Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:22, курс лекций
По мнению американских ученых по бухгалтерскому учету Э.С Хендриксена и М.Ф. Ван Бреда, теория бухгалтерского учета была определена как взаимосвязанный набор логических принципов, которые:
-обеспечивают лучшее понимание соответствующей практики специалистами;
- дают концептуальную основу для оценки, существующей учетной практики;
- направляют развитие новых практических методов и процедур.
Консолидированная отчетность представляет собой финансовую отчетность группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Порядок составления данной отчетности регламентируется Стандартом бухгалтерского учета 13 «Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние товарищества», утвержденное Постановлением Национальной комиссии Республики Казахстан по бухгалтерскому учету от 14 ноября 1996 г. № 4.
Финансовая отчетность юридического
лица является открытой к публикации
для заинтересованных пользователей.
Она может обеспечить общественность
информацией о направлениях развития
и последних достижениях
Организации представляют финансовую отчетность:
1) учредителям (участникам) в соответствии с учредительными документами;
2) органам государственной
статистики Республики Казахстан по
месту регистрации в органах статистики
Республики Казахстан;
3) органам государственного
контроля и надзора Республики Казах
стан в соответствии с их компетенцией.
Финансовая отчетность
представляется в национальной валюте
Республики Казахстан.
Организации представляют годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
14.2 Бухгалтерский баланс
Основной формой отчетности служит бухгалтерский баланс. В рыночной экономике Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Так, баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации на определенную дату. Из баланса они узнают, чем владеет собственник, т.е. каков в количественном и качественном отношении тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться.
По балансу определяют, сумеет ли организация в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими или ему угрожают финансовые затруднения.
Далее по балансу определяют конечный финансовый результат работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы и который отражается в виде чистого дохода.
На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование организации, осуществляется контроль за движением денежных потоков в соответствии с полученным доходом.
Данные Бухгалтерского баланса также широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями, а также органами государственного управления, поскольку, отражая совокупность имущественных отношений данного хозяйствующего субъекта, балансы отдельных организаций дают богатый материал для изучения особенностей современной экономической жизни. Ряд сложных проблем современной хозяйственной политики невозможно решить без внимательного анализа баланса.
Под техникой составления Бухгалтерского баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ (процедур). Эти процедуры включают в себя подготовительные работы, например, инвентаризацию, разграничение отдельных статей (доходов и расходов) между отдельными отчетными периодами, отражение списаний (погашения) стоимости имущества, закрытие счетов и подведение итогов в соответствующих учетных регистрах. Основой для составления Бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами.
В Бухгалтерском балансе должны быть раскрыты итоговые суммы долгосрочных, текущих активов, собственного капитала, долгосрочных и текущих обязательств.
Активы, обязательства, собственный капитал разделены в структуре баланса для того, чтобы показать их взаимосвязь и сфокусировать внимание пользователя на важных подразделах.}
14.3 Отчет о прибылях и убытках
Отчет о прибылях и убытках - это отчет, который характеризует финансовые результаты организации за определенный период. Содержание отчета о доходах и расходах регламентируется МСФО № 1 «Представление финансовой отчетности».
В деловых и
инвестиционных кругах он используется
для определения
Этот отчет
позволяет пользователям
Во-первых, инвесторы и кредиторы могут использовать информацию Отчета о прибылях и убытках для оценки предыдущей деятельности организации. Хотя прошлые успехи совсем не означают успехов в будущем, некоторые важные тенденции могут быть определены на основании исторических данных.
Во-вторых, данный отчет помогает пользователям определить риск недостижения определенного уровня потоков денежных средств. Информация по различным составляющим чистого дохода - доходам и расходам - подчеркивает их взаимосвязь. Имея такую информацию, можно, например, оценить влияние изменения спроса на продукцию организации, на доходы и расходы организации (т.е. на чистый доход).
Отделив операционную деятельность от других видов деятельности, можно обнаружить то, что не видно с первого взгляда, потому что основным средством получения доходов является именно операционная деятельность.
На сумму чистого дохода часто влияют принятые в организации методы учета. Например, одна организация учитывает износ производственных средств ускоренным методом, а другая использует метод прямолинейного списания. Предположив, что все факторы одинаковы, доход первой организации будет ниже, чем у второй, даже если они практически ничем не отличаются друг от друга. Таким образом, качество чистого дохода данной организации тоже имеет значение. Организации, использующие либеральную (агрессивную) учетную политику показывают в отчетах значительное повышение чистого дохода за короткий промежуток времени. В таких случаях говорится, что качество чистого дохода низкое.
Чистый доход или убыток должен включать в себя все признанные в отчетном периоде доходы и расходы. Исключение могут составлять лишь те доходы и расходы, которые в соответствии с требованиями других стандартов бухгалтерского учета должны относиться непосредственно на статьи собственного капитала. Примерами таких исключений являются суммы дооценки или уценки основных средств.
Доходы и расходы группируются в Отчете о прибылях и убытках таким образом, чтобы выявить доход (убыток) от обычной деятельности и результат чрезвычайных обстоятельств. При этом концепция чистого дохода (убытка) основана на убеждении того, что любые доходы и расходы относятся к обычной деятельности, поскольку они отражают риски, которым подвержена организация, ведущая дело в определенных политических, экономических и географических условиях.
