Эволюция развития экономических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………….....................

РАЗДЕЛ.І. Эволюция развития экономических знаний……………….
Возникновение и развитие политэкономии как науки…………...
Классическая школа политической экономии…………………….
История возникновения теории марксизма………………………
История возникновения теории марженализма ..………………....

РАЗДЕЛ ІІ. Генезиз экономической мысли в Украине…………………

2.1. Экономическая мысль в Украине в 19-20 веках……………………..

2.2. Современные проблемы экономики Украины……………………….

2.3.Перспективы и стратегии экономического роста Украины на современом этапе…………………………………………………………..

РАЗДЕЛ ІІІ. Современные экономические школы……………………

Выводы и предложения……………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.66 Кб (Скачать)

     Давид Риккардо родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние. Будучи крупным землевладельцем, посвятил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд Д. Риккардо — "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809 и 1817гг.). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты), что прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратно- пропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью, указал на тенденцию к понижению нормы прибыли, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу английского утопического социализма.

       На ошибки классической школы  неоднократно указывали русские  экономисты в конце XIX — начале XX вв. Так, B. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную формулу, считая свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен,  а принципы вечными постулатами создания нормального строя экономических отношений. Этим самым классическая школа исключала способность к историческому развитию. Крупным недостатком классической экономики было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. И это понятно: при ненависти к абсолютной монархии они невольно уменьшали значение государственного регулирования человеческих отношений.

     Определенным  этапом эволюции мировой экономической  мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля  Леонара Симонда де Сисмонди (1773—1842). Он учился в Женевском университете, жил во Франции, Великобритании, Италии. Главный его труд — "Новые начала политической экономии" (1819 г.). Сисмонди выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят  потребление и производство. Он считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального  механизма ради счастья человека. Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули  социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) - Франция  и Роберт Оуэн (1771—1858) — Великобритания. Они выступили с критикой капитализма  и требованием реорганизации  производства, распределения и потребления, отмены частной собственности, ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом, установления справедливой социальной системы. Последнюю Сен-Симон назвал индустриализмом, Фурье — гармонией, Оуэн — коммунизмом. Они были против революции и политической борьбы.

       Опираясь на высшие достижения  классической школы политической  экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название "марксизм". Их идеи в той или иной степени были дополнены и несколько переработаны В.И. Лениным, а также русскими и советскими экономистами до 80-х годов XX в.  Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) — важнейший этап в теоретической экономике, представляющий собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма (коммунизма) как новой экономической системы. Последняя характеризуется формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость, ведение хозяйства по единому плану.

       Карл Маркс (1818—1883) — немецкий  мыслитель-энциклопедист, родился  в семье адвоката. Отличаясь большой  работоспособностью и увлеченностью,  К. Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал в основном от родителей жены — баронессы фон Вестфален и от своего друга и соратника Ф. Энгельса, потомственного фабри­канта. С именем К. Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К. Маркса "Капитал"  сделал автора одним из величайших экономистов мира. Ф. Энгельс называл "Капитал" библией рабочего класса. Несмотря на сложный язык и некоторые несоответствия отдельных положений теории с жизнью, на которые указывал и Ф. Энгельс, это произведение можно отнести к шедеврам немецкой науки. Главные открытия К. Маркса заключаются в том, что он раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения — противоречия, создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, и прибавочной стоимости, показал исторически приходящий характер капитализма как формации, раскрыл сущность абсолютной ренты и т.д.  

1.2.Классическая  школа политической  экономии

     Классическая  политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного  обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли  промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный  период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый  в сфере производства, протекционизм  меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

      Как известно, с начала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической экономии» А.Н. Монкретьена (1615) суть политической экономии сводилась проводниками административного (протекционистского) решения экономических проблем к науке о государственном хозяйстве. Но к концу XVII в. и в последующее время мануфактурная экономика наиболее развитых европейских стран достигла такого уровня, что «советники при короле» уже более не могли убеждать его о путях наращивания богатства страны через «...работы о золоте, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче детальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой».

     Указанный период ознаменовал начало действительно  новой школы политической экономии, которую классической называют, прежде всего, за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Именно благодаря представителям классической политической экономии экономическая теория обрела статус научной дисциплины, и до сих пор, «когда говорят «классическая школа», то имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и старается наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо».

