Экономическая сущность, понятие и назначение материальных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение организации учета движения материалов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производстве.

Задачами курсовой работы являются:
охарактеризовать значение, роль и характер материальных запасов на предприятии;
охарактеризовать организацию бухгалтерского учета материальных запасов на предприятии;
охарактеризовать организацию и документальное оформление поступления и расхода материальных запасов;
охарактеризовать синтетический учет поступления материалов;
охарактеризовать аналитический учет поступления и списания материалов;
охарактеризовать учет материалов в пути, учет недостач и порчи материалов, учет продажи материалов;
пояснить необходимость инвентаризации материальных запасов;
охарактеризовать задачи аудиторской проверки материально-производственных запасов;
раскрыть сущность и методы аудиторских процедур применяемых при проверке порядка приобретения, оприходования материальных ресурсов;
охарактеризовать приемы аудита формирования учетных цен, стоимости и отражения операций на счетах бухгалтерского учета.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ 5

1.1 Значение, роль и характер материальных запасов на предприятии 5

1.2 Технико-экономическая характеристика предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат» 8

1.3 Организация и документальное оформление поступления и расхода материальных запасов 13

2. АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АВТОВАЗАГРЕГАТ» 25

2.1 Анализ состава, структуры и наличия материально-производственных запасов предприятия 25

2.2 Анализ обеспеченности запасов источниками формирования 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая БУХУЧЕТ Зайдуллин Ренат.docx

— 76.20 Кб (Скачать)
 

     Почта: 445012, Самарская обл., г.Тольятти, Поволжское шоссе, 3

     В 2008 году ОАО ''АвтоВАЗагрегат'' перевыполнило свой производственный план, о и расширило номенклатуру выпускаемых изделий. Для автомобилей семейства LADA 110, в связи с появлением 1,6-литрового двигателя, было налажено производство модернизированной системы выпуска газов. Освоены трубопроводы бессливной топливной магистрали и обновленные сиденья для семейства LADA 110, а также ряд деталей для перспективных моделей АВТОВАЗа.

     В 2009 году запущен новый комплекс для автоматизированного раскроя обивок сидений для LADA 110. Это оборудование позволяет повысить качество. Высокий уровень продукции ОАО ''АвтоВАЗагрегат'' обеспечивается не только современной техникой, но и соблюдением требований стандарта ИСО 9001:2000 (сертификат был получен в 2002 году). В сентябре 2002г. начат серийный выпуск сидений к автомобилю ВАЗ-2123.

     После введения норм безопасности ЕЭК ООН 17-07 в 2007г. ОАО "АвтоВАЗагрегат" приступил к изготовлению сидений, соответствующих новым требованиям.

     Наибольший  объем в производстве составили  сиденья (67% от общего выпуска), системы  выпуска газов (18%). Оставшиеся 15% выпуска  приходятся на топливные и тормозные  трубки (8%), нейтрализаторы (5%) и прочую продукцию. Общий рост производства продукции обеспечен в первую очередь значительным ростом выпуска  сидений, системы выпуска газов.

     Численность работающих на 01.01.2009 составила 5 257 чел.

     Современное развитие завода связано с выпуском новых моделей автомобилей на ОАО «АВТОВАЗ» , как то: ВАЗ -1118 «Калина», ВАЗ-2170 «Приора», ВАЗ-21214. В 2010 году ОАО «АвтоВАЗагрегат» перешел на новый, более качественный уровень работы с основным потребителем продукции нашего завода - ОАО "АВТОВАЗ", внедрив организацию работы в технологическом портале.

     Технопортал - это единая и унифицированная  точка интеграции и регламентированного  доступа к информационным системам ОАО "АВТОВАЗ" и его бизнес-партнеров. Имеющиеся в технопортале графики  поставки продукции позволяют организовать доставку по системе «Точно в срок», система «Мониторинг доставки ТМЦ» отслеживает процесс от отгрузки продукции на заводе до получения ее на ОАО "АВТОВАЗ", есть возможность в режиме реального времени получать информацию об оборачиваемости автотранспорта, производящего доставку продукции. Предусмотрено получение данных о состоянии складов ОАО "АВТОВАЗ", на которые идет отгрузка продукции. Работа в режиме реального времени позволяет повысить качество управления материальными потоками и ускорить документооборот между предприятиями.

     В 2010 году АвтоВАЗагрегатом были сделаны большие вложения в итальянское оборудование под системы выпуска газов, а также немецкой линии для производства набивок для сидений, строительство под него отдельного корпуса.

     В первом квартале 2009 года ОАО АвтоВАЗагрегат наладит собственное производство набивок для сидений под LADA KALINA и частично под объемы выпуска автомобилей семейства LADA 110. Уже заканчивается строительная часть и отделка нового корпуса, закуплено немецкое оборудование, в ноябре начинается его монтаж, а в январе, совместно с представителями фирмы-изготовителя HENNEKE, будут произведены проверка и запуск.

     Основными поставщиками товарно-материальных ценностей, на долю которых приходится более 10 % всех поставок являются:

     АО "АВТОВАЗ" - 65% ( доля в общем  объеме поставок).

     Адрес: 4445639, г.Тольятти, Южное шоссе, 36.

     ОАО "Московский трубный завод "Филит"" -12%, г. Москва.

     ОАО "Пластик" - 10%, г. Сызрань.

