Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:54, курсовая работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения.
Введение……………………………………………………….....................
РАЗДЕЛ.І. Эволюция развития экономических знаний……………….
Возникновение и развитие политэкономии как науки…………...
Классическая школа политической экономии…………………….
История возникновения теории марксизма………………………
История возникновения теории марженализма ..………………....
РАЗДЕЛ ІІ. Генезиз экономической мысли в Украине…………………
2.1. Экономическая мысль в Украине в 19-20 веках……………………..
2.2. Современные проблемы экономики Украины……………………….
2.3.Перспективы и стратегии экономического роста Украины на современом этапе…………………………………………………………..
РАЗДЕЛ ІІІ. Современные экономические школы……………………
Выводы и предложения……………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..
2.2 Современные проблемы экономики Украины
Украина
вступила в полосу финансовых катастроф
достаточно неподготовленной и лишенной
стратегических резервов,
несмотря на временную макроэкономическую
стабилизацию, достигнутую за счет жесткой
монетарной политики НБУ, уходит с плачевными
результатами:
- за 10 месяцев 2009 года промышленное производство
в Украине сократилось на 26,4% в сравнении
с аналогичным периодом 2008 года;
- по итогам 2009 года ВВП Украины снизится
более чем на 15%, в долларовом эквиваленте
ВВП Украины сократится более чем на треть;
- значительный бюджетный дефицит 2009 года
на фоне серьезного снижения налогооблагаемой
базы и потери поддержки со стороны международных
финансово-кредитных организаций;
- бесконтрольный рост валового внешнего
долга, который на 1 октября 2009 года составлял
уже более 104 млрд. долл. США, и в будущем
способен оказать значительное давление
на платежный баланс Украины.
Названные проблемы лишь отчасти дают
понимание того негативного экономического
сценария, который очевидно ожидает Украину
после завершения политических баталий
за пост президента.
Катастрофическое
снижение промышленного производства. То
Нужно осознавать, что среди крупнейших компаний Украины по итогам первого полугодия 2009 года оказались такие предприятия, выручка которых в национальной валюте снизилась на 50–80%. Такое обвальное снижение выручки не просто указывает на снижение налогооблагаемой базы, но и дает понимание глубины кризисных процессов на микроуровне. Среди лидеров по спаду оказались практически все крупные предприятия горно-металлургической отрасли, а также машиностроительные предприятия и химические концерны. Спад в этих отраслях ведет к автоматическому снижению занятости и доходов населения и порождает фискальную проблему.
Логика
влияния мирового кризиса на отечественную
промышленность четко прослеживается
с октября 2008 года. Для Украины
кризис начался с катастрофического
снижения заказов на продукцию металлургических
предприятий. Напомним, что основным
источником проблем в мире остается
рынок недвижимости. После банкротства
американского инвестиционного
банка Lehman Brothers и присоединения к
более крупным банкам инвестиционных
банков Merrill Lynch и Bear Stearns в США дала
сбой система, обслуживающая прием
и секьюритизацию ипотечных рисков.
Инвесторы перестали считать
ипотечные бумаги надежным инструментом
вложения средств, и это повлияло
на активность в строительной индустрии
по всему миру, поскольку лишило
или значительно уменьшило
Параллельно
негативные ожидания потребителей в
США и ЕС привели к резкому
снижению продаж автомобилей. Такие
крупные автомобильные компании
как Volkswagen, General Motors, АвтоВАЗ и другие
были вынуждены остановить конвейеры
или значительно сократить
Фискальные
проблемы. Обвал промышленного
По данным самой ГНА, задолженность по возмещению НДС на 01.01.2010 года составит, примерно. 20 млрд. грн. По нашим оценкам, это около 8% от запланированных доходов и более 10% от фактических, которые будут получены государством в 2009 году. Отсутствие возмещения НДС - это первый и наиболее опасный признак суверенного дефолта. Более того, он несет в себе огромный социальный противовес, поскольку бизнес в регионах не может не сокращать персонал, если государство отказывается возмещать НДС. Скорее всего, в 2010 году правительство Украины сможет рассчитывать в лучшем случае на налоговую базу 2009 года, что ведет к необходимости значительного сокращения государственных расходов, либо активизации сотрудничества с внешними кредиторами.
