Лекции по аудиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:19, лекция

Краткое описание

Аудит - слышать (латинский). В медицинской сфере - постановка диагноза. В экономике - проверяют предприятие.
1. Становление и развитие аудита
Предполагается, что аудит развивался параллельно с системой бухгалтерского учета.
Дело о компании "Южных морей" - "дело мыльного пузыря". 1862 год - появление современного института аудита в Англии, появление закона об обязательном аудите.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

Элементы аудиторской  программы:

  1. график работы аудиторов - промежуточные сроки по процедурам
  2. подробные процедуры, писываются детальнов письменном виде, разрабатываются цели и задачи по каждому объекту
  3. контроль за ходом проекты - определяются контрольные точки для составления промежуточной отчетности
  4. набор тестов для всех объектов, тестирование направлено на то, чтобы
    1. выявить количественные ошибки (пересчет)
    2. определить правильность оформления (в соответсвии с действующим законодательством)
  5. тестирование статей баланса

 

9.5. Планирование производиться в три этапа:

  1. Предварительное планирование
    1. осуществляется до заключения договора и письма
    2. направлено на изучение аудируемого лица с точки зрения возможности проведения аудита
  2. Общий план аудита
    1. численность и квалификацию аудиторов исходя из объемов работы по договору
    2. распределяются объекты учета в соответсвии с их проффесиональными качествами
    3. инструктаж (ознакомление) всех членов группы с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица
    4. руководитель группы, который будет следить за выполнением плана, ведением рабочей документации, будет оформлять аудиторское заключение

Аудиторы выезжают на место и начинают проверку:

  1. изучают уставные документы
  2. изучают учетную политику
  3. изучается документ, определяющий налоговый учет
  4. изучаются первичные документы, учетные решистры и далее по программе аудита
  5. дополнительно аудит может смотреть систему управленческого учета (по договору)

 

10. Оформление результатов  аудиторской проверки

По окончании проверки составляется:

- отчет о результатах аудиторской проверки. Отчет высылается заказчику и не выходит за границы аудируемой фирмы.

-аудиторское заключение.

10.1.  Отчет аудитора

В отчете аудитора отражаются следующие моменты:

  • выявленные ошибки и зачания по их исправлению
  • методика проведения аудита
  • рекомендации и оценка организации системы бухгалтерского учета и правильности формирования учетной политики
  • подтвержденность данных бухгалтерской отчетности учетными регистрами
  • в отчете даются рекомендации (в крайнем случае, описание) по всем задействованным объектам
  • правильность заполнения налоговых деклараций (НДС, налог на прибыль)
  • порядок формирования себестоимости на предприятии (правильность отнесения затрат на себестоимость)
  • существует ли раздельный учет - учет по различным видам деятельности одного предприяти должен вестись раздельно

10.2.  Аудиторское заключение

Аудиторское заключение - докумет, дающий оценку достоверности  бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью аудитора, имеющего соответствующий аттестат и заверненный печатью аудиторской фирмы. В качестве оценки возможны 4 варианта:

  1. заключение без замечаний, безоговорочное заключение - аудитором не было выявлено никаких ошибок, финансовое состояние устойчивое, организация развивается
  2. заключение с оговоркой - выявлены несущественные недостатки, которые устранимы
  3. отрицательное заключение - выявлены серьезные нарушения и недостатки, бухгалтерская отчетность недостоверна
  • отсутствие заключения - для проведения проверки аудиторам не было предоставлено необходимое количество документов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности. В этой ситуации договор расторгается, оплата по факту понесеных расходов, об этом уведомляется СРО.

Структура заключения:

  1. наименование документа "Аудиторское заключение"
  2. полное наименование аудируемого лица
  3. сведения об аудируемом лице - номер государственной регистрации, место нахождения
  4. сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе) - полное наименование (ФИО), государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование СРО, номер в реестре СРО
  5. перечень бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит с указанием периода, за который она составлена
  6. сведения об объеме выполненой аудитором работы - описание выборки, глубина рассмотрения вопроса
  7. мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности
  8. дата, когда составлено аудиторское заключение

Заведомо ложное аудиторское  заключение - заключение может быть признано таковым только по решению  суда.

 

11. Аудиторский риск.

Аудиторский риск - это  риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, непопавшие в поле зрения аудитора.

Достоверность бух.отчености  аудируемого лица во всех существенных аспектах понимается такая точность показателей отчетности, при которой квалифицированный пользователь может на ее основе делать на ее основе делать правильные выводы и принимать экономически обоснованные решения.

Уровень существенности - качественный и количественный.

С точки зрения нормативных  документов риски делятся на:

  1. собственный риск - это риск самого предприятия (связан с основной деятельностью) - выделяется при изучении докуметов предприятия
  2. риск контроля - возникает из-за некачественной работы внутренних контролеров
  3. риск необнаружения - возникает вероятность пропуска какой-то информации

Аудитор должен учесть эти  риски, постараться их минимизировать, тем самым обеспечить качество работы. Есть множество методов самоконтроля и оценки рисков.

 12. Аудиторские доказательства.

Информация, которая собрана  аудитором в ходе проверки, позволяющая аудитору сделать выводы для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Доказательства должны быть релевантными и достаточными.

