Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки (на примере «Банка Татарстан»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:44, дипломная работа

Краткое описание

Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость обоснования использования экономических методов управления кредитом и банками, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧНСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
1.1. Понятие и критерии кредитоспособности клиента
1.2. Методика оценки кредитоспособности заемщика, используемая банками России
1.3.Обеспечение коммерческим банком возвратности выданных кредитов
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ПРИМЕНЯЕМОЙ СБЕРБАНКОМ РОССИИ И ЕГО ФИЛИАЛАМИ
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Старт»
2.2. Оценка финансового состояния ОАО «Старт»
2.3. Анализ деловой активности клиента банка – ОАО «Старт»
3. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКОВ В РОССИИ
3.1. Использование опыта зарубежных банков в области оценки кредитоспособности заемщика
3.2. Пути совершенствования анализа кредитоспособности заемщиков в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

дипл.р.Зарипова Ф.И..doc

— 822.50 Кб (Скачать)

     З1р.т.п. = Sт.п. / Vт.п.

где З1р.т.п. − затраты на один руб. товарной (реализованной) продукции;

Sт.п.  − себестоимость товарной продукции;

Vт.п. − объем товарной продукции.

      Рассчитаем данный показатель на каждый год отдельно.

2008 год: 1 151 080 / 1030375 = 1,12

2009 год: 1 408 534 / 1 386 220 = 1, 01

2010 год: 1 600 100 / 1 532 975 = 1, 04

      Исходя из расчетов, себестоимость продукции на один рубль превышает единицу. Таким образом, производство продукции для предприятия ОАО «Старт» является убыточным в каждом из изучаемых годов.

      Отразим данные на графике.

Рис. 2.3.3. Себестоимость выполненной продукции на один рубль

      По  данным таблицы наглядно можно определить, что в 2009 году затраты на выполненную  продукцию значительно уменьшились, тем самым увеличив прибыль предприятия. В 2010 году наблюдается уменьшение прибыли, так как по сравнению с 2009 годом, значение себестоимости на один рубль увеличилось.

      Для оптимизации издержек производства нужно уменьшить затраты на материалы  путем замены их на более дешевые  материалы или заменители. Вторым этапом достижения «идеального» состояния издержек может быть рациональное снижение доли нематериальных затрат в структуре себестоимости. Представим финансовые результаты предприятия за 2008−2010 года в табличной форме.

Таблица 2.3.5.

Финансовые результаты предприятия ОАО «Старт» за 2008−2010 года (тыс.руб.)

 
Наименование  показателя
На конец 2007 года На конец 2008 года Отклонения На конец 2009 года Отклонения,% На конец 2010 года Отклонения,%
Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 938 927 1 161 080 19% 1 408 534 18% 1 600 100 12%
              Продолжение таблицы 2.3.6.
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ,услуги 839 175 1 030 375 18% 1 386 220 26% 1 532 975 10%
Себестоимость выполненной продукции на один рубль 1,11 1,12 0,9% 1,01 -10% 1,04 2,8%
Прибыль (убыток) от реализации 99752 130 705 24% 22 314   67 125 58%
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности 99752 130 705 24% 22 314   67 125 58%
Прочие  внереализационные доходы 19859 3096   8 816 65% 10 250 14%
Прочие  внереализационные расходы 20138 22335 10% 27 142 18% 29 241 8%
Прибыль (убыток) отчетного периода 99473 111 466 11% 3 988   14 583 73%
Налог на прибыль 34816 39013 11% 1 396   4 326 68%
Отвлеченные средства 64657 72453   2  592   10 257 75%
 

     На  основе данных из таблицы построим гистограмму по общей сумме выручки на каждый год и отдельно по статьям баланса.

Рис. 2.3.4.Общая сумма выручки предприятия ОАО «Старт» за 2007-2010 г.

Рис. 2.3.5. Динамика изменений выручки предприятия ОАО «Старт» отдельно по каждой статье за 2007-2010 года

 

      Исходя  из данных, приведенных в таблице, можно рассчитать рентабельность продукции. Она будет определяться процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.

      Важными показателями эффективности работы предприятия являются прибыль и рентабельность.

      Уровень рентабельности для предприятий, занятых  производством продукции (товаров, услуг, работ) определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции  к себестоимости продукции (или к валовым издержкам).

      Рентабельность  продукции = Прибыль от реализации /

                               / Себестоимость продукции  х  100%,                  

т.е. на 2008 год расчеты будут следующие: 130 705 / 1 030 375 х 100%= 12,7%

      Имея  необходимые данные, вычислим теперь рентабельность реализации, которая определяется отношением прибыли от реализации к выручке от реализации продукции.

           Рентабельность продаж = Прибыль от реализации /

                                   /    Выручка от реализации                

т.е. 130 705 / 1 161 080=0,113,

Следовательно, каждая тысяча рублей, полученная от реализации продукции, принесет предприятию 113 рублей прибыли.

      Рентабельность  продукции за 2009 год:

      22 314 /1 386 220 * 100%= 1,61%

      Рентабельность  продаж:

      22 314 /1 408 534= 0,016.,

т.е. каждая тысяча рублей, полученная от реализации продукции, приносит предприятию 16 рублей прибыли.

      Рентабельность  продукции за 2010 год:

67 125 / 1 595 206 * 100 % = 4,20

      Рентабельность  продаж:

67 125 / 1 600 100  = 0.042

Рис. 2.3.6.Показатель рентабельности ОАО «Старт» за 2008-2010 года (%)

            Для определения  тесноты связи между объемом  производства, затратами на производство и финансовыми результатами хозяйственной  деятельности предприятия проведем корреляционный анализ. Для расчета  используем данные по предприятию за 2007 –2010 года.

Таблица 2.3.6.