     В результате разложения меркантилизма и усиления нарастающей тенденции ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью «доиндустриальные условия» утратили былую значимость, и возобладало «свободное частное предпринимательство». Последнее, по словам П. Самуэльсона, привело «к условиям полного laissez faire (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь), события начали принимать другой оборот», и только «...с конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства».

     В действительности принцип «полного laissez faire» стал главным девизом нового направления экономической мысли — классической политической экономии, а ее представители различали меркантилизмазм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. При этом классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и к настоящее время.

     Следует отметить, что впервые термин «классическая  политическая экономия» употребил  один из ее завершителей К. Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии». И состоит она (специфика), по Марксу, в том, что от У. Пэтти до Д. Риккардо в Англии и от П. Буагильбера до С. Сисмонди во Франции классическая политическая экономия «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества». Близкую на этот счет позицию занимает и Н. Кондратьев, по мнению которого «классики анализировали по существу только капиталистический строй и нигде не говорят о его преходящем значении... Классики поступали так... потому, — уточняет он, — что они считали его в условиях свободы хозяйственной деятельности строем наиболее совершенным».

     В современной зарубежной экономической  литературе, отдавая должное достижениям  классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в  системе экономического образования  большинства стран мира выделение  «классической школы» в качестве соответствующего раздела курса  истории экономических учений осуществляется, прежде всего, с точки зрения присущих трудам ее авторов общих характерных признаков и черт. Такая позиция позволяет отнести к числу представителей классической политической экономии целый ряд ученых XIX столетия — последователей знаменитого А. Смита.

     Например, один из ведущих экономистов современности профессор Гарвардского университета Дж. К. Гэлбрейт в своей книге «Экономические теории и цели общества» считает, что «идеи А. Смита подверглись дальнейшему развитию Давидом Риккардо, Томасом Мальтусом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы». В широко распространенном во многих странах учебнике «Экономикс» американского ученого, одного из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсона также утверждается, что Д. Риккардо и Дж С. Милль, являясь «главными представителями классической школы... развили и усовершенствовали идеи Смита».

     Добавим к этому, что известный ученый, профессор Лондонского университета М. Блауг в свой популярной, выдержавшей  четыре издания книге «Экономическая мысль в ретроспективе», говоря о  термине «классическая политическая экономия» и ее временных границах, пишет так: «Мы используем это  выражение в устоявшемся смысле, имея в виду всех последователей А. Смита вплоть до Дж. С.  Милля и Дж. Э. Кериса». При этом М. Блауг обращает внимание на то, что у Дж. М. Кейнса выражение «классическая экономическая наука» обозначает «...широкую плеяду ортодоксальных экономистов от Смита до Пигу, павших жертвой закона Сэя». К этому следует только добавить, что в отличие от ограничительной позиции К. Маркса позиция Дж. М. Кейнса имеет расширительный" характер, хотя аргументы последнего также небесспорны. 

1.3. История возникновения  теории  марксизма.

     Марксизм  возник в 40-х годах XIX века. В это  время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разрешили задачу следующим образом: они вооружили рабочий класс революционной научной теорией. Возникновение марксизма было подготовлено предшествующим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

     Важным  этапом развития капиталистической  экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся впервые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное  развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе, основанной на широком применении  машинной технике. Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Этот переворот вместе с тем стал основой грядущего их уничтожения.

       Важной исторической предпосылкой  формирования марксистского мировоззрения  явилось то обстоятельство, что  капитализм одержавший победу  над феодализмом в передовых  странах Западной Европы, уже  показал к тому времени не  только свое экономическое преимущество  над предшествующим способом  производства, но также и противоречивость  своего развития все большее  нарастание конфликта между трудом  и капиталом.

     Промышленный  переворот, осуществившийся вначале  в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу

     резкого увеличения после социальной революции  производства материальных благ для трудящихся, и увеличение свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известное проявление активной революционной роли рабочего класса были в 1831-1834 годах, а также чартистское движение 30-40-х годов в Англии.

         То обстоятельство, что развитие  капитализма в германии в этот  период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно-демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в германии 40-х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.   Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

Информация о работе Эволюция развития экономических знаний