Эволюция развития экономических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………….....................

РАЗДЕЛ.І. Эволюция развития экономических знаний……………….
Возникновение и развитие политэкономии как науки…………...
Классическая школа политической экономии…………………….
История возникновения теории марксизма………………………
История возникновения теории марженализма ..………………....

РАЗДЕЛ ІІ. Генезиз экономической мысли в Украине…………………

2.1. Экономическая мысль в Украине в 19-20 веках……………………..

2.2. Современные проблемы экономики Украины……………………….

2.3.Перспективы и стратегии экономического роста Украины на современом этапе…………………………………………………………..

РАЗДЕЛ ІІІ. Современные экономические школы……………………

Выводы и предложения……………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.66 Кб (Скачать)

     2.2 Современные проблемы экономики Украины

     Украина вступила в полосу финансовых катастроф  достаточно неподготовленной и лишенной стратегических резервов, 
несмотря на временную макроэкономическую стабилизацию, достигнутую за счет жесткой монетарной политики НБУ, уходит с плачевными результатами: 
- за 10 месяцев 2009 года промышленное производство в Украине сократилось на 26,4% в сравнении с аналогичным периодом 2008 года; 
- по итогам 2009 года ВВП Украины снизится более чем на 15%, в долларовом эквиваленте ВВП Украины сократится более чем на треть; 
- значительный бюджетный дефицит 2009 года на фоне серьезного снижения налогооблагаемой базы и потери поддержки со стороны международных финансово-кредитных организаций; 
- бесконтрольный рост валового внешнего долга, который на 1 октября 2009 года составлял уже более 104 млрд. долл. США, и в будущем способен оказать значительное давление на платежный баланс Украины. 
Названные проблемы лишь отчасти дают понимание того негативного экономического сценария, который очевидно ожидает Украину после завершения политических баталий за пост президента.

     Катастрофическое  снижение промышленного производстваТолько по официальным данным Госкомстата за 9 месяцев 2009 года промышленное производство снизилось на 28,4%, а за 10 месяцев 2009 года уже - на 26,4%. Иллюзия замедления спада промышленного производства происходит из-за смещения временной базы сравнения. Поэтому более адекватно потери от кризиса оценивать, сравнивая кризисное первое полугодие 2009 года со стабильным первым полугодием 2008 года. Анализ по ТОП-200 крупнейших компаний Украины, который Агентство проводило в октябре 2009 года, показывает, что из 200 крупнейших компаний у 40 падение выручки можно назвать катастрофическим.

     Нужно осознавать, что среди крупнейших компаний Украины по итогам первого полугодия 2009 года оказались такие предприятия, выручка которых в национальной валюте снизилась на 50–80%. Такое обвальное снижение выручки не просто указывает на снижение налогооблагаемой базы, но и дает понимание глубины кризисных процессов на микроуровне. Среди лидеров по спаду оказались практически все крупные предприятия горно-металлургической отрасли, а также машиностроительные предприятия и химические концерны. Спад в этих отраслях ведет к автоматическому снижению занятости и доходов населения и порождает фискальную проблему.

     Логика  влияния мирового кризиса на отечественную  промышленность четко прослеживается с октября 2008 года. Для Украины  кризис начался с катастрофического  снижения заказов на продукцию металлургических предприятий. Напомним, что основным источником проблем в мире остается рынок недвижимости. После банкротства  американского инвестиционного  банка Lehman Brothers и присоединения к  более крупным банкам инвестиционных банков Merrill Lynch и Bear Stearns в США дала сбой система, обслуживающая прием  и секьюритизацию ипотечных рисков. Инвесторы перестали считать  ипотечные бумаги надежным инструментом вложения средств, и это повлияло на активность в строительной индустрии  по всему миру, поскольку лишило или значительно уменьшило доступ строительных компаний к фондированию не только в США, но и в ЕС и  на Ближнем Востоке.

     Параллельно негативные ожидания потребителей в  США и ЕС привели к резкому  снижению продаж автомобилей. Такие  крупные автомобильные компании как Volkswagen, General Motors, АвтоВАЗ и другие были вынуждены остановить конвейеры  или значительно сократить производство. Например, в Украине выручка в  гривневом эквиваленте ЗАЗ и  Еврокар за первое полугодие упала  примерно на 80%. Такое глобальное снижение спроса со стороны строительной индустрии  и предприятий машиностроения привело к обвальному снижению спроса на металлопродукцию украинских предприятий и металлургическое сырье (агломерат, ферросплавы, кокс и т.д.). К примеру, такой флагман украинской металлургии как ММК им. Ильича потерял за первое полугодие 2009 года около 60% выручки в гривневом эквиваленте, Азовсталь - 40%, Запорожсталь - 43%, Арселор Митал Кривой Рог - 53%. Названные компании оставались крупнейшими экспортерами металлопродукции. Поэтому снижение их выручки в гривневом эквиваленте дает ясное понимание о катастрофическом падении их валютной выручки.