Чрезвычайными обстоятельствами считаются события и сделки, однозначно отличимые от обычной деятельности. Одна из черт чрезвычайных обстоятельств, как правило, их редкий, неповторяющийся характер. Однако вовсе не обязательно, что все редко случающиеся события относятся к чрезвычайным обстоятельствам. Например, продажа дочерних това- риществ для большинства организаций является не частым событием, но рассматривается в качестве события обычной деятельности. Наиболее распространенные примеры чрезвычайных обстоятельств - это землетрясение, экспроприация собственности и т.д.
Вместе с тем, отнесение к чрезвычайным обстоятельствам даже природных и политических катастроф зависит от того, что для организации является обычной деятельностью. Например, убытки от землетрясения для организации, находящейся в сейсмоопасном районе, должны быть отнесены к результатам от обычной деятельности, поскольку риск таких потерь - обычный риск ведения бизнеса в данной географической зоне.
В рамках обычной деятельности требуется обособленно раскрыть некоторые доходы и расходы. Необходимость в этом возникает, когда из-за своего характера и/или размера сведения о них значимы для объяснения результатов деятельности организации за отчетный период. К примеру, отдельно представляются доход (убыток) от основной (реализация готовой продукции, работ, услуг) и неосновной (реализация основных средств, нематериальных активов, курсовая разница и т.д.) деятельности.
Отчет о прибылях и убытках должен включать в себя следующие статьи:
1) доход от реализации продукции и оказания услуг. По данной статье отражается доход от основной деятельности, который может быть получен от реализации готовой продукции, оказания услуг, а также в виде вознаграждения, процентов, дивидендов, гонораров и ренты, в зависимости от основной деятельности за минусом НДС, акцизов и других налогов, а также стоимости возвращенных товаров, скидок с продаж и цены, предоставленных покупателю;
2) себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг). Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) включает в себя фактические затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), которые группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на страхование, износ основных средств, прочие затраты;
3) валовая
прибыль. Валовая прибыль
представляет собой финансовый результат
от реализации продукции (работ, услуг)
и определяется как разность между доходом
от
реализации продукции (работ,
услуг) и себестоимостью реализованной
продукции
(работ, услуг);
4) Доходы от финансирования. Они могут представлять доходы в виде вознаграждений по предоставленным займам;
5) Прочие доходы. По этой статье могут быть отражены доходы от выбытия прочих активов организации: основных средств, нематериальных активов, финансовых инвестиций;
6) Расходы на реализацию продукции и оказание услуг.
7) Административные расходы
8) Расходы на финансирование. Они могут представлять расходы на выплату вознаграждений по полученным займам;
9) Прочие расходы. По этой статье могут быть отражены расходы связанные с выбытием основных средств, нематериальных активов, финансовых инвестиций; и другие расходы;
10) Доля прибыли/убытка организаций, учитываемых по методу долевого участия
11) Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности. Данная статья представляет собой сумму валовой прибыли, откорректированную на сумму доходов и расходов , учтенных по статьям 4-10;
12) Прибыль (убыток) от прекращенной деятельности
13) Прибыль (убыток) до налогообложения
14) Расходы по корпоративному подоходному налогу
15) Итоговая прибыль (убыток) за период до вычета доли меньшинства
16) Доля меньшинства. Доля меньшинства – это часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочерней компании, приходящаяся на долю в ее капитале, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно через дочерние компании. Так если компания А владеет 70% акций компании Б, то на долю меньшинства приходится 30%.
17) Итоговая прибыль (убыток) за период
18) Прибыль на акцию. Данная статья показывает прибыль на акцию, которая должна быть рассчитана согласно IAS №33 «Прибыль на акцию».}
14.4 Отчет о движении денежных средств
МСФО №7 «Отчет о движении денежных средств» регламентирует порядок составления отчета о движении денег организации.
Основная цель отчета о движении денежных средств – обеспечение организации информацией о поступлении и выбытии денежных средств за отчетный период. Данная отчетная форма призвана помочь инвесторам и кредиторам оценить:
· способность организации генерировать будущие положительные потоки денежных средств;
· способность организации оплатить свои обязательства и выплатить дивиденды;
· причины разницы между размером чистого дохода и размером поступления и выбытия денежных средств;
· наличный и безналичный аспекты деятельности организации
Отчет о движении денежных средств содержит информацию о поступлении и использовании денежных средств и их эквивалентов за отчетный период.
Информация о движении денежных средств организации должна предоставить пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности организации зарабатывать денежные средства, а также для оценки потребностей организации в использовании имеющихся денежных средств. Кроме того, информация, содержащаяся в данном отчете должна удовлетворять потребности различных групп пользователей финансовой отчетности в объективной информации об источниках и направлении использования денежных средств. Наконец, пользователи финансовой отчетности должны оценить влияние инвестиционных и финансовых операций на финансовое положение организации.
В отчете, поступление и выбытие денежных средств показывается в разрезе трёх видов деятельности:
1. Инвестиционная деятельность – включает в себя приобретение и продажу долгосрочных активов в виде недвижимой собственности (здания, сооружения, оборудования), а также других долгосрочных активов и средств погашения задолженности других субъектов; кредит в налично-денежной форме и погашение ссуд другим сторонам (за исключением авансов и ссуд финансовых учреждений).