Результатом выполнения этих методов является
документ, в котором определены все показатели
деятельности предприятия и порядок нахождения
уровня существенности (оформляется письменным
образом и утверждается исполнительным
органом аудиторской компании). Уровень
существенности может быть единым для
все системы показателей, но возможно
выделение более мягких или жестких уровней
существенности для разных показателей.
15. Классификация ошибок.
2 группы:
- ошибки, возникающие в ведении учета
- связанные с особенностями постановки на учет
- связанные с учетом затрат
- неправильное заполнение налоговых деклараций
- повторяющиеся ошибки
- связанные с незнанием законодательной базы бухгалтерского учета (пр., неправильный учет уставного капитала)
- связанные с особенностями налогового законодательства
Искажения отчета:
- преднамеренные
- непреднамеренные
- случайные
- систематические
Поэтому с точки зрения
аудита разделяют:
- ошибка - непреднамеренное искажение финансовой информации в результате арифметических или логическихх погрешностей в учетныз записях и группировках, недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества, расчетов и так далее
- недобросовестные действия - подразумевают наличие мотивирующих факторов и осознаваемых возможностях их совершения
- недобросовестные действия руководителя
- недобросовестные действия сотрудников
- могут возникать на этапе составления отчетности
- в результате присвоения активов
Факторы, влияющие на вероятность
обнаружения аудитором искажения
в бухгалтерской отчетности:
- оценка руководством и аудитором вероятности наличия ошибки
- ограничение по времени и стоимости
- ожидание клиента, что аудитор не обнаружит ошибку
- степень независимости аудитора
- добросовестность аудитора
- доверие аудитора к системе внутреннего контроля
- детализация отдельных положений учетной политики
- соответсвие учетной политики действующему законодательству
Достижение основной
цели проверки
Для достижения основной
цели проверки аудитор должен составить
собственное мнение по следующим вопросам:
- общая приемлемость отчетности - по формам, по правильности и четкости заполнения и так далее
- обоснованность - основания для включение в отчетность тех или иных сумм
- законченность - все ли суммы включены, все ли активы и пассивы принадлежат организации
- оценка - все ли статьи правильно оценены и безошибочно посчитаны
- классификация - достаточно ли оснований относить суммы на тот счет , на который они отнесены
- разделение -
- аккуратность - соответствуют ли данные главной книги суммам, отраженым в журналах ордерах
- раскрытие - все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах или приложениях к ним
16. Оценка организационной системы бухгалтерского
учета
Аудитор должен ознакомиться
со следующими документами:
- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета
- организационная структура предприятия
- ответственный за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности
- распределение обязанностей, полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности
- организация подготовки оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции
- формы ведения системы бухгалтерского учета - последовательность обработки первичных документов
- роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах данных таких регистров
- определить риски возникновения ошибок или искажения бухгалтерской отчетности
- убедиться что, система обеспечивает:
- текущее наблюдение, измерение и регистрацию финансово-хозяйственных операций
- информация, содержащаяся в первичных документах, систематизируется
- осуществляется внутренний контроль за достоверностью исопльзуемой информации
- соблюдается своевременность составления отчетности
16.1. Проверка системы документооборота
Система документооборота
бухгалтерских регистров регламентируется
утвержденным руководителем графиком документооборота. Аудитор
должен проверить наличие или отсутвие
дублирования/разрывов в графике документооборота.
Принятая система документооборота
должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности
- должна позволять выявлять скрытые резервы (особенно материальные запасы)
- отражение фактов хозяйственной деятельности таким образом, чтобы это соответствовало не только юридической стороне, но и позволяло сделать вывод об экономической целесообразности
- аудитор должен убедиться, что:
- присутствуют необходимое количество экземпляров первичного документа
- обозначен ответственныйза оформление
- обозначен ответственный за исполнение
- обозначен срок исполнения
присутсвует порядок
передачи документа в архив
17. Аудит денежных средств
Цель аудита денежных
средств - установление соответсвия
применяемой методики бухгалтерского учета к нормативным
документам, действующим в период аудита.
Так как нормативные документы изменяются,
то при проведении аудита аудитор выделяет
группы нормативных документов, действующих
в определенные периоды.
