Эволюция развития экономических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………….....................

РАЗДЕЛ.І. Эволюция развития экономических знаний……………….
Возникновение и развитие политэкономии как науки…………...
Классическая школа политической экономии…………………….
История возникновения теории марксизма………………………
История возникновения теории марженализма ..………………....

РАЗДЕЛ ІІ. Генезиз экономической мысли в Украине…………………

2.1. Экономическая мысль в Украине в 19-20 веках……………………..

2.2. Современные проблемы экономики Украины……………………….

2.3.Перспективы и стратегии экономического роста Украины на современом этапе…………………………………………………………..

РАЗДЕЛ ІІІ. Современные экономические школы……………………

Выводы и предложения……………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.66 Кб (Скачать)

рост  урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота и  повышения их качественных показателей  до уровня стран Центральной и  Восточной Европы.

     Деятели рабочих групп будут нести личную ответственность за реализацию реформ. Предстоящие реформы - это сложный и временами болезненный процесс, который остро необходим в настоящее время. Работа такого масштаба удалась тем странам, в которых общество и власть чувствовали общую ответственность за достижение единых целей. Вызов, стоящий перед Украиной - это способность политиков отказаться от популизма и поддержать реальную работу по модернизации страны и обеспечению долгосрочного благосостояния граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  ІІІ СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

     Экономическая наука — продукт Нового времени, однако многие ее основы складывались веками. Современная экономическая  теория представляет собой систему  взаимосвязанных экономических  подходов к изучаемым явлениям и  процессам. В качестве основных структурных  частей современной экономической  теории можно выделить: социально-экономическую, маржиналистскую, кейнсианскую, неолиберальную, монетаристскую и институциональную  школы. Между ними существуют общность и различия. Общее состоит в  том, что все они признают важность рыночной экономики. Различия заключаются  в неодинаковых точках зрения на экономическую  роль государства.

     Социально-экономическая  школа представляет социально-экономическое  направление в экономической  теории. Основная ее особенность классовый  подход к исследуемым явлениям и  процессам. Наиболее фундаментальной  ее формой является марксизм. Основоположниками  марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс, а продолжение и практическая реализация его идей связана с  именем В.И. Ленина. Экономическая теория определяется марксизмом как наука  о системе производственных, социально-экономических  отношений. Развитие человеческого  общества протекает на основе взаимодействия экономического базиса и надстройки. Единственной мерой стоимости, по Марксу, служит труд, а рабочая сила рассматривается  в качестве специфического товара. К. Маркс разработал теорию прибавочной  стоимости, согласно которой присвоение этой стоимости является основой  капиталистической системы.

     Марксизм  внес существенный вклад в создание теории прибыли и углубление исследования о земельной ренте, продвинул  вперед теорию общественного воспроизводства, выделил проблему материально-стоимостной  сбалансированности. Идеи марксизма  имели широкую популярность и  развивались в течение почти 150 лет. Интерес к марксизму в  настоящее время резко упал, а реализация его идей на практике теперь ограничена лишь Кубой.

     Маржиналистская школа представляет маржиналистское  направление в экономической  теории. Маржинализм возник в конце XIX в., в период роста концентрации производства и обострения конкуренции. Стремление приспособиться к новой  обстановке поставило на повестку дня  необходимость обратиться к теоретическим  основам экономической политики фирмы. Появляется и получает широкое  развитие микроэкономическое направление  экономической теории. Наибольший вклад  в развитие маржинализма внес английский экономист А. Маршалл (1842 -1924).

     В современной экономической теории основными категориями маржинализма являются предельная полезность и предельная производительность, которые используются при анализе спроса и предложения, в построении моделей рыночного  равновесия. Развитие экономической  теории на основе микроанализа осуществляется по следующим направлениям: кардиналистская  теория предельной полезности; ординалистская теория предельной полезности; теория предельной производительности; теория частичного равновесия и теория всеобщего  равновесия. За исходный пункт экономического анализа маржинализм принимает  потребности человека и законы насыщения  этих потребностей. Стоимость единицы  какого-либо блага определяется степенью важности той потребности, которая  удовлетворяется при помощи данной единицы, но не сводится к затратам труда. Субъективная оценка полезности какого-либо блага зависит от двух факторов: степени редкости блага  и степени насыщения потребности  в нем. В центре внимания находится  рыночный механизм формирования цен; цена выступает как результат взаимодействия двух основных факторов спроса и предложения. 

     Кейнсианская  школа представляет кейнсианское направление  экономической теории, ориентированное  на усиление роли государства в рыночной экономике. Она предлагает рецепты  регулирования экономики и является одной из наиболее известных и  признанных школ экономической теории. Кейнсианство знаменует создание и  развитие макроэкономики, теории государственного регулирования. Данная школа получила распространение во всех странах  с рыночной моделью экономики  и господствовала в экономической  науке вплоть до 70-х годов прошлого столетия.

     Неокейнсианская школа определяет направление экономической теории по обновлению и совершенствованию теории Дж. М. Кейнса. Пионерами Неокейнсианства являются Д. Робинсон, Е. Домар и П. Самуэльсон. Основными формами неокейнсианского направления в экономической теории являются раннее неокейнсианство и посткейнсианство, которое может быть представлено двумя доминирующими течениями американским и европейским. Представители посткейнсианства видят свою задачу в том, чтобы «очистить» концепцию Дж. М. Кейнса от различных наслоений и одновременно сделать ее более современной. При этом они используют идеи и инструменты социально-экономической школы.