     Фискальные  проблемы. Обвал промышленного производства ведет к автоматическому снижению налоговой базы. Пытаясь выполнить  план по доходам в бюджет, Государственная  налоговая администрация и правительство  инициировали ряд изменений в  налоговом законодательстве, в частности, попытавшись повысить акцизы и заставить  предприятия платить налог на прибыль на ежемесячной основе. Такие  шаги, по мнению Агентства, не являются эффективными, поскольку только усиливают  налоговое давление на работающий бизнес и заставляют его либо уходить  в тень, либо оплачивать новые инструменты оптимизации налогов.

     По  данным самой ГНА, задолженность  по возмещению НДС на 01.01.2010 года составит, примерно. 20 млрд. грн. По нашим оценкам, это около 8% от запланированных доходов  и более 10% от фактических, которые  будут получены государством в 2009 году. Отсутствие возмещения НДС - это первый и наиболее опасный признак суверенного  дефолта. Более того, он несет в  себе огромный социальный противовес, поскольку бизнес в регионах не может  не сокращать персонал, если государство  отказывается возмещать НДС. Скорее всего, в 2010 году правительство Украины  сможет рассчитывать в лучшем случае на налоговую базу 2009 года, что ведет  к необходимости значительного  сокращения государственных расходов, либо активизации сотрудничества с внешними кредиторами.

     Проблема  поставок газа. Цена газа за 1000 куб. метров на уровне 300–310 долл. США за первый квартал 2010 года, по оценкам Агентства, для Украины является неприемлемой. Действия исполнительной власти и слабые переговорные позиции с Москвой  сделали газовый вопрос для обеих  сторон проблемным. Газпром потерял  в лице Украины потребителя газа: из-за экономического спада и вынужденного перехода на иные виды топлива в 2010 году Украина будет потреблять газа примерно в половину меньше чем в 2008 году. По подсчетам Агентства, для Украины комфортной остается стоимость газа в районе 170-200 долл. США за 1000 куб. метров.

     В 2009 году в Украине образовалась порочная практика, когда ее энергетический баланс был профинансирован за счет кредитов МВФ и частично за счет средств государственного бюджета  через госбанки. Такая ситуация очень  сильно бьет по экономике страны, поскольку  те ресурсы, которые фактически предназначались  для восстановления экономики Украины, на 80% прошли через нашу финансовую систему транзитом и даже создали  определенное давление на госбанки, которые  вовлеки в финансирование НАК  «Нефтегаз». Цена 300 долл. США за 1000 куб. метров только усилит кризисные явления  и окажет значительное давление на торговый баланс Украины в 2010 году. Агентство считает, что вопрос стоимости  газа должен быть решен в политической плоскости. При существующих же договоренностях  Украину можно считать пострадавшей стороной. Также, по мнению Агентства, существующие двусторонние договоренности между Россией и Украиной не стимулируют  международные организации к  оказанию Украине финансовой помощи.

     Банковская  система. Агентство отмечает позитивные тенденции в банковском секторе. В частности в четвертом квартале 2009 года была остановлена тенденция  оттока банковских вкладов населения, также была частично разрешена проблема с пострадавшими вкладчиками  крупных банков, а в части банков прекратили работу временные администрации. Национализированные банки находятся  в рабочем состоянии, однако обвал  промышленного производства и снижение доходов населения не дают возможность с оптимизмом оценивать сценарий развития банковской системы в 2010 году. Агентство по-прежнему оценивает кредитную активность банков как очень низкую. Запрет валютного кредитования, фиксация ставок в национальной валюте на уровне 28–35% годовых указывает на то, что в большинстве банков Украины кредиты остаются недоступными, что ставит крест на быстром восстановлении промышленности, а также потребительского потенциала населения. По мнению Агентства, одной из первоочередных задач НБУ после выборов будет являться реформирование существующей системы рефинансирования, которая должна выступить одним из основных поставщиков ресурсов для компаний нефинансового сектора.

     Прогнозируя вторую волну кризиса в 2010 году, Агентство  предостерегает вкладчиков от работы с банками, деятельность которых  несет в себе значительные кредитные  риски. В качестве ориентира для  частных вкладчиков Агентство публикует  список банков, которым можно доверять и которые способны выдержать  еще один стресс на рынке: калион банк украина, альфа-банк, дочерний банк сбербанка россии, правэкс-банк, укрэксимбанк, vab банк, форум, эрсте банк, укрсоцбанк, сведбанк, укрсиббанк, втб банк. 