Задачи аудита денежных
средств:
- своевременное и полное отражение в бухгалтерском учете операций с денежными средствами
- правильное документальное оформление операций
- контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием (специальное оборудование, комната, в которой находиться касса, сигнализация)
- своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение их в балансе (акт инвентаризации, правильно оформленные выявленные результаты инвентаризации)
17.1. Последовательность аудиторской проверки
денежных средств:
- подборка нормативных документов, действующих по проверяемым периодам
- составление аудиторской программы в виде тестов контроля и программы процедур по существу
- устанавление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье "Денежные средства" и отчета о движении денежных средств: счета учета денежных средств
- проверка работы с материально-ответственными лицами
- наличие договора
- правильность его оформления
- определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита
- документальное оформление движения наличности
- выявление существенных нарушений ведения учета
- выявление нарушений подготовки отчетности
- выявление нарушений в соблюдении законодательства
- выражение мнения - подготовка к аудиторскому заключению
- составление требований к объекту по устранению нарушений в учете и отчетности
17.2. Источники информации
при проверке денежных средств:
- баланс
- отчет о движении денежных средств
- главная книга/оборотно-сальдовая ведомость
- касса - счет 50
- рассчетные счета - счет 51
- и так далее
- кассовая книга - заполняется каждый операционный день
- отчеты кассира
- акты инвентаризации
- если используются контроль-кассовые машины, то данные с них
17.3. Программа аудита
денежных средств в кассе:
Проверяемый объект |
Аудиторская процедура |
Источники информации |
наличные в кассе, денежные документы отраженные в учете |
инвентаризация кассы,
осмотр, опрос, просмотр и сравнение документов |
кассовая книга, акты
инвентаризации денежных средств, опись ценных
бумаг и бланков |
процедура отражения в учете денежных средств
и документов |
осмотр, просмотр и сравнение документов; проверка соблюдения
в организации правил совершения кассовых
операций |
приходные и расходные
кассовые ордера, журналы регистрации кассовых
ордеров, кассовая книга |
полнота и правильность оформления первичных
кассовых документов |
просмотр и сравнение
документов |
приходные и расходные
кассовые ордера, журналы регистрации кассовых
ордеров, кассовая книга |
соблюдение порядка
выдачи денег по доверенности |
просмотр доверенности |
доверенности, приложенные к расходно-кассовым ордерам, ведомости |
соблюдение установленного лимита наличных денежных средств
в кассе |
просмотр и сравнение
документов |
кассовая книга, сообщение
банка о размере лимита |
соблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов
с юридическими лицами |
опрос и просмотр документов |
расходные кассовые ордера |
наличие договоров о
полной материальной ответственности |
просмотр документов |
договор о материальной
ответственности |
применение контрольно-кассовой
техники при наличных расчетах |
проверка контрольных
лент, сличение с кассовой книгой, при
необходимости аудитор может
провести неожиданную ревизию |
книга кассира-операциониста,
контрольные ленты, кассовая книга |
проверка оборотов и
остатков по счету 50 на соответствие данным
главной книге |
просмотр и сравнение
документов |
кассовая книга, ведомости,
главная книга |
выборочная проверка
целевого использования денежных средств |
просмотр и проверка,
сравнение документов |
выписки банком, кассовые
документы, ведомости, регистры по счетам
50, 51 |
определяется порядок
ведение кассовых операций в иностранной
валюте |
просмотр и сравнение
документов |
кассовая книга, учетные
регистры по счетам 50, 52 |
правильность отражения
в учете и бухгалтерской отчетности кассовых
операций |
просмотр и сравнение документов |
карточка, оборотно-сальдовая
ведомость по счету 50 |
проверка наличия в
организации действующей системы внутреннего
контроля по кассе |
просмотр и сравнение
документов, опрос, проверка соблюдения
принятых правил |
акты инвентаризации
денежных средств |
17.4. Программа аудита
расчетного счета:
Проверяемый объект |
Аудиторская процедура |
Источники информации |
установление количества
открытых предприятием банковских счетов |
просмотр и сравнение
документов, запрос в налоговую инспекцию |
выписки банка |
устанавливается соответствие суммы остатков
денежных средств в выписках банка и учетных
регистрах на начало и конец периода |
просмотр и сравнение
документов |
выписки банка, учетные
регистры по счету 51 |
проверка наличия права
подписи денежных документов |
просмотр и сравнение документов, наличие
банковской карты |
приказ руководителя
о назначении главного бухгалтера |
встречная проверка платежных документов предприятия с его
контрагентами на одну и ту же операцию |
запрос |
документы, подтверждающие операцию |
проверка правильности корреспонденции счетов
по движению средств, платежных документов |
просмотр и сравнение
документов |
платежные поручения, регистры учета по соответствующим счетам |
устанавливает соответствие
данных отчетности данным бухгалтерского
учета |
просмотр и сравнение документов |
форма 4 "отчет о
движении денежных средств", регистры учета по
счету 51 |
17.5. Типичные ошибки, нарушения
и ответственность за них.
- недостачи или излишки денежных средств в кассе
- недостача - списывается
- излишки - оприходуются
- несвоевременное оприходование поступивших в кассу денежных средств
- подделка подписи в первичных документах
- наличие исправлений в кассовых документах
- выдача денег без доверенности
- превышение установленного банком кассового лимита
- отсутствие первичных докуметов или оформление их с нарушением требований
- отсутствие договора о полной материальной ответственности
- выплаты подотчетным лицам без оформления авансовых отчетов
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами
- непроведение ревизий кассы - внезапные проверки кассы
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой техники
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах
- отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций (счет-фактура, акт), или оформление их ненадлежащим образом
- отсутствие приложений к платежным документам, послуживщих основанием для совершения операций
- перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора
- несоответствие данных платежных порученых данным выписки банка
- некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций