Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:52, контрольная работа

Краткое описание

Необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений выступает финансовый контроль, являющийся составной частью единого механизма государственного контроля. Наличие финансового контроля обусловлено тем фактом, что финансам присуща не только распределительная, но и контрольная функция. Осуществляют финансовый контроль в порядке, установленном законодательством, органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы.
Несмотря на то, что государственный финансовый контроль непосредственно охватывает только общественную часть совокупного продукта, он в определенной форме (путем проверки составления налоговых деклараций, при оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям финансовой помощи и т.п.) касается и деятельности граждан и организаций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Виды контроля и контролирующие органы……………………………5
Взаимосвязь внутреннего и внешнего аудита…………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Используемая литература……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 43.38 Кб (Скачать)

     Казначейские  ревизии могут проводиться в  министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, образованных на основе любых организационно-правовых форм, включая совместные предприятия.

     Ведомственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый министерствами, ведомствами, главными распорядителями, распорядителями  бюджетных средств в отношении  подведомственных организаций, предприятий.

     Его проводят не только органы исполнительной власти, но и органы, не относящиеся  к исполнительной власти (например, Департамент организации судебной деятельности Верховного Суда РФ).

     Ведомственный финансовый контроль предусматривает  осуществление предварительного, текущего, последующего контроля за использованием бюджетных средств: рассмотрение и утверждение смет, лимитов бюджетных обязательств, иных плановых документов подведомственных организаций; санкционирование их наиболее крупных расходов; проведение проверок и ревизий деятельности подведомственных организаций.

     В ходе осуществления ведомственного контроля министерства и ведомства  отслеживают использование государственного и муниципального имущества подведомственными  организациями. Ведомственный контроль также проводит мониторинг подведомственных организаций, выполняемых ими иных операций, не связанных с использованием бюджетных средств, государственного и муниципального имущества.

     Валютный  контроль - контроль со стороны государственных  контролирующих органов за соблюдением  валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной  валюты на территории Российской Федерации  и российской валюты - за пределами  ее территории.

     Валютный  контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле". Органами валютного  контроля в РФ являются: Центральный  банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции валютного  контроля, - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

     Помимо  органов валютного контроля действуют  также агенты валютного контроля - уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные и налоговые органы.

     Контроль  за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) - Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ.

     Таможенный  контроль - контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением  таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами  таможенной границы Российской Федерации.

     В соответствии с Таможенным кодексом РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и  таможенному контролю.

     Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

     Страховой надзор осуществляется в целях соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, предупреждения и  пресечения нарушений с их стороны  законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц, эффективного развития страхового дела.

     Страховой надзор выполняет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), подотчетная Минфину России.

     Страховой надзор включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства, контроль за обеспечением страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности, выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций.

     Основной  формой страхового надзора является лицензирование субъектов страхового дела. Право на ведение страховой  деятельности имеют только организации, получившие соответствующую лицензию.

     Правовой  финансовый контроль проводится правоохранительными  органами: Прокуратурой РФ, Федеральной  службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

     Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными  органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

     Федеральная служба безопасности осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной  службе безопасности".

     Органы  внутренних дел (МВД России, управления, отделы внутренних дел в регионах и на местах) при организации проверок и ревизий, их оформлении и реализации результатов руководствуются Законом  РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

     Проверка  выполняется сотрудниками милиции  в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных  с нарушением законодательства, регулирующего  финансовую, хозяйственную, предпринимательскую  и торговую деятельность.

     Субъектами  негосударственного финансового контроля являются собственники (акционеры, учредители, участники) и независимые контролеры (аудиторы). Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

     Основной  целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерского учета и отчетности организаций и соответствие совершаемых ими операций законодательству Российской Федерации.

     Аудиторская деятельность осуществляется в форме  аудиторских проверок и оказания консультационных услуг. Аудиторские  проверки бывают обязательные и инициативные. Обязательные проверки проводятся в  случаях, прямо предусмотренных  законодательством РФ. Обязательная проверка также может осуществляться по поручению органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, при  наличии возбужденного уголовного, гражданского или арбитражного дела. Инициативные проверки проводятся по решению самой организации или  ее учредителей с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п. Результаты аудиторской проверки находят свое закрепление в аудиторском заключении. [4]

     Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит  осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской  организации; выявленные в ходе аудиторской  проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности  отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций.

     В международной практике аудита в  настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.

     Аудиторские проверки проводятся согласно требованиям  Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Данным Законом определены случаи проведения обязательных аудиторских проверок, права и обязанности сторон в  ходе осуществления аудита и иные вопросы аудиторской деятельности.[3, 149]

     Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования. Внутрихозяйственный контроль организуют на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации.

     К видам финансового контроля традиционно  относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

     Внутренний  контроль может осуществляться в  различных видах.

     1. Внутренний аудит - контрольная  деятельность, проводимая внутри  организации ее специализированным  подразделением (службой, департаментом,  отделом, управлением внутреннего  аудита). Одним из важных условий  деятельности службы внутреннего  аудита является обеспечение  ее объективности и самостоятельности.  Как правило, это обеспечивается  тем, что служба внутреннего  аудита находится в подчинении  непосредственно высших органов  управления организацией. В качестве  одной из задач службы внутреннего аудита выступает взаимодействие с внешними аудиторами при проведении аудиторской проверки организации.

     2. Управленческий финансовый контроль  выполняют органы управления  организацией: высшее руководство,  дирекция, менеджмент.

     В ходе управленческого контроля достигнутые  результаты деятельности сравниваются с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций; определяется влияние разнообразных  факторов на результаты хозяйственной  деятельности; выявляются недостатки и ошибки деятельности. Большая роль отводится изучению использования  резервов повышения эффективности  производства, экономному использованию  ресурсов, внедрению передового опыта  научной организации труда, новых  технологий. [4]

     По  времени проведений финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений.

     Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

     Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. По результатам последующего контроля составляют документы, положения которых обязательны для их исполнения. [3, 152]

     Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

     Проверка  представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования. Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля, подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

     Документальная  проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещено законом.

     Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

     Обследование  заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с  отдельными сторонами финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений. При этом не обязательно проверяются  первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и  налогообложения путем опроса, анкетирования  и т.д.

Информация о работе Контроль и ревизия