Экономическая сущность и значение товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям.

Файлы: 1 файл

Товарный запас.docx

— 97.52 Кб (Скачать)
  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ. РОЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧУНОЙ ТОРГОВЛИ

 

1.1 Экономическая сущность  и значение товарных запасов  в хозяйственной деятельности

 

В процессе общественного воспроизводства  торговля играет роль связующего звена (посредника) между производством, распределением и потреблением товаров.

Товары, которые вовлекаются в сферу  товарного обращения, проходят в  ней немалый и нередко сложный  путь. На каждый момент времени в  сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

В экономической литературе сущность категории «товарные запасы»  трактуется довольно широко. Основные теоретические положения по вопросу  сущности товарных запасов и их роль в товарном обращении были раскрыты  в работах М.М. Дарбиняна, А.Л. Марголина, К. Маркса и др.

К. Маркс, рассматривая совокупный общественный запас, указал, что в зависимости от места нахождения запаса в процессе воспроизводства выделяют его существование в форме «производительного капитала, фонда индивидуального потребления и товарного запаса или товарного капитала» [20, с. 159]

М.М. Дарбинян, раскрывая природу экономической  категории «запас» писал, что: «в сфере производства запасы выступают  в виде производственных запасов  – сырья, материалов, топлива, находящихся  на предприятиях и предназначенных  для производственного потребления. В  сфере товарного обращения  – это запасы товаров в пути, в оптовой и розничной торговле, а также у производителей. В сфере же потребления запасами имеющиеся у населения продукты питания, а также находящееся в пользовании имущество» [13, с. 8]

По определению А.Л.Марголина  товарный запас представляет собой  «часть товарного предложения, включающего товары, которые уже находятся на рынке…и товары, которые могут быть доставлены на него»

[21, с. 5]

Р.А. Локшин рассматривает товарный запас  представляет собой « часть общественного продукта, которая находится в сфере обращения и предназначена для реализации» [18, с. 3 ]

А.А  Мазарики отмечает, что «товарный  запас» представляет собой массу  товаров, предназначенных для текущей  реализации, которая находится в  сфере обращения в процессе движения от производителей до потребителей» [19, с. 174]

Все авторы хоть и дают разные определения, но едины в одном, что товарные запасы – это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, то есть в процессе перемещения от производителя к потребителю.

Исходя  из выше представленный понятий о товарных запасах можно выделить основные признаки для характеристики товарных запасов розничной торговли как объекта учета и управления:

    • по целевому назначению они представляют собой товары, независимо от местонахождения и источников приобретения, предназначенные для дальнейшей продажи непосредственно конечным потребителям с целью их некоммерческого использования, при условии наличия права распоряжения ими;
    • по натурально – вещественной форме являются материальными ценностями;
    • по степени завершенности производственного процесса представляют собой готовый продукт, который не предназначен для дальнейшей обработки в организациях торговли (кроме предпродажной подготовки);
    • по участию в хозяйственной деятельности торговой организации относятся к активам, которые непосредственно задействованы в его основной деятельности;
    • по информационному признаку являются объектами бухгалтерского, статистического и налогового учета;
    • по степени идентификации являются объектами бухгалтерского учета, учитываемыми в стоимостном или натуральном и стоимостном измерителях;

Товарные запасы являются основным объектом управления в торговой организации. Экономически обоснованные классификации товарных запасов  дают возможность упорядочить информацию об их состоянии и изменении, необходимую  для принятия управленческих решений, позволяют целенаправленно влиять на процесс формирования их размера и структуры, контролировать эффективность использования каждой классификационной группы товаров, способствуют унификации содержания соответствующих экономических терминов.

Вопросам классификации  товарных запасов большое внимание уделено в работах Л.П. Наговициной, Ю.П. Грызанова, А.И. Файницкого, А.Л. Марголина и других ученых. Приведенные в экономической литературе классификации товарных запасов в большинстве своем ориентированы на систематизацию информации для целей централизованно управляемой экономики. Рассмотренные в них классификационные признаки не в полной мере отвечают интересам управления товарными запасами на микроуровне.

Организации розничной торговли – замыкающее звено  в цели движения товаров от производителей до потребителей. Под торговой деятельностью понимают отношения, связанные с процессом  движения товаров от момента их закупки  и до реализации. Опосредует ее финансовая деятельность, которая включает в  себя денежные отношения, связанные  с приобретением и реализацией  товаров, воспроизводством внеоборотных и оборотных активов, формированием доходов. Рассмотрение функционирующей торговой организации и выделение в ее рамках торговой финансовой деятельности позволяет определить два основных направления исследования товарных запасов: с позиции осуществления управления процессом продаж товаров; с позиции управления процессом инвестирования средств в товарные запасы.

Исследование экономических, юридических и информационных подходов к определению содержания товарных запасов как с позиции осуществления  торговой, так и финансовой деятельности организаций розничной торговли, позволило обобщить и дополнить, изложенные классификационные признаки. Классификация товарных запасов  представлена на рисунках 1.2.1 и на 1.2.2 [28, с. 40].

В экономической литературе в качестве основного признака классификации  товарных запасов определено их назначение. В основу этого классификационного признака положены особенности формирования и сроки обращения товарных запасов. К сожалению,  среди  экономистов  нет единого мнения относительно выбора признаков классификации  товарных запасов. Проведенные исследования предлагаемых экономистами подходов к  классификации товарных запасов  свидетельствуют об отсутствии единства взглядов по выделению классификационных  групп и их детализации, а также  в определении терминологии для  обозначения запаса одного и того же экономического содержания.

