Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

Сущность ревизии как формы экономического контроля, ее значение и место в системе управления. Предмет и содержание ревизии. Принципиальные отличия ревизии от аудита. Классификация ревизий и их задачи. Формы организации контрольно-ревизионной работы. Организационная структура и функции контрольно-ревизионного аппарата. Обязанности, права и ответственность ревизоров и работников предприятий, деятельность которых проверяется. Профессиональные качества ревизора.

Оглавление

1 Любой из темы 1-3
2 Любой из темы 4-15
3 Задача выдает преподаватель или описание проведения ревизии в конкретной организации

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия ОТВЕТЫ.docx

— 106.28 Кб (Скачать)

8.3. Формы организации контрольно-ревизионной работы 
Кроме планирования в понятие организации контрольно-ревизионной работы входит также определение необходимых форм ее практического осуществления. К их числу относятся: 
 
Централизованная форма - такая форма организации контрольно-ревизионной работы, при которой контрольно-ревизионный аппарат сосредоточен, начиная со второго и последующих вышестоящих звеньев отраслевого или государственного управления; Централизованной формой организации контрольно-ревизионной работы выступает государственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионным аппаратом Министерства финансов РФ и министерств финансов субъектов РФ, который сосредоточен только в штатах этих финансовых органов. 
 
Децентрализованная форма характеризуется сосредоточением контрольно-ревизионного аппарата, начиная с первого звена хозяйственного или государственного управления (в районных управлениях сельского хозяйства, агропромышленных холдингах). 
 
При децентрализованной форме контрольно-ревизионная работа ведется каждым таким органом, что повышает ее оперативность. 
 
Коллективная форма - контрольно-ревизионные работы выполняет одновременно группа исполнителей, составляющих временный коллектив контрольно-ревизионных работников - контрольно-ревизионную группу или бригаду. 
 
Индивидуальная форма - присуще выполнение всех контрольно-ревизионных работ в рамках данной ревизии или проверки одним исполнителем. В связи с ограниченными возможностями такой формы она применяется лишь при проведении ревизий хозяйственно-финансовой деятельности организаций или отдельных должностных лиц при небольшом объеме хозяйственных операций. 
 
Смешанная форма характеризуется участием в проведении ревизий одновременно органов различных видов экономического контроля (государственного, внутреннего или общественного). Такие ревизии отличаются более высоким качеством и объективностью, в связи с чем в практике экономического контроля смешанная форма организации контрольно-ревизионной работы имеет широкое применение и законодательно закреплена при проведении как ведомственных, так и вневедомственных ревизий. 
 
^ Несмешанная форма - ревизии, выполненные органом соответствующего вида экономического контроля (ведомственные, вневедомственные, внутренние ревизии). 
 
Необходимым условием повышения действенности и эффективности экономического контроля является сочетание разнообразных форм организации контрольно-ревизионной работы, поэтому при ее планировании и организации на это следует обратить внимание.

Контрольно-ревизионная  работа

Введение

Современное положение на рынке труда требует  от студентов экономических специальностей знаний контрольно-ревизионной работы.

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание  эффективной финансовой системы  и, соответственно, адекватной системы  финансового контроля.

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении российской государственности  не может быть и речи, пока не будет  наведен должный порядок в  бюджетно-финансовой сфере, пока системе  государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный  финансовый контроль является необходимым  условием сильной власти, важнейшим  фактором государственного строительства.

Задачи данной работы — рассмотрение понятия контрольно-ревизионной  работы, ее видов, основных методов, а  также рассмотрение осуществления  контроля со стороны властных структур Российской Федерации.

