Экономическая сущность и значение товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям.

Файлы: 1 файл

Товарный запас.docx

— 97.52 Кб (Скачать)

Следует отметить, что перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются советом министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) оговорен в указе президента Республики Беларусь « О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» от 25 февраля 2011 г. №72.

Розничная торговля - вид  торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего  потребления и иного подобного  использования, не связанного с предпринимательской деятельностью [1, ст. 9].

Розничная цена – цена, устанавливаемая  на товары, предназначенные для продажи  из розничной торговли физическим лицам  для личного, семейного, домашнего  или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных  законодательством, юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям.

Субъекты предпринимательской  деятельности, осуществляющие розничную  торговлю, имеют право формировать  розничные цены путем добавления к отпускной цене, сформированной организацией-изготовителем либо импортером, торговой надбавки. В случае приобретения товаров через оптовых посредников  при формировании розничной цены учитывается оптовая надбавка.

Таким образом, формирование розничной цены зависит от обоснованности отпускной цены.

Розничные цены на товары формируются  путем суммирования:

- отпускных (закупочных) цен;

       - торговой  надбавки, взимаемой к отпускной  цене.

При приобретении товаров  по отпускным (закупочным) ценам, сформированным без учета расходов по  их доставке до покупателя, организации розничной  торговли имеют право суммы фактических  расходов по доставке относить на увеличение этих цен.

При приобретении организациями  розничной торговли, получивших товар  на условиях предоставления оптовой  скидки, торговая надбавка взимается  к отпускной цене, утвержденной организацией-изготовителем  или импортером.

 Организации-изготовители  или импортеры имеют право  при поставке товаров определять  применение организациями розничной  торговли розничных цен с добавлением  торговых надбавок.

Розничные цены на сельскохозяйственную продукцию формируются организациями  розничной торговли исходя из закупочной цены производителей сельскохозяйственной продукции или отпускной цены заготовительных организаций (импортеров) и торговой надбавки.

Организации розничной торговли  и общественного питания имеют  право предоставлять покупателям  скидки со сформированной розничной  цены, разработка и утверждение которых  осуществляется самостоятельно.

Снижение розничных цен  в организациях розничной торговли и общественного питания на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими  сроками годности, имеющие сезонный характер, при проведении рекламных  акций, осуществляется за счет, уменьшения торговой надбавки или ее отмены.

При невозможности реализации товаров за счет уменьшения торговой надбавки или ее отмены возможно снижение цен на условиях, предусмотренных  договором с поставщиком. При  отсутствии указанных условий в  договорах и наличии письменного  отказа поставщика по снижению цен  на товары, не пользующиеся спросом, с  истекшим сроком годности, имеющими сезонный характер, снижение розничных цен  может производится организациями розничной торговли ниже цен приобретения с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности.

На объекты розничной  торговли товары поступают от товаропроизводителей по свободным отпускным ценам, от посредников – по ценам приобретения с оптовой надбавкой, от импортеров – по сформированным отпускным ценам. Стоимость приобретения товаров  с фиксированными ценами определяются вычитанием из стоимости товаров  по фиксированным розничным ценам  торговой скидки, предоставленной поставщиком.

На рисунке 1 представлен  порядок формирования розничной  цены в торговле.

Отпускная цена (без  НДС) изготовителя с оптовой надбавкой (импортера, поставщика)

+

Торговая надбавка розничной торговли (включая оптовую посредникам)

+

НДС по установленной  ставке

   

 

Рисунок1 - Порядок формирования розничной цены товаров

Таким образом, розничные  цены формируют организации розничной  торговли при реализации товаров  населению. При этом к отпускной  цене (без налога на добавленную  стоимость), сформированной организацией-изготовителем  в Республике Беларусь или импортером, присоединяют торговую надбавку оптового посредника и налог на добавленную  стоимость установленной ставке.

Расчет розничных цен  производится организациями розничной  торговли в реестре розничных  цен. Импортеры, осуществляющие розничную  торговлю, сформированные розничные  цены помещают в реестр или прейскурант.

