Лекции по "Аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 11:14, курс лекций

Краткое описание

Понятийный аппарат аудиторской деятельности находится в стадии формирования и за рубежом, и в России. В регулирующих аудиторскую деятельность нормативных актах и в аудиторской практике до настоящего времени не сложилось однозначного определения таких понятий, как «аудиторская деятельность», «аудит», «аудиторская проверка», «аудиторские услуги». В соответствии с ФЗ № 119 от 8.08.2001 г. аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Принято, что понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» считается тождественными, но понятие аудит шире и подразумевает под собой еще и сопутствующие аудиту услуги. Под данными услугами подразумеваются услуги по восстановлению учета, консультирование (бухгалтерское, налоговое), иные услуги, предусмотренные ФЗ

Файлы: 1 файл

аудит - готово.docx

— 81.38 Кб (Скачать)

Тема: АУДИТ И  АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ

 

  1. Охарактеризуйте систему государственного регулирования аудиторской деятельности в России.

 

Понятийный аппарат аудиторской  деятельности находится в стадии формирования и за рубежом, и в  России. В регулирующих аудиторскую  деятельность нормативных актах  и в аудиторской практике до настоящего времени не сложилось однозначного определения таких понятий, как «аудиторская деятельность», «аудит», «аудиторская проверка», «аудиторские услуги». В соответствии с ФЗ № 119 от 8.08.2001 г. аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Принято, что понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» считается тождественными, но понятие аудит шире и подразумевает под собой еще и сопутствующие аудиту услуги. Под данными услугами подразумеваются услуги по восстановлению учета, консультирование (бухгалтерское, налоговое), иные услуги, предусмотренные ФЗ.

Со вступлением в силу ФЗ все методическое управление аудиторской  деятельностью было передано минфину. В 2002 г. был создан совет по аудиторской деятельности при минфине. Данный орган осуществляет аттестацию лиц, желающих получить аттестат аудитора, лицензирование организаций, желающих заниматься аудиторской деятельность, текущий контроль за качеством и деятельностью аудиторской организации.

Комиссия при Президенте РФ, созданная одновременно с принятием  временных правил, занимается методической работой в области аудита (разрабатывает  и принимает правила-стандарты).

Обзор документов последнего года позволяет делать выводы о стремлении государства передать многим вопросы  регулирования аудиторской деятельности независимым аудиторским объединениям.

Аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы, исходя из особенностей проверяемого предприятия, условий  договора и т.д.

Применение проверенных  на реальных предприятиях методик позволяет  минимизировать ауд.риск и проводить  проверку в максимально сжатые сроки.

В этом же нормативном акте в качестве основной цели аудиторской  деятельности названо «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения»

 

2. Охарактеризуйте систему нормативного регулирования процедуры лицензирования аудиторской деятельности в России. Какие изменения в процедуре лицензирования произошли за последние годы?

 

Наивысшим в РФ документом регулирующим аудиторскую деятельность является федеральный закон №119 ФЗ. данный документ был принят в августе 2001. Вступил  в силу через месяц после его официального опубликования. Данный нормативный документ отменил ранее действующие временные правила аудиторской деятельности. Положения вступили в силу через 3 года после официального опубликование. Данный федеральный закон изменился в декабре 2001 федеральным законом №164 ФЗ и №196 ФЗ. вторым уровнем нормативного регулирования аудиторской деятельности является правила стандарты аудиторской деятельности. Они разработаны и утверждены комиссией при Президенте по аудиту. Данные правила стандарты регулируют вопросы практической деятельности аудитора и является обязательной для исполнения.

Третьим уровнем является внутрифирменные правила стандарты разработанные самой аудиторской фирмой и действующим внутри нее. Помимо выше перечисленные норм документов существуют нормы акты , разработанные Правительством РФ и его органами, место кот нельзя жестко выделить в иерархии.

 

3.Каковы виды  и формы контроля над деятельностью  предприятия?

 

Контроль —  важная функция управления, объективное  явление в экономической жизни общества. Контроль в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования.

В государствах со сложившейся рыночной экономикой используется следующая схема организации контроля: высший орган государственного контроля — счетные палаты или аппараты главных контрольных управлений; налоговые ведомства; контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и ведомствах, финансируемые за счет бюджета; независимый аудиторский контроль.

В зависимости  от субъектов и характера контрольной  деятельности финансовый контроль подразделяется на: государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта контроля — на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий.

Аудит, являясь  методом осуществления вневедомственного  финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы: Федеральная Налоговая служба, Министерство финансов России и его контрольно-ревизионные подразделения, Центральный банк России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет России, Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Основные задачи государственного финансового контроля — проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективности и экономности расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Хотя аудиторская  деятельность может быть направлена на все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объектом — собственность акционеров и инвесторов. Необходимое условие деятельности аудиторов — независимость, причем гораздо большая, чем независимость государственных контролеров-ревизоров.