1. Организация контрольно-ревизионной  работы

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы значительно  возрастает, поскольку борьба с экономической  преступностью невозможна без участия  профессионально и компетентно  подготовленных работников государственной  контрольно-ревизионной службы. При  этом рынок требует достоверной  учетной и отчетной информации о  деятельности субъектов предпринимательской  деятельности с разными формами  собственности (государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций, концернов, акционерных  и общих обществ и т. п.). Только объективная учетно-аналитическая  информация о деятельности субъектов  хозяйствование дает возможность проверить  соответствие деятельности предприятий  действующим законодательным и  другим нормативно-правовым актам, которые  ее регулируют.[5,45]Многообразие экономики  и наличие разных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют использования  разных организационных форм контрольно-ревизионной  работы.В условиях административно-командной системы хозяйствования функция финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко убытки предприятий от бесхозяйственности покрывались за счет средств государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта неконкурентоспособной продукции.Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников, она также оказывает содействие развитию и активизации контрольно-ревизионной работы.Вместе с тем повышается ответственность предпринимательских структур за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя на усиление предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций.Перестройка хозяйственного механизма предопределяет необходимость соответствующей перестройки контрольно-ревизионной работы, выдвигает к ней новые требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление недостатков и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных резервов, на борьбу за экономию и бережливость.Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на основе административных методов управления, сориентирована на выполнение плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе развития демократии и самоуправление на производстве.Для достижения положительных результатов ревизий и проверок следует усилить взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими органами контроля. Вместе с тем следует повысить уровень координации всей системы контроля (согласования планов ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.Только четко организованная система контроля за производством и распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые создают преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность, являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального развития общества.Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.Ревизия — форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — отдельным и конкретным. [1,37]Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствование, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границе ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.Основные причины необходимости ревизий:– низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;– не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;– недостатки в отборе кадров материально-ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т. п.Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризаций ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков с полной передачей ценностей тем материально-ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, и осуществить окончательный расчет с уволенными материально-ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т. п.Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчете о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т. п.).Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях. При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.Ревизии различаются по таким признакам.По признаку полноты проверки различают ревизии полные и частичные. Полная ревизия охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия, частичная — лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные, производственные и т. п.).По организационному признаку ревизии бывают плановыми и внеплановыми. Ревизии, которые проводятся за определенный период времени (одних, два или три года) и охватывают проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), считаются плановыми и предполагаются в планах проведения ревизий. К внеплановым принадлежат ревизии, которые проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.). [2,97]По кругу вопросов, которые подлежат проверке, ревизии бывают сквозные и тематические, комплексные и некомплексные.Сквозные ревизии проводят для проверки взаимосвязанных хозрасчетных организаций и предприятий.Тематические — это ревизии преимущественно по отдельному вопросу (теме). Они охватывают максимальное количество предприятий (проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности).Комплексные ревизии включают все виды контроля и охватывают производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, при этом осуществляются документальная ревизия, экономический анализ, проверку оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бригада, которая состоит из ревизоров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и других специалистов.Некомплексные ревизии проводятся в небольших по объему работы предприятиях, а также во время частичных ревизий с участием одного или двух ревизоров. Например, ревизия в детском учреждении, школе.Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации обеспечивают сохранение средства, предупреждения фактов злоупотреблений, повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности есть такие этапы:– планирования ревизии;– подготовка к ревизии;– составления задачи (программы) проведения ревизии;– организация работы на месте (объекте) ревизии;– документальная и фактическая проверка;– систематизация материалов ревизии и составления акта, выводов и предложений;– согласования и обсуждения следствий ревизии на предприятии;– утверждения материалов ревизии;– контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, акционерные За каждым ревизором закрепляются объекты ревизии на следующий год с таким расчетом, чтобы не меньше 2/3 рабочего времени отводилось на ревизии, отчет и подготовку к следующей ревизии. Вместе с тем следует зарезервировать время для выполнения внеплановых ревизий (например, по требованию судейско-следственных органов).При планировании комплексных ревизий следует решить ряд организационных вопросов. В связи с этим планированию ревизий должно предшествовать глубокое изучение подведомственных предприятий, которое даст возможность правильно установить последовательность и порядок проведения ревизий.После утверждения планов ревизий начинается подготовка к проведению ревизии. Кроме того, проведению ревизии передует изучения имеющихся в организации, которая назначила ревизию, финансовых, банковских и других органах отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок и другой текущей информации, которая характеризует хозяйственную деятельность и финансовое состояние предприятия, которое подлежит ревизии. Используются также данные анализа по материалам финансовой отчетности, акты предыдущих ревизий и т.п.Перед выездом на объект руководитель вышестоящей организации, от лица которой проводится ревизия, выдает ревизору (руководителю бригады) распоряжения на право проведения ревизии, в котором указываются название предприятия, которое подлежит ревизии, дата начала и окончания ревизии. Распоряжения регистрируется в журнале учета ревизий, который содержит почти все те же реквизиты, что и распоряжение.

2.1. Организация контрольно-ревизионной  работы, ее состояние и перспективы  развития в условиях разных  форм собственности

В условиях рыночной экономики роль контрольно-ревизионной работы значительно  возрастает, поскольку борьба с экономической  преступностью невозможна без участия  профессионально и компетентно  подготовленных работников государственной  контрольно-ревизионной службы. При  этом рынок требует достоверной  учетной и отчетной информации о  деятельности субъектов предпринимательской  деятельности с разными формами  собственности (государственных, частных, коммунальных и других предприятий, ассоциаций, концернов, акционерных  и общих обществ и т. п.). Только объективная учетно-аналитическая  информация о деятельности субъектов  хозяйствование дает возможность проверить  соответствие деятельности предприятий  действующим законодательным и  другим нормативно-правовым актам, которые  ее регулируют.

Многообразие экономики и наличие  разных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, коллективной, смешанной) требуют использования  разных организационных форм контрольно-ревизионной  работы.

В условиях административно-командной  системы хозяйствования функция  финансово-хозяйственного контроля ограничивалась проверкой использования предприятиями  предоставленных государством фондовых ресурсов. Нередко убытки предприятий  от бесхозяйственности покрывались  за счет средств государственного бюджета. Руководители предприятий не были заинтересованы в поиске источников создания товарных запасов, в рынках сбыта неконкурентоспособной  продукции.