По мнению Ю.П. Грызанова и А.И. Файницкого о том, что основу классификации должен быть положен признак назначения, не смотря на то, что все товарные запасы предназначены для продажи, так как «от назначения каждого вида товарных запасов зависят особенности его формирования, его размер». С учетом применения указанного признака экономической классификации в товарных запасах розничной торговли, по нашему мнению, можно выделить: товарные запасы текущего хранения, товарные запасы сезонного хранения, товарные запасы целевого назначения.

Для управления торговой деятельностью  необходима информация о местонахождении  товарных запасов, которая давала бы возможность оценить их состояние  и обеспечивала бы гарантию бесперебойной  торговли.

Классификация товарных запасов  розничной торговли по месту их нахождения необходима для облегчения эффективного управления движением запасов. В  основу её, по нашему мнению, должен быть положен юридический аспект признания  товара.

Управления товарными  запасами необходимо на каждом этапе  товародвижения, поэтому на микроуровне большое значение имеет информация об источниках поступления и направлениях их выбытия.

Для целей управления торговой деятельностью и процессом товародвижения  представляется целесообразным выделение  такого признака классификации товарных запасов как «степень готовности к продаже». Известно, что по определенным видам товаров, поступающим в  розничную торговлю необходимо проведение их предпродажной подготовки (фасовка, нанесение технологического штрих-кода и т.д.). Выделение этого классификационного признака позволит принять экономически обоснованные управленческие решения по регулированию процесса движения таких товаров непосредственно в торговый зал, а, следовательно, выявить резервы повышения их оборачиваемости.

Активное внедрение технологии  штрихкодирования  в розничной торговли позволяет классифицировать товарные запасы по многим признакам идентификации. Систематизируемая информация о предметно-вещественном содержании товарных запасов в данном случае имеет большое значение для управления торговой деятельностью. От размера, структуры и политики формирования товарных запасов зависит устойчивость  их ассортимента, появляется возможность проводить определенную ценовую политику, а также осуществлять управление процессом продаж товаров,- как основы деятельности торговой организации. Классификация товарных запасов розничной торговли по признакам идентификации использовать приведена на рисунке. Признаки идентификации дают возможность пользователям информации использовать данные о товаре, которые комплексно характеризуют всю совокупность его индивидуальных оценок. По признаку «регулярности обновления» можно выделить запасом:

    • Регулярного пополнения и использования;
    • Периодического пополнения и использования;
    • Регулярного пополнения и сезонного использования;
    • Периодического пополнения и регулярного использования;

Классификация по данному  признаку важна для проведения аналитической  работы и планирования продаж каждой группы (подгруппы) товаров.

Классифицирует товарные запасы по соотношению с товарооборотом на определяемые размером товарооборота и не зависящие от размера товарооборота. С учетом изменения их размера под влиянием розничного товарооборота товарные запасы могут быть условно разделены на две части: условно-переменную, размер которой обуславливается размером и динамикой товарооборота, и условно-постоянную, размер которой не зависит от изменения товарооборота организации. В основе этого классификационного признака и определения размеров  запасов как функции от товарооборота положен макроэкономический подход, а также положение, что «если увеличиваются размеры производства и потребления то, при прочих равных условиях увеличивается товарный запас».

Преимущественно прикладной характер носит выделение следующего классификационного признака товарных запасов- в зависимости от потребительского спроса.

Такая классификация запасов  товаров более соответствует  основному условию организации  управления товарными запасами торговой организации – ориентации на потребительский  спрос. И.А. Бланк в целях эффективного управления оборачиваемостью активов  подразделяют на 3 группы:

  1. Высокооборачиваемые оборотные активы – текущие запасы, пользующиеся спросом с периодом до 3 месяцев;
  2. С нормальным периодом оборачиваемости – текущие запасы, пользующиеся спросом с периодом более 3 месяцев;
  3. Низкооборачиваемые  - запасы товаров сезонного хранения, долгосрочного завоза, специального назначения.

        С  учетом сроков оборачиваемости  товарные запасы оказывают как  прямое, так и косвенное воздействие  на прибыль торговой организации.  Менеджеры организации всегда  могут оценить, увеличение каких  товарных запасов влечет за  собой снижение объёмов затрат  и рост прибыли. Следовательно,  можно выделить товарные запасы  с высокой, нормальной и низкой  оборачиваемостью.

       Товарные  запасы по признаку их ликвидности  с их разделением на ликвидные и неликвидные.

С позиции инвестирования средств в товарные запасы актуальна информация о доходности отдельных товаров на порядке формирования цен на них. Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов на территории Республики Беларусь определено несколько видов цен на товары в розничной торговле.

Выделение классификационных  признаков товарных запасов по моменту  оценки вызвано особенностями формирования цен на них и аналитическими потребностями. Оценка товарных запасов на дату приобретения является одним из основных этапов управления финансовой деятельностью  торговой организации.

В зависимости от принципа оценки товаров в экономической  литературе выделяют товарные запасы начальные и конечные. Они –  основа расчета средних товарных запасов, характеризующих их фактический  размер за определенный период.

Классификация товарных запасов  по признаку «соответствие нормативу» является актуальной в свете контроля за ними, их планирования и нормирования. Информация для торговой организации о соответствии товарных запасов их нормативу необходима для оценки эффективности коммерческой деятельности организации его стратегии и тактики в отношении товарных запасов. По признаку «соответствия нормативу» в экономической литературе принято подразделять товарные запасы  пределах норматива и сверхнормативные.

Следовательно, товарные запасы розничной торговли могут одновременно  иметь несколько классификационных  признаков, что позволит наиболее полно  получить информацию для понятия  обоснованных управленческих решений. Рассмотренные классификации товарных запасов являются основой глубокого, комплексного исследования их как объекта  управления и позволяют наиболее эффективно организовать процесс продаж товаров.

Информация о работе Экономическая сущность и значение товарных запасов