     Высшим  органом управления общества является общее собрание акционеров. В компетенцию  совета директоров общества входит решение  вопросов общего руководства деятельностью  общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором и правлением общества. К компетенции исполнительных органов общества относятся все вопросы руководства текущей деятельности общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров и совета директоров. Исполнительные органы общества организуют выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества. (ст.24 "Исполнительные органы" устава ОАО "АвтоВАЗагрегат"). 

     Таблица 1.1

     Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия ОАО «АвтоВАЗагрегат»

Наименование Факт  2008 г. Факт  2009 г. Факт  2010 г. Отклонения, %
2009г. к 2008г. 2010г. к 2008г.
1 2   3    
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 3212621 4808423 6208835 149,67 193,26
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 1997777 2610530 3017668 130,67 151,05
Среднесписочная численность работающих, чел. 4715 5115 5257 108,48 111,50
Фонд  оплаты труда работающих, тыс. руб. 292572 480195 612092 164,13 209,21
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 2292104 2309707 2600171 100,77 113,44
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 652519 1808058 2730381 277,09 418,44
Чистая  прибыль (убыток), тыс. руб. 468136 1253920 1999251 267,85 427,07
Среднегодовая выработка рабочего 2818,09 940,06 8505,25 33,36 301,81
Затраты на 1 рубль товарной продукции  0,62 0,54 0,49 87,30 78,16
Среднемесячная  заработная плата рабочего) 21,39 7,82 69,87 36,58 326,71
Затраты заработной платы на 1 рубль товарной продукции  0,09 0,10 0,10 109,66 108,25
Фондоотдача, руб./руб. 1,40 2,08 2,39 148,53 170,37
Фондоёмкость, руб./руб. 0,71 0,48 0,42 67,33 58,70
Фондовооружённость  труда  2010,62 451,56 3561,88 22,46 177,15
Рентабельность  общая, % 0,33 0,69 0,90 212,05 277,02
Рентабельность  расчётная, % 0,23 0,48 0,66 204,98 282,73

       1.3 Организация и документальное оформление поступления и расхода материальных запасов

     Статьей 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон «О бухгалтерском учете») установлено, что бухгалтерский  учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций[3, с. 18].

     Одной из основных задач бухгалтерского учета  является формирование и предоставление полной и достоверной информации о деятельности организации и  ее имущественном положении, необходимой  внутренним и внешним пользователям[3, с.21].

     Согласно  ст. ст. 1 и 9 Федерального закона «О бухгалтерском  учете» все операции, осуществляемые в организации, подлежат регистрации  в системе бухгалтерского учета  на основе первичных учетных документов, составляемых по определенным формам.

     Согласно  ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные  операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

     Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной  операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений  и детализации.

     Хозяйственные операции, не оформленные первичным  учетным документом, не принимаются  к учету и не подлежат отражению  в регистрах бухгалтерского учета[3, с.21].

     Первичные учетные документы принимаются  к учету в том случае, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации. В соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 08.07.1997 N 835 разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной  учетной документации должны применяться  всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы[34, с. 12].

     Унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а  «Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном  строительстве»[41, с. 19].

     Этот  документ утратил силу в части  унифицированных форм по учету труда  и его оплаты и по учету основных средств.

     Указанным Постановлением Госкомстата России утверждены следующие формы первичных  учетных документов по учету материалов:

     - Доверенность (формы N М-2 и N М-2а);

     - Приходный ордер (форма N М-4);

     - Акт о приемке материалов (форма  N М-7);

     - Лимитно-заборная карта (форма  N М-8);

     - Требование-накладная (форма N М-11);

     - Накладная на отпуск материалов  на сторону (форма N М-15);

     - Карточка учета материалов (форма  N М-17);

     - Акт об оприходовании материальных  ценностей, полученных при разборке  и демонтаже зданий и сооружений (форма N М-35).

     Доверенность (формы N М-2 и N М-2а). Применяют для  оформления права лица выступать  в качестве доверенного лица организации  при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

     Доверенность  в одном экземпляре оформляет  бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю.

     Форму N М-2а применяют организации, у  которых получение материальных ценностей по доверенности носит  массовый характер. Выдачу этих доверенностей  регистрируют в заранее пронумерованном  и прошнурованном журнале учета  выданных доверенностей.

     Выдача  доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена  и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный  месяц.

     Приходный ордер (форма N М-4). Применяется для  учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное  лицо в день поступления ценностей  на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

     Графа «Номер паспорта» заполняется при  оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.

     Акт о приемке материалов (форма N М-7). Применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также  расхождение по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке  материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для  предъявления претензии поставщику, отправителю.

     Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе «Другие данные».

     Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации[42, с. 14].

     После приемки ценностей акты с приложением  документов (транспортных накладных  и т.д.) передают: один экземпляр - в  бухгалтерию организации для  учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии  для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта»  заполняется только в случаях  обнаружения расхождений при  оформлении хозяйственных операций по поступлению материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы  и камни.

     Лимитно-заборная карта (форма N М-8). Применяется при  наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных  лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

     Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах  на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу.

     Отпуск  материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.

     Кладовщик отмечает в обоих экземплярах  дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте расписывается  кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.

Информация о работе Экономическая сущность, понятие и назначение материальных запасов