Рыночная экономика основывается на материальных интересах ее участников, она также оказывает содействие развитию и активизации контрольно-ревизионной  работы.

Вместе с тем повышается ответственность  предпринимательских структур за результаты деятельности, которая нацеливает предпринимателя  на усиление предыдущего контроля за осуществлением хозяйственных операций.

С выходом Указа Президента Украины  «О мероприятиях по повышению эффективности  контрольно-ревизионной работы»  принципиально изменились функции  государственного контрольно-ревизионного аппарата, усиливается контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным использованием средств всеми субъектами хозяйствования.

Перестройка хозяйственного механизма  предопределяет необходимость соответствующей  перестройки контрольно-ревизионной  работы, выдвигает к ней новые  требования. Ревизии и проверки должны направляться на выявление недостатков  и нарушений, обнаружение внутрихозяйственных  резервов, на борьбу за экономию и бережливость.

Система контроля, которая существовала по сей день, была построена на основе административных методов управления, сориентирована на выполнение плана ревизий, проверок, обследований, что привело к формализму и снижению эффективности контрольно-ревизионной работы. Ревизии и проверки разных органов контроля (государственного, специализированного, вневедомственного) дублировали друг друга. Как следствие, практика организации контроля вступила в противоречие с принципами перестройки хозяйствования на основе развития демократии и самоуправление на производстве, предусмотренных Законом «О предприятиях в Украине».

Для достижения положительных результатов  ревизий и проверок следует усилить  взаимодействие государственного контрольно-ревизионного аппарата с налоговыми, банковскими, финансовыми, статистическими, правоохранительными, специализированными и другими  органами контроля. Вместе с тем  следует повысить уровень координации  всей системы контроля (согласования планов ревизий), создать координационного совета в отдельных регионах страны.

Только четко организованная система  контроля за производством и распределением общественного продукта, другими сферами общественной жизни дает возможность своевременно обнаружить и устранить факторы, которые создают преграды для эффективного ведения производства и достижения поставленной цели. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех участков управления деловитость, компетентность и оперативность, являющиеся важным фактором решения задач экономического и социального развития общества.

2.2. Функции ревизионного аппарата  государственной контрольно-ревизионной  службы. Права, обязанности и ответственность  ревизоров

В рыночных условиях хозяйствования, в период широкого использования  автоматизированных систем управления и компьютеризации и при наличии  разных форм собственности значительно  повышается роль контроля, усиливаются  функции и задача государственной  контрольно-ревизионной службы.

Статус государственной контрольно-ревизионной  службы, ее функции и правовые основы деятельности определяет Закон Украины  «Про государственную контрольно-ревизионную службу в Украине» от 26 января 1993 г. № 2939-ХП.

Государственный контроль осуществляется в форме ревизий и проверок. По результатам ревизии составляется акт, а проверки — справка или  докладная записка. Государственная  контрольно-ревизионная служба в  своей деятельности руководствуется  Конституцией Украины, вышеуказанным  Законом, другими законодательными актами, актами Президента и Кабинета Министров Украины.

Государственная контрольно-ревизионная  служба действует при Министерстве финансов Украины и подчиняется  нему.

Она координирует свою деятельность с местными Советами народных депутатов  и органами исполнительной власти, финансовыми органами, государственной  налоговой службой, другими контролирующими  органами, органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности.

Основные функции государственной  контрольно-ревизионной службы такие.

Главное контрольно-ревизионное управление Украины и контрольно-ревизионные  управления (КРУ) на местах:

1) организуют работу контрольно-ревизионных  подразделений в Автономной Республике  Крым, областях, городах Киеве и  Севастополе по проведению ревизий  и проверок, обобщают следствия  документальных ревизий и проверок  в случаях, предусмотренных законодательством,  сообщают о них органам законодательной  и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки  финансовой деятельности, состояния  хранения средств и материальных  ценностей, достоверности учета  и отчетности в министерствах,  ведомствах, государственных комитетах  и других органах государственной  исполнительной власти, в государственных  фондах, в бюджетных учреждениях,  а также на предприятиях и  организациях, которые получают  средства из бюджета и из  государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки  правильности расходования государственных  средств на удержание местных  органов государственной исполнительной  власти, учреждений и организаций,  которые действуют за границей  и финансируются за счет государственного  бюджета;

4) проводят ревизии и проверки  полноты оприходования, правильности расходования и сохранение валютного средства;

5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают инструктивные  и прочие нормативные акты  относительно проведения ревизий  и проверок;

7) осуществляют методическое руководство  и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделов, обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования контроля.

Контрольно-ревизионные отделы (КРО) выполняют вышеуказанные функции  за исключением пунктов 1 и 7.

Кроме этого, органы контрольно-ревизионной  службы рассматривают письма, заявления  и жалобы граждан о фактах нарушения  законодательства по финансовым вопросам.

Права, обязанности и ответственность  ревизоров следующие.

Права:

– ревизовать и проверять денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и прочие документы, которые  подтверждают поступление и расходования средства и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия  ценностей;

Информация о работе Контроль и ревизия