1. |
Возникновение
и основные этапы развития экономической
науки. |
Истоки экономической
науки следует искать в учениях
мыслителей древнего мира, прежде всего
стран Дальнего Востока - колыбели мировой
цивилизации. Первые попытки теоретически
осмыслить экономическое устройство общества
были сделаны в сочинениях Ксенофонта
(430-335 г.г. до н.э.), Платона
(428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени
в учении Аристотеля (384-322
г.г. до н.э.). Ксенофонт - представитель
богатой афинской аристократии - в своем
трактате «Домострой» восхвалял достоинства
земледелия и осуждал занятие ремеслами
и торговлей. В историю экономических
учений он вошел как ученый, который впервые
дал анализ разделению труда, а говоря
о ценности товара, рассматривал ценность,
как в смысле потребительской стоимости,
так и в смысле меновой стоимости. Натурально-хозяйственная
концепция была характерна и для экономических
взглядов Платона. В своем проекте о государственном
устройстве он отвел государству функцию
разрешения противоречия между многообразием
потребностей людей и однообразием их
способностей. По рассуждениям Платона
выходило, что частную собственность могли
иметь лишь лица, не способные к политической
деятельности, т.е. представители третьего
сословия: земледельцы, ремесленники и
торговцы. Философы, управляющие обществом,
и стражи не должны иметь никакой собственности.
Затрагивая вопросы товарного производства,
Платон подошел к пониманию того, что в
процессе обмена имеет место приведение
к «соразмерности и единообразию» несоразмерных
и разнообразных товаров. Аристотель большой
вклад в развитие экономической науки
внес своим анализом форм стоимости, двойственности
товара и развития форм торговли. Интересны
его рассуждения о путях приобретения
богатства и удовлетворения потребностей.
Экономическая мысль эпохи феодализма
охватывает широкий круг проблем, начиная
с обоснования законности владения феодальной
землей, вечности деления общества на
классы и кончая усилением внимания к
проблемам товарно-денежных отношений.
При этом, как правило, поддерживая развитие
товарно-денежных отношений, кроме ростовщических,
идеологи того времени стремились сохранить
феодальный строй. Поскольку капиталистические
отношения начали складываться прежде
всего в сфере торговли, то первое, раннее
течение экономической мысли в XV - XVII в.в.
- меркантилизм (от итальянского «мерканте»
- торговец, купец)- заключалось в познании
закономерностей торговли. Согласно этой
теории богатство общества выражается
в накоплении денег, особенно золота и
серебра, в результате торговли. Из всех
видов деятельности приоритет отдавался
труду, занятому в торговле, прежде всего
международной, поскольку он способствовал
накоплению богатства. Меркантилизм не
являлся еще экономической наукой. Его
основные положения - результат не теоретического
анализа, а простого описания наблюдаемых
явлений и отчасти их классификация. По
мере проникновения капитала в сферу производства
изменялись и взгляды идеологов буржуазии.
Родоначальником классической буржуазной
политической экономии является Уильям
Петти (1623-1687 гг.). Его экономические
воззрения формировались в условиях быстрого
роста капиталистических отношений в
Англии. Его перу принадлежит целый ряд
работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово
мудрым», «Политическая арифметика», «Разное
о деньгах». Как и многие другие исследователи
экономических процессов. Известную формулу
Петти «труд - отец и активнейший принцип
богатства, земля - его мать» можно считать
одним из вариантов его учения об источнике
стоимости. Представителями классической
буржуазной политической экономии во
Франции в XVIII в. были Ф.
Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они
перенесли вопрос о происхождении общественного
богатства из сферы обращения в сферу
производства. При этом ограничивали последнюю
только сельским хозяйством, считая, что
богатство создается лишь в этой отрасли.
Поэтому это направление в развитии экономической
мысли получило название школы физиократов
(термин образован от греческих слов «природа»
и «власть»). Выдающийся английский экономист
Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как
«Пророк свободной конкуренции». Величайшей
его заслугой можно считать то, что в мире
экономики он разглядел открытый Ньютоном
в физическом подлунном мире естественный
саморегулирующийся порядок. Основная
идея в учении А. Смита - идея либерализма,
минимального вмешательства государства
в экономику, рыночного саморегулирования
на основе свободных цен, складывающихся
в зависимости от спроса и предложения.
Главное произведение его жизни «Исследование
о природе и причинах богатства народов»
(1776) оказало громадное влияние на последующий
век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена
объективным закономерностям, которые
не зависят от воли и сознательных устремлений
людей. Исходный пункт всего его исследования
образует проблема разделения труда, которое
связывает в единое общество «эгоистов-индивидов».
После исследования этой проблемы он переходит
к изложению происхождения и употребления
денег. Значительный вклад Смит внес в
теорию стоимости, в учение о доходах,
о производительном и непроизводительном
труде, о капитале и воспроизводстве, об
экономической политике государства.
Самым крупным экономистом эпохи промышленного
переворота в Англии был Д.
Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию
экономических законов, которые вошли
в сокровищницу политической экономии.
Центральное место в учении Д. Рикардо
занимают теории стоимости и денег, заработной
платы и прибыли, земельной ренты, учение
о капитале и воспроизводстве. Ученые
классического, неоклассического и пост
кейнсианского направлений, а также марксисты-социалисты
- все ведут свою родословную из его окружения.
Подводя итоги классической школе, необходимо
отметить, что основным объектом исследования
здесь выступает производство как таковое,
независимо от его отраслевых особенностей,
а также распределение благ. Ее выдающиеся
представители выдвинули и обосновали
систему понятий и категорий, представляющих
собой научное отражение многих экономических
процессов. Когда капиталистическое общество
достигло достаточно высокой степени
экономической зрелости и выявились его
внутренние противоречия, когда на арену
истории вышел рабочий класс, научное
древо экономики раздвоилось. Одно направление
через неоклассическую экономику и кейнсианство
пришло к современной посткейсианской
магистральной экономике. Другое направление
вышло из «Капитала» Маркса.
В противовес буржуазной политической
экономии возникла пролетарская экономия,
основы которой заложили идеологи рабочего
класса - К. Маркс и
Ф. Энгельс. Они создали учение о прибавочной
стоимости, вскрывшее природу капиталистической
эксплуатации. Был сделан анализ капиталистического
строя, приведший авторов к выводу о его
исторической ограниченности и закономерной
смене социалистическим строем.
Современные экономические концепции,
отображая назревшие проблемы современности
и учитывающие многомерность экономических
ситуаций, черпают идеи в прошлых учениях,
пытаясь приспособить их к современным
явлениям. Можно сказать, что мы живем
во времена переоценки и анализа накопленного
опыта прошлого.