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Старт» за 2007-2010 года (тыс. руб.)

 
Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Объем выполненных работ, Услуг, в руб. 938 927 1 093 590 1 380 812 1 595 206
Затраты, произведенные организацией,  руб. 839 175 1 030 375 1 386 220 1 600 100
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности, руб. 99752 130 705 22 314     67 125
 

      Для определения степени влияния объема выполненных работ и услуг на прибыль от финансово-хозяйственной деятельности проведем корреляционный анализ.  Рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле:

      Г = (xy – x*y) / (δх*δy),  где

х – объем выполненных работ и услуг;

у – прибыль от финансово-хозяйственной деятельности;

δ – среднее квадратичное отклонение фактических значений признака от прогнозных.

      Средний объем выполненных работ и  услуг:

             х = (938 927 + 1 093 590 + 1 380 812 + 1 595 206) / 4=1 252 133.75 руб.

      Средняя прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности предприятия:

у = (99 752 + 130 705 + 22 314 + 67 125) / 4 = 79 974 руб.

ху =(938 927*99 752+1 093 590*130 705+1 380 812*22 314 + 1 595 206*67 125) / 4 =93 621 792 193

     Среднее квадратичное отклонение:

            δ²х=[Σ(х-х)²/n]

                  δ²y=[Σ(У-У)2/n]

δ²х= [(938 927 - 1 252 133.75)2 + (1 093 590 - 1 252 133.75)2 + (1 380 812 - 1 252 133.75)2 + (1 595 206 - 1 252 133.75) 2] / 4 = 64 372 812 413;

δх= 253 718

δ²ý = [(99 752 - 79 974)2 + (130 705 - 79 974)2 + (22 314 - 79 974)2 + (67 125 – 79 974)2] / 4 = 1 613 644 011,5;

δу = 40 170

     Теперь  можем приступить к расчету линейного коэффициента корреляции:

     r = (93 621 792 193 - 1 252 133.75 * 79 974) / (253 718 * 40 170) =  0,640

      Коэффициент корреляции изменяется от -1 до +1, поэтому исходя из полученного результата, можно сделать вывод, что  связь между объемом выполненных работ и прибылью прямая и сильная.

      Далее определим  степень влияния затрат, произведенных организацией, на прибыль  от финансово-хозяйственной деятельности. Рассчитаем линейный коэффициент корреляции.

            r = (ху – х*у) / (δх*δу ), где

х – затраты, произведенные организацией;

у – прибыль от финансово-хозяйственной деятельности;

δ – среднее квадратичное отклонение фактических значений признака от прогнозных.

      Для начала определим средние затраты, произведенные организацией:

х = (839 175+1 030 375 + 1 386 220 + 67 125) / 4 = 830 723,75 руб.

      Средняя прибыль от финансово-хозяйственной  деятельности предприятия:  

                у = 79 974 руб.

      Среднее произведение величин средних затрат, произведенных организацией, и прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (ху):

ху =(839 175*99 752+1 030 375*130 705+1 386 220*22 314 + 1 600 100 *67 124) / 4 = 89 180 843 638,7

      Среднее квадратичное отклонение:         

      δ²х=[Σ(х-х)²/n]

           δ²y=[Σ(У-У)2/n]

δ²х = [(839 175 - 830 723,75)2 + (1 030 375 - 830 723,75)2 +(1 386 220 –

             – 830 723,75)2 + (1 600 100 – 830 723,75) 2] / 4 =181 933 195 979                                                             

                  δх = 298 632

      Среднее квадратичное отклонение прибыли:     

                  δу = 426 536

      Линейный  коэффициент корреляции:

r = (89 180 843 638,7- 830 723,75* 79 974) / (298 632*426 536) = 0,176

     Коэффициент корреляции изменяется от -1 до +1; связь  между затратами, произведенными организацией, и прибылью от финансово-хозяйственной  деятельности – обратная и сильная.

     Таким образом, изучив финансовое положение  предприятия ОАО «Старт», можно  сделать вывод, что хотя  предприятие  и испытывает определенную финансовую неустойчивость, тем не менее, оно  остается достаточно надежным клиентом  акционерно-коммерческого Сберегательного банка.

      Таким образом, главными качественными и  количественными характеристиками деловой активности являются: оборачиваемость  активов, производительность труда, снижение себестоимости на рубль и рентабельность.

      Полученные  результаты свидетельствуют об увеличении износа  основных средств, и, соответственно, уменьшению их уровня годности, что нельзя оценить как  положительный факт в деятельности предприятия. Что касается эффективности использования основных фондов, нужно отметить, что на данном предприятии основные фонды используются на  80% в связи с временной неисправностью и простоем некоторых из них.

      Для характеристики оборачиваемости оборотных  средств использовав коэффициент  оборачиваемости оборотных средств, получили следующий вывод: на один рубль выручки от реализации продукции в среднем за рассматриваемый период (2007-2010 года) приходилось 28 копейки  стоимости запасов оборотных средств.

     Изучив  рентабельность продаж предприятия, получили следующие выводы: каждая тысяча рублей, полученная от реализации продукции, принесла предприятию 113 рублей прибыли в 2008 году, 16 рублей прибыли в 2009 году, 42 рубля прибыли в 2010 году.

     Для определения динамики всей продукции  предприятия, рассчитали показатель затрат на 1 рубль товарной продукции.  Исходя из расчетов, себестоимость продукции на один рубль превышает единицу. Таким образом, производство продукции для предприятия ОАО «Старт» является убыточным в каждом из изучаемых годов.

     По  результатам анализа предприятия  можно сделать вывод о низкой рентабельности и необходимости пересмотра многих аспектов его деловой активности, в частности уменьшение издержек и пересмотр ценовой политики.

Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки (на примере «Банка Татарстан»)