При проведении аудита применяются специальные  приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, а при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов могут быть использованы с определенными оговорками нормы и стандарты аудита.

Так как аудит  и ревизия являются способами  организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, однако существуют принципиальные различия.

4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

 

5. Обязан ли аудитор информировать о результатах проверки государственные органы?

Нет

 

6. Определите форму проведения аудита

Обязательный  аудит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Методические основы аудиторской деятельности.

1.Охарактеризуйте  суть и этапы планирования аудиторской деятельности.

 

 В правиле (стандарте) «Планирование аудита» предусмотрено, что начальной стадией аудита является планирование аудиторской проверки. Оно осуществляется до написания письма-обязательства и до заключения соответствующего договора, так как сначала аудитор должен принять решение о возможности аудита или об отказе в его проведении. При планировании наряду с соблюдением общих принципов аудита должны

соблюдаться и частные  его принципы, к которым относятся: комплексность, непрерывность и оптимальность планирования. Процесс планирования подразделяется на этапы.

Первый этап — предварительное планирование, по результатам которого аудитор:

• оценивает возможность  проведения аудита по результатам изучения финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

согласовывает   с   руководством   потенциального   клиента   основные организационные  вопросы, связанные с проведением  аудита.

Второй этап — разработка общего плана и программы аудита.

В общем плане указываются: ожидаемый объем, график, сроки аудиторской  проверки и пр.

Программа аудита определяет объем, виды и последовательность аудиторских  процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской  отчетности организации. Она служит детальной инструкцией ассистентам  аудитора и одновременно средством  контроля качества для руководителей  аудиторской проверки.

Правильно спланированный аудит  является залогом рациональной организации  процесса аудита и уменьшения риска  необнаружения существенных ошибок в финансовой отчетности экономического субъекта.

Письмо-обязательство аудиторской  организации о согласии на проведение аудита. В правиле (стандарте) «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» определены условия и порядок подготовки письма о согласии на проведение аудита.

Письмо-обязательство, направляемое аудитором исполнительному органу потенциального клиента до заключения договора, является официальным согласием аудиторской организации на проведение аудита финансовой отчетности экономического субъекта. Оно должно обеспечить однозначное толкование сторонами условий предстоящего договора, определения взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта.

В стандарте даны обязательные указания, касающиеся условий аудиторской  проверки, обязательств аудиторской  организации и экономического субъекта, а также указано, какие дополнительные сведения должны включаться в письмо-обязательство.

Установлено, что для разовых  соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо-обязательство  является офертой, т.е. официальным  предложением к сделке, предусмотренным  нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

2.Что такое  «аудиторская выборка»? Для чего  она используется в аудите?

 

Правило (стандарт) «Аудиторская выборка» устанавливает правила  выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов полученной таким образом информации. Требования правила (стандарта) применяются как  к статистическим, так и к другим выборкам.

Аудиторская выборка включена в Правило (стандарт) № 16 Федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности (утв. постановлением Правительства  РФ от 23 сентября 2002 г. N 696) (с изменениями  от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г.)

"Аудиторская выборка  (выборочная проверка)" - применение  аудиторских процедур менее чем  ко всем элементам одной статьи  отчетности или группы однотипных  операций. Аудиторская выборка дает  возможность аудитору получить  и оценить аудиторские доказательства  в отношении некоторых характеристик  элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь  сформировать выводы, касающиеся  генеральной совокупности, из которой  произведена выборка.

При разработке процедур аудита аудиторская организация или  индивидуальный аудитор должны определить надлежащие методы отбора элементов, подлежащих проверке при сборе аудиторских  доказательств для достижения целей  аудиторских тестов.

Риск, связанный с использованием аудиторской выборки, возникает, когда  вывод аудитора, сделанный на основании  отобранной совокупности, может отличаться от вывода, который мог быть сделан, если к генеральной совокупности в целом были бы применены идентичные процедуры аудита.

Различают два типа рисков, связанных с использованием аудиторской  выборки: либо риск того, что аудитор  придет к выводу о том, что риск средств внутреннего контроля ниже, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего контроля); либо о том, что риск средств внутреннего  контроля выше, чем в действительности (при выполнении тестов средств внутреннего  контроля).

Исходя из понимания системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля аудитор определяет характеристики или показатели, которые описывают  результаты применения средств внутреннего  контроля, а также условия возможных  отклонений, которые свидетельствуют  об отступлении от адекватных показателей  деятельности. Наличие или отсутствие таких показателей может затем  быть протестировано аудитором.

Информация о работе Лекции по "Аудиту"