Виды аудиторских доказательств:

  1. внутренние - информация, полученная аудитором от аудируемого лица (как в устном, так и в письменном виде)
  2. внешние - от третьих лиц в письменном виде и по запросу
  3. смешанные - информация, в устном или в письменном виде, полученная от субъекта и подтвержденная третьим лицом

Собранные доказательства отражаются аудитором в рабочих документах (рабочие тетради). Ведуться аудитором в обязательном порядке, формы и бланки разрабатываются аудиторской компанией на этапе планирования.

Источники аудиторских  доказательств:

  1. финансовая отчетность
  2. бухгалтерские регистры (книга покупок и продаж, кассовая книга, журналы и ордера, главная книга, расчетно-платежные ведоммости, ведомости по заработной плате)
  3. первичные документы
  4. статистическая отчетность
  5. налоговые декларации и налоговая отчетность
  6. уставные документы
  7. договоры, приказы и другие административные документы
  8. результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности
  9. устные высказывания сотрудников экономических служб
  10. сопоставление одних документов с другими: документов аудируемого лица с документами третьего лица
  11. результаты инвентаризации
  12. обращение к руководителям организации, полученные от них в письменном виде ответов и разъяснений

Часто используется составление  альтернативного баланса на основе собранной информации с последующим сопоставлением.

Для получения информации о достоверности данных могут привлекаться дополнительные эксперты.

13. Методы проведения аудиторской проверки

  1. проверка арифметических расчетов (пересчет)
  2. инвентаризация
  3. проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций
  4. подтверждение
  5. устный опрос персонала, руководства предприятия и третьей стороны
  6. проверка документов - внутренних и внешних
  7. прослеживание (сканирование) - прослеживание нетипичных для предприятия статей баланса
  8. аналитические процедуры
    1. сопоставление остатков по счетам за различные периоды
    2. соотношение между различными статьями и сопоставление с предыдущими периодами
    3. сопоставление финансовой и нефинансовой информации
  9. составление альтернативного баланса
  10. методы с использованием вычислительной техники, позволяющие выявить необычные значения в генеральной совокупности

14. Рабочая документация разрабатываемая аудитором

Вся документация называется рабочими бумагами (рабочими тетрадями). Делаются заготовки рабочих тетрадей на этапе планирования. Информация, собираемая аудиторами для подготовки тетради:

  1. информация об организационной структуре предприятия - подтверждается учередитдельными документами, приказами, протоколами собраний (копии прикладываются к тетради)
  2. обоснование процесса планирования аудита на данном предприятии
  3. информация о результатах изучения и оценки системы учета и внутреннего контроля - соответсвие действующему законодательству, учетная политика, рабочий план счетов (достаточность и другие его качества)
  4. информация о сделках и остатках на счетах - договора (условия и процесс выполнения), подтверждающие документы выполнения договора (акт выполненых работ, счет-фактура, документы на поставку товара)
  5. проводят анализ важных показателей и трендов, характеризующих тенденции развития финансовых или иных процессов
  6. информация о сущности, времени проведения и объеме выполненых аудиторских процедур, а так же об их результатах
  7. аудитор собирает доказательства того, что работа, выполненная его ассистентами, им проанализирована
  8. собираются копии писем, переданных аудитором руководителям предприятия, в которых изложены недостатки, выявленые в ходе проверки
  9. прикладываются письма, полученные от руководителей предприятия с разъяснениями, комментариями по проводимым мероприятиям
  10. копии финансовой отчетности за предыдущие финансовые периоды, копии актов, справок, копии актов ранее проведеных аудиторских заключений

Все рабочие документы  храняться в надлежащем виде (папки), и оформляется досье клиента, которое имеет 3 основных раздела:

  1. текущее досье - содержит информацию, перенесенную из предыдущего аудита с обязательным акцентом на наиболее важные аспекты аудита
  2. постоянное досье - содержит информацию, которая сохраняется постоянной на достаточно продолжительный период времени (учередительные документы, устав, учетная политика и так далее)
  3. специальное досье - открывается в зависимости от обстоятельств, особенностей, связанных с работой организации - особые налоговые режимы, законы и акты, связанные с областью работы организации

Рабочие бумаги являются собственностью аудитора для страховки в случаях непредвиденных ситуаций. На их основе аудитор может давать справки, комментарии, разъяснения (например, при возникновении судебного разбирательства при недовольстве клиента).

В аудиторской документации можно выделить 2 группы:

  • нормативно-справочная документация, налоговая документация (все выводы аудитора должны иметь ссылки на эту документацию)
  • документы, которые создаются самим аудитором

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными. Срок хранения этих документов не менее 5 лет.

При оценке отчетности аудитор  должен оценить и качественную, и  количественную сторону вопроса. При оценке качественной стороны аудитор на основе своего проффесионального опыта должен принять решение о ее состоянии. При оценке количественной стороны, аудитор должен решить повлекут ли за собой обнаруженные ошибки изменения в балансе.

14. Основные методы получения информации о деятельности предприятия:

  1. изучение общеэкономических условия деятельности проверяемого предприятия (национальная политика в области деятельности, система налогообложения, установление лимитов, квот)
  2. анализ региональных особенностей
  3. учет отраслевых особенностей деятельности предприятия
  4. знакомство с технологией производства
  5. сбор информации о персонале организации
  6. информация о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций
  7. информация о маркетинговой политике
  8. изучение отношений с филиалами (так как он должен соответствовать условиям договора открытия филиала)
  9. изучение системы внутреннего контроля

Информация о работе Лекции по аудиту