     2.3.Перспективы и стратегии экономического  роста Украины на современном этапе

     Мировой экономический кризис не обошел стороной Украину, болезненно затронув почти  все отрасли экономики, тысячи компаний и миллионы граждан. Кризис обострил результаты бездействия последних  лет. В условиях, когда источники  быстрого роста докризисных лет  исчерпаны, единственный путь выхода Украины  на траекторию устойчивого развития - это решительные и всеобъемлющие реформы. Для этого была создана программа реформ. Данная Программа реформ разработана во исполнение Президентского мандата на восстановление роста и модернизацию экономики страны.

     Разработанная программа экономических реформ поможет выйти из сложившейся  тяжелой ситуации и заложить надежный фундамент для перехода на качественно  новый этап развития Украины, который  будет характеризоваться созданием  устойчиво развивающейся экономики  с высокими темпами роста производительности труда, стабильным уровнем занятости, диверсифицированной отраслевой структурой и региональной сбалансированностью. Такой экономическое развитие позволит достичь главной цели Программы  - повышения благосостояния граждан Украины.

     Исходя  из этого, в основу комплексной программы  экономических реформ легли четыре основных принципа;

  • реформы будут направлены на сохранение и повышение уровня жизни граждан путем создания условий для устойчивого экономического роста и улучшения системы социального развития;
  • реформы будут способствовать достижению долгосрочной макроэкономической стабильности;
  • реформы будут способствовать повышению производительности труда и международной конкурентоспособности Украины;
  • реформы будут способствовать усилению вовлеченности Украины в процессы международной экономической интеграции.

     Программа экономических реформ охватывает широкий  набор стратегических преобразований по пяти направлениям:

  1. Создание базовых предпосылок экономического роста путем поддержания низкого уровня инфляции, стабилизации государственных финансов и создания устойчивой банковской системы.
  2. Формирование режима наибольшего благоприятствования для бизнеса путем уменьшения роли государства в экономики, снижения административных барьеров для бизнеса и развития инфраструктуры
  3. Модернизация инфраструктуры и базовых секторов путем устранения устоявшихся структурных проблем в энергетической, угольной, нефтегазовой отраслях и ЖКХ, а также через развитие транспортной инфраструктуры и рынка земли.
  4. Сохранение н развитие человеческого капитала путем повышения эффективности и устойчивости социальной защиты, улучшения качества и доступности образования и медицинского обслуживания.
  5. Повышение эффективности государственного управлення путем реформирования государственной службы и исполнительной власти.

     РЕАЛИЗАЦИЯ  ПРОГРАММЫ

     Первые  шаги по реализации реформ уже предприняты: в конце февраля 2010 года был создан Комитет по экономическим реформам во главе с Президентом Украины. В состав Комитета вошли представители всех основных ветвей власти (Кабинета министров Украины, Верховной Рады, Администрации Президента), общественных и деловых организаций, международные эксперты, В Комитете создается постоянно действующая рабочая группа по внедрению реформ во главе с Президентом, которая обеспечит сохранение неизменного темпа реформ на горизонте следующих 5 лет. Внедрение запланированных преобразований будут также осуществлять рабочие группы во главе с руководителями профильных министерств и других центральных органов власти.

     Этапы реформы:

     Краткосрочный горизонт, до конца 2010 г.:

       — обеспечить предсказуемость государственной политики, объявив о гарантии государства невмешательства в регулирование цен на сельхозпродукцию и об отсутствии ограничений экспорта;

  • согласовать с ВТО и внедрить техническое регулирование, импорта для ограничения ввоза низкосортной продукции и продукции низкого качества;
  • внедрить механизмы кредитования под залог зерна в Аграрном фонде, включить импортную технику в операции НАК «Украгролизинг»;

     — привести систему субсидирования в соответствие с требованиями ВТО; 
Среднесрочный горизонт, до конца 2012 г.:

  • создать прозрачный рынок земель сельхоз назначения, обеспеченный единой системой земельный кадастр с эффективными профессиональными государственными службами, отвечающими за ведение кадастра и регистрацию прав собственности на землю;
  • гармонизировать систему стандартов и технического регулирования сельскохозяйственной продукции с нормами ЕС;

     Долгосрочный  горизонт, до конца 2014 г.:

— усовершенствовать межбюджетные отношения и разделение функций и полномочий между местными и центральными органами власти по реализации  государственной политики в области сельского хозяйства;

     Индикаторы  успеха:

  • повышение уровня производительности труда в сельском хозяйстве (в 1,5-2 раза до 2014 года);
  • увеличение рентабельности аграрного производства, а также обеспечение-превышения экспорта над импортом сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, особенно с высокой добавленной стоимостью, в частности, мяса, молока, мясных и молочных продуктов, улучшение их качественных показателей до мирового уровня;

Информация о работе Эволюция развития экономических знаний