     Неолиберальная  школа утверждает концепцию ограничения  государственного вмешательства в  экономику и отстаивает принцип  саморегулирования, свободы от излишней регламентации. Основоположниками  неолиберализма являются представители  австрийской школы Л. Мизес и  Ф. Хайек. Наиболее известными неолиберальными  школами являются: фрайбургская школа (учение о двух типах хозяйства  и способах их функционирования, теория экономических порядков и концепция  социального рыночного хозяйства); лондонская школа (трактовка социальных функций государства как административного  деспотизма, концепция спонтанного порядка); чикагская школа (приоритет денежных инструментов воздействия на экономику).

     Современные представители неолиберализма следуют  двум традиционным положениям: рынок  является наиболее эффективной системой хозяйства и создает наилучшие  условия для экономического роста; приоритетное значение имеет свобода  субъектов экономической деятельности.

     Идеи  неолиберализма получили широкое признание  и распространение, как у экономистов-теоретиков, так и у практиков. Они стали основой для анализа общественных проблем и способствовали рассмотрению и решению социальных вопросов экономической жизни.

     Монетаристская  школа представляет монетаристское направление в экономической  теории, утверждающее неконсервативные концепции под лозунгом «неоклассического возрождения». Выдающимся представителем монетаризма является М. Фридмен (1912-2006). Монетаризм исходит из свободы предпринимательства: чем меньше ограничений на свободу предпринимательства, тем больше свобод имеет отдельно взятая личность.

     Основой монетаризма является количественная теория денег, согласно которой изменение  количества денег или денежной массы  в обращении ведет к пропорциональному  изменению цен. Основная функция  денег связывается с определением уровня цен. Главный метод монетаризма  денежная эмиссия. В соответствии с  количественной теорией денег на первый план выдвигается стабильная эмиссия денег, независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной  политики.

     Монетаризм  исходит из: устойчивости частного рыночного хозяйства; сокращения государственных  регуляторов до минимума; использования  в качестве главного регулятора, воздействующего  на хозяйственную жизнь, «денежных  импульсов» и денежной эмиссии; отказа от краткосрочной денежной политики и замены ее долгосрочной политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Деньги рассматриваются в качестве основного инструмента движения и развития производства. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

     Институциональная экономическая теория рассматривает  преимущественно организационно-экономические  отношения, взаимосвязь экономических  и других институтов и их воздействие  на развитие экономической системы. Возникновение институционального направления связано с именем американского экономиста и социолога  Т.Б. Веблена. Оно сформировалось в  начале XX века. Основными этапами  его эволюции являются: старая негативная школа институционализма, поздний  институционализм и неоинституционализм.

     Институционализм  синтетическая школа в экономической  науке, занимающаяся изучением человеческого  поведения и человеческих институтов. Под институтами понимаются словесные  символы для лучшего описания группы общественных обычаев. Институционализм при исследовании конкретных экономических  явлений непременно учитывает связанные  с ними прочие социальные факторы, такие  как национальные обычаи, традиции культуры и образованность, прочие институты. Общественные институты  считаются движущей силой общественного  развития. Особый интерес институционализм проявляет к юридическим основам  экономического поведения, а также  к разработке идеи общественного  контроля над предпринимательством и обоснованию необходимости  планирования экономики. Институционализм имеет несколько разновидностей, в том числе: социально-психологический, социально-правовой и конъюнктурный.

     Подлинно  научная теория всегда находится  в непрерывном поиске и развитии. Современные экономические теории определяют современный подход к познанию экономической действительности, предполагающий взаимодействие и взаимообогащение. Современная экономическая наука не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлого. Она не противопоставляет себя идеям предшественников, а скорее продолжает, развивает или дополняет их по направлениям, на которые те не обратили должного внимания или лишь обозначили.

     Неоинституциональная  теоретическая экономика, основателем  которой считается Р. Коуз, представляет собой, по существу, синтез некоторых идей традиционного институционализма и неоклассических теорий, что способствует проникновению неоклассики в новую сферу анализа в институты. Под институтами в современной теории понимаются «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, и система мер, обеспечивающая их выполнение. Предметом анализа неоинституциональной теоретической экономики являются как экономические, так и не экономические проблемы социально-экономического развития.

     Современная экономическая теория имеет уровневый  характер и предполагает выделение  микро-, мезо-, макро- и мега- экономики. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических единиц и механизм согласования их целей. Мезоэкономика олицетворяет поведение и содержание промежуточных между микроэкономикой и макроэкономикой подсистем национальной экономики, куда входят агропромышленный и военно-промышленный комплексы и инфраструктура экономики государства. Макроэкономика представляет совокупность экономических факторов, процессов и явлений, функционирующих на региональном и национальном уровнях, а мега экономика рассматривает ту же совокупность на межгосударственном уровне.

     Основные  направления и особенности современной  экономической теории четко показывают непрерывность совершенствования  уже действующих известных научных  направлений и постоянство рождения новых научных подходов, созвучных требованиям и отвечающих потребностям экономической действительности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  и предложения

Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки  всех его звеньев, в том числе  и экономики, является поиск оптимальных  путей реорганизации экономических  взаимодействий их рациональных вариантов и структуры.

     Представляется  важным, что в процессе изучения развития экономической мысли ведущими учеными в этой сфере выявлены наиболее важные тенденции в развитии любой рассматриваемой экономической  единицы. Чем больше будет альтернативных решений со стороны современных  экономистов по объединению и  извлечению наибольшей пользы из уже  созданных экономических учений, тем плодотворней будет поиск  новых путей в целом.

Информация о работе Эволюция развития экономических знаний