Проблема поставок газа. Цена газа за 1000 куб. метров на уровне 300–310 долл. США за первый квартал 2010 года, по оценкам Агентства, для Украины является неприемлемой. Действия исполнительной власти и слабые переговорные позиции с Москвой сделали газовый вопрос для обеих сторон проблемным. Газпром потерял в лице Украины потребителя газа: из-за экономического спада и вынужденного перехода на иные виды топлива в 2010 году Украина будет потреблять газа примерно в половину меньше чем в 2008 году. По подсчетам Агентства, для Украины комфортной остается стоимость газа в районе 170-200 долл. США за 1000 куб. метров.
В
2009 году в Украине образовалась порочная
практика, когда ее энергетический
баланс был профинансирован за счет
кредитов МВФ и частично за счет
средств государственного бюджета
через госбанки. Такая ситуация очень
сильно бьет по экономике страны, поскольку
те ресурсы, которые фактически предназначались
для восстановления экономики Украины,
на 80% прошли через нашу финансовую
систему транзитом и даже создали
определенное давление на госбанки, которые
вовлеки в финансирование НАК
«Нефтегаз». Цена 300 долл. США за 1000 куб.
метров только усилит кризисные явления
и окажет значительное давление на
торговый баланс Украины в 2010 году.
Агентство считает, что вопрос стоимости
газа должен быть решен в политической
плоскости. При существующих же договоренностях
Украину можно считать
Банковская
система. Агентство отмечает позитивные
тенденции в банковском секторе.
В частности в четвертом
Прогнозируя
вторую волну кризиса в 2010 году, Агентство
предостерегает вкладчиков от работы
с банками, деятельность которых
несет в себе значительные кредитные
риски. В качестве ориентира для
частных вкладчиков Агентство публикует
список банков, которым можно доверять
и которые способны выдержать
еще один стресс на рынке: калион банк
украина, альфа-банк, дочерний банк сбербанка
россии, правэкс-банк, укрэксимбанк, vab
банк, форум, эрсте банк, укрсоцбанк, сведбанк,
укрсиббанк, втб банк.
2.3.Перспективы и стратегии экономического роста Украины на современном этапе
Мировой экономический кризис не обошел стороной Украину, болезненно затронув почти все отрасли экономики, тысячи компаний и миллионы граждан. Кризис обострил результаты бездействия последних лет. В условиях, когда источники быстрого роста докризисных лет исчерпаны, единственный путь выхода Украины на траекторию устойчивого развития - это решительные и всеобъемлющие реформы. Для этого была создана программа реформ. Данная Программа реформ разработана во исполнение Президентского мандата на восстановление роста и модернизацию экономики страны.
Разработанная
программа экономических реформ
поможет выйти из сложившейся
тяжелой ситуации и заложить надежный
фундамент для перехода на качественно
новый этап развития Украины, который
будет характеризоваться
Исходя из этого, в основу комплексной программы экономических реформ легли четыре основных принципа;
Программа экономических реформ охватывает широкий набор стратегических преобразований по пяти направлениям:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Первые шаги по реализации реформ уже предприняты: в конце февраля 2010 года был создан Комитет по экономическим реформам во главе с Президентом Украины. В состав Комитета вошли представители всех основных ветвей власти (Кабинета министров Украины, Верховной Рады, Администрации Президента), общественных и деловых организаций, международные эксперты, В Комитете создается постоянно действующая рабочая группа по внедрению реформ во главе с Президентом, которая обеспечит сохранение неизменного темпа реформ на горизонте следующих 5 лет. Внедрение запланированных преобразований будут также осуществлять рабочие группы во главе с руководителями профильных министерств и других центральных органов власти.
Этапы реформы:
Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:
— обеспечить предсказуемость государственной политики, объявив о гарантии государства невмешательства в регулирование цен на сельхозпродукцию и об отсутствии ограничений экспорта;
— привести
систему субсидирования в соответствие
с требованиями ВТО;
Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:
Долгосрочный горизонт, до конца 2014 г.:
— усовершенствовать межбюджетные отношения и разделение функций и полномочий между местными и центральными органами власти по реализации государственной политики в области сельского хозяйства;
Индикаторы успеха: