны ли для использования эти регистры и достаточно ли они наглядны, обладают ли большой информационной емкостью,
пригодны ли они для составления необходимой отчетности и для пользования в экономическом анализе;
увязаны ли они друг с другом и с Главной книгой, обеспечивая этим контроль полноты и правильности учетных записей.[13]
Проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений.
В заключение аудита расчетов по оплате труда необходимо сверить обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» с данными журналов-ордеров корреспондирующих счетов.
Затем сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям как Главной книги, так и бухгалтерского баланса (ф. № 1) по ст. «Задолженность перед персоналом организации» и «Задолженность перед государственными внебюджетными» раздела V пассива и по ст. «Прочие дебиторы» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования).
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета.
Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета и др.[12]
1.3. Организационно-экономическая и правовая характеристика
ООО «Морозко»
ООО «Морозко» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли.
Основная деятельность - производство и реализация строительных материалов, а также частичное приобретение строительных товаров для перепродажи. Предприятие постоянно расширяет ассортимент как готовой продукции, так и товаров: строительные смеси, стройматериал, отделочные материалы, строительные инструменты и спецодежда.
ООО «Морозко» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в учреждении банка, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки.
Предпринимательская деятельность заключается в перепродаже спецстройодежды, строительного инструмента и оборудования и некоторых товаров, предназначенных для отделки помещений.
Размер уставного капитала 500 тысяч рублей, среднесписочная численность работников 95 человек.
На предприятии ведутся работы по повышению качества вышеуказанной продукции и улучшению условий труда.
Диагностика контрольной среды предприятия всегда начинается с построения организационной структуры (Приложение 1).
Структура управленческого персонала:
1. Бухгалтерия – 10 человек
2. Отдел снабжения – 2 человека
3. Отдел главного инженера – 3 человека
4. Производственный отдел – 8 человек
5. Отдел сбыта – 3 человека
6. Отдел кадров – 2 человека
В соответствии с законом РФ «О бухгалтерском учете», главный бухгалтер назначается на должность руководителем организации.
В состав бухгалтерии входят:
1. Бюро по учету и сбыту готовой продукции (2 человека), где осуществляется учет готовой продукции на складах и её сбыта;
2. Группа учета материалов (2 человека), отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования.
3. Группа расчетов с рабочими и служащими (3 человека) на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды.
4. Производственно – калькуляционная группа (2 человека), где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутрицехового хозрасчета, составляется отчетность о производстве.
5. Общая группа (3 человека), работники которой ведут учет остальных операций, заполняют Главную книгу, составляют бухгалтерскую отчетность.
В бухгалтерии имеется график учетных работ, назначение которого – распределение работ между исполнителями, определение времени для выполнения работ.
ООО «Морозко» находится на общем режиме налогообложения. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются первичными документами.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных журналах, на отдельных листах, карточках, и в 1С Бухгалтерия 7.7. и «1С: Зарплата + Кадры».
Большое внимание в организации уделяется грамотному учету и анализу оплаты труда – одному из основных объектов бухгалтерского учета.
Существенными способами ведения бухгалтерского учёта, принятыми при формировании учётной политики предприятия и подлежащими раскрытию в составе бухгалтерской отчётности в отношении учета расчетов по оплате труда, являются:
Выплаты заработной платы осуществляются на основании трудового договора.
Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда Планом счетов предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Суммы оплаты труда, причитающиеся работникам, отражаются по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников.
Форма оплаты работников повременно-премиальная по окладу согласно табеля (по дням).
Выдача наличных денег из касс предприятий на выплату заработной платы производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям