Этапы развитя экономической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:27, реферат

Краткое описание

Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог чувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог махнуть рукой на её законы. Недаром ведь в старину учёные пытаясь в научных целях вообразить такого свободного от экономики человека, могли представить его лишь в образе Робинзона Крузо — единственного жителя необитаемого острова.

Оглавление

Введение
Экономическая теория и её функции
Формирование потребностей
Основные этапы развития экономической науки
Экономический механизм
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Введение 
  2. Экономическая теория и её функции
  3. Формирование потребностей
  4. Основные этапы развития экономической науки
  5. Экономический механизм
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

Введение

Нет в человеческом обществе ни одной  сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек  мог чувствовать себя абсолютно  независимым от мира экономики, мог  махнуть рукой на её законы. Недаром  ведь в старину учёные пытаясь в научных целях вообразить такого свободного от экономики человека, могли представить его лишь в образе Робинзона Крузо — единственного жителя необитаемого острова.

Все же остальные — хотят они  того или нет — вынуждены осознанно  или бессознательно подлаживаться  под требования мира экономики, чтобы  жить в довольстве и радости, а  не скитаться в поисках милостыни  и временного крова над головой. Едва издав первый крик, мы попадаем в этот мир — ведь от его устройства зависит, например, в каких условиях проходили роды и как будут выхаживать мать и младенца врачи. А окончив школу, мы полностью подчиняем свою жизнь экономическим условиям страны, где нам выпало жить, — эти условия определяют выбор нами своей профессии, уровень жизни и даже её продолжительность.

Экономическая теория и  её функции

Существует несколько различных  определений предмета экономической  теории.

Марксистское определение.

Экономическая теория изучает экономические  отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных  ступенях развития общества.

Самуэльсон.

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для  потребления различных индивидов  или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.

Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Существуют несколько функций  экономической теории.

—познавательная функция;

—методологическая, т.е. экономическая  теория исследует общее (и экономические  отношения, и производительные силы) и является методологической базой  для других наук, т.к. выявляет общие  экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для  исследования в других науках.

—практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику.

Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу.

Жизнь общества, его членов бесконечно многогранна. Это—культура, наука, учёба, отдых, путешествия, спорт и, наконец, производство различных благ и услуг. Что же здесь является главным? Ответить на этот вопрос не так просто, ибо нет человека, который бы занимался чем-то одним. Есть область деятельности, которая лежит в основе существования всего общества и каждого человека, вне зависимости от того, где он проживает—в далёкой Австралии, в жаркой Флориде или на суровых Курилах. Это—экономическая деятельность, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности.

Экономическую деятельность осуществляют не просто члены общества, но экономические  агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы  домов и квартир, акций и облигаций, земельных участков, фермеры, генеральные  директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые  решения в рамках своей хозяйственной  компетенции и реализовывать  их, используя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, её определяющие, составляют предмет экономической теории.

Экономическая теория анализирует  человека как фактор производительных сил и субъект экономических  отношений независимо от общественной формы производства.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения  людей в различных хозяйственных  системах при ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. Конечно, образ «человека экономического», или «homo economicus» страдает определённой односторонностью, поскольку человек—не только «человек экономический». И тем не менее экономическая деятельность людей—существенная характеристика реализации человеческой личности, условие, основа и предпосылка всех иных сторон жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Особо следует подчеркнуть огромную роль в мотивации экономической  деятельности психологических факторов. Ведь не даром многие, если не все, теоретики прошлого и настоящего при объяснении экономического поведения людей оперируют такими понятиями, как «склонность», «предпочтение», «ожидание», «намерение» и т. д. Так, например, в России сложившиеся веками и возведённая в степень 70-летним господством коммунистической идеологии коллективистская и патерналистская психология оказалась существенной преградой в проведении рыночных реформ, психологической основой которых с необходимостью является разумный индивидуализм и экономическая обособленность хозяйствующих агентов.

Функции человека в процессе труда  и производства определяются общеэкономическими законами.

а) Закон соответствия факторов производства, т.е. содержимое рабочей силы в каждый данный период определяется состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий; вместе с тем средства производства и технология предъявляет определенные требования к содержанию рабочей силы.

б) Закон возмещения затрат рабочей  силы - развитие средств производства и освоение технологий определяют уровень расходов рабочей силы и величину и характер затрат на ее воспроизводство.

в) Работник всегда функционирует  в исторически определенной социально - экономической форме, т.е. его положение  определяется принадлежностью его  к какой - либо социальной группе.

г) С развитием производства возрастают требования к качеству работника, к  его совершенствованию.

д) Человек - конечная цель производства и удовлетворение его потребностей является конкретным предназначением общественного производства.

Система экономических отношений - это есть отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и  потребления между классами и  социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и  крупными собственниками в городе и  деревне; вся система экономических  отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

Система экономических отношений  должна соответствовать состоянию  производства, чтобы обеспечивать его  развитие и эффективное функционирование.

Материальное производство является материальной основой экономических  отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование потребностей

Общество всегда формирует потребности  своего населения, но формирование этих потребностей обусловлено объективными факторами:

а) Развитие общественного производства. С развитием производства возвышаются  и потребности людей. Закон возвышения потребностей является объективным  экономическим законом и действует  на протяжении всей истории человеческой цивилизации.

б) Демографические факторы. Полный возраст человека, а для общества в целом - соответствующая структура  населения.

в) Природно-климатические условия.

Общество пытается формировать  разумные потребности, т.е. потребности, удовлетворение которых обеспечивает условия жизнедеятельности людей, соответствующие экономическим  и социальным возможностям общества; потребности, которые способствуют высокой социальной активности трудящихся. Разумные потребности формируются  посредством экономических, организационных  и социально-психологических мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы развития экономической  науки 

Как систематизированное  знание, как наука, экономика сформировалась в XV–XVI вв. Основной вопрос, который  тогда интересовал экономистов, – почему одни страны богатые, а  другие бедные, в чем заключается  богатство, откуда оно берется? Экономика  в те времена – это наука  о богатстве.

Первыми экономистами, которые  разработали стройную концепцию  о богатстве, были меркантилисты (от итал. мерканте – торговец). Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источник богатства –торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить (тогда в страну будет поступать золото). А для того, чтобы вывозить больше товаров, надо поощрять развитие их производства.

Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Физиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля, а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение продукта произведенного над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда следовал вывод: труд только в сельском хозяйстве производителен, все остальные отрасли пользуются плодами сельского хозяйства.

Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. У.Петти принадлежит крылатая фраза: «Природа – мать, а труд – отец всякого богатства».

Огромный вклад в развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И.Ньютона в физике. В своей работе «Исследование о причинах и природе богатства народов» (1776 г.) А.Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции, показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой» содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.

Следующий шаг в развитии экономики связан с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Сконструированная  ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее нельзя отрицать большой вклад в развитие экономики как науки, сделанный К.Марксом.

Параллельно с марксизмом в XIX веке развивается неоклассическое направление, представители которого сосредоточивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленные теоретические знания, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, в частности маржинализм (от лат. маргинальный – крайний, предельный) – теорию, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.

Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес А.Маршалл. В своей работе «Принципы политической экономии» (1890 г.) он разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

В 1936 г. английский экономист  Дж.Кейнс опубликовал свою работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав новое направление в экономике – кейнсианство. Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, потери общества при этом столь велики, что для того, чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж.Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.

Наконец, с именем лауреата Нобелевской премии М.Фридмена связано одно из наиболее распространенных современных направлений экономики – монетаризм. Монетаристы, исходя из того, что существует определенная связь между показателями развития экономики и количеством денег в обращении, доказывают, что регулировать ход экономических процессов возможно, изменяя объем денежной массы. Поскольку обеспечение экономики деньгами – это прерогатива государства, то последнее, проводя соответствующую денежно-кредитную политику, может воздействовать на экономическое развитие страны.

Экономический механизм

Главная причина необычайной сложности  экономического механизма — то, что он должен отвечать интересам всех людей, позволять им получать выгоду от участия в разделении труда и обмене плодами, созданными своими руками.

Экономику нельзя сконструировать  вопреки человеку. История показывает, что есть лишь два рычага воздействия на людей, чтобы труд их стал производительным: насилие и экономический интерес.

Информация о работе Этапы развитя экономической науки