Торговая надбавка устанавливается  торговыми и иными организациями  при реализации товаров населению  и предназначена для покрытия расходов, с вязанных с их продажей в розницу, а получения прибыли  от этих операций. Торговая надбавка устанавливается  торговыми организациями в процентах  к отпускной цене организации-изготовителя, посредника или импортера без налога на добавленную стоимость.

Следует отметить то, что  предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами республики, на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней устанавливаются в соответствии с постановлением министерства экономики Республики Беларусь № 144 от 2.09.2011г.

Таким образом, каждая организация  должна строго соблюдать порядок  формирования цен на всем пути движения товаров: от производителя до конечного  потребителя и обеспечить соблюдение требований нормативно-правовых актов, регулирующих ценообразование в  Республике Беларусь.

Контроль за ценами подразделяют:

  • по времени проведения: на предварительный, текущий и последующий;
  • отношению к субъекту хозяйствования: на внутренний и внешний;
  • назначению: на ведомственный и государственный.

Предварительный контроль за ценами и торговыми надбавками осуществляют работники коммерческой и финансовой служб, а также руководитель торговой организации в момент заключения договора с покупателями.

Текущий ведомственный контроль за ценами и торговыми надбавками ведут бухгалтера, экономисты по ценам, товароведы и другие работники. Экономисты по ценам в товарно-транспортных накладных и других товарных документах проверяют правильность указания розничных цен. Особенно тщательно проверяются учетные цены на товары и тару в инвентаризационных описях, товарных накладных на внутренне перемещение товаров и тары с одного склада на другой, в актах на списания товарных потерь. Правильность применения цен экономист по ценам подтверждает своей подписью в первичных документах. Бухгалтер проверяет правильность подсчета сумм в товарно-транспортных и товарных накладных.

Последующий ведомственный  контроль учетных цен проводят при  документальных ревизиях, проверке сохранности  товаров и тары на складах. Он необходим  для правильности выведения результатов  инвентаризации товарно-материальных ценностей в случае установления крупных недостач.

Государственный контроль в  области торговли осуществляется Советом  Министров Республики Беларусь, Комитетом  государственного контроля Республики Беларусь, иными уполномоченными  государственными органами в пределах их компетенции и иными законодательными актами.

 Основные полномочия  должностных лиц контролирующих  органов:

  • должностные лица контролирующих органов в целях осуществления государственного контроля в пределах своей компетенции имеют право беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения субъектов торговли с учетом режима их работы в случаях поступления от физического или юридического лица в письменной форме жалобы или заявления о нарушениях законодательства Республики Беларусь о торговле,
  • должностные лица контролирующих органов имеют право в установленном законодательством порядке производить отбор проб и образцов товаров для проведения испытаний (анализов) и осуществлять контрольные покупки в целях проверки соответствия отпускаемых потребителям товаров техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, полному весу.

В соответствии со статьей 10 закона Республики Беларусь «О ценообразовании» государственными органами, осуществляющими  регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством являются:

  • республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
  • другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием;
  • областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

В статье 11 закона Республики Беларусь «О ценообразовании» указаны  полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование и  контроль за ценообразованием.

Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством  возложены функции регулирования  и контроля за ценообразованием:

  • вырабатывает предложения об основах государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию в республике;
  • определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории Республики Беларусь;
  • координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов по осуществлению регулирования и контроля за ценообразованием;
  • осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), применяя способы, предусмотренные законодательством;
  • принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством;
  • осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов);
  • дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценообразования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), систематически нарушающих этот порядок;

Для контроля за правильностью установления и применения розничных цен на товары каждый торговый объект ведёт их регистрацию в книге поступления товаров и подшивает копии товарных, товарно-транспортных накладных на поступившие товары.

В соответствии с законодательством  торговые организации несут ответственность  за завышение или занижение цен, завышение торговых надбавок за нарушение  установленного порядка их определения, отсутствие в товарных и товарных и платежных документах отпускных  цен изготовителей (импортеров), их обоснования и других сведений. Кроме  того, руководители и должностные  лица торговых организаций также  несут ответственность за нарушение  законодательства о ценообразовании.

 

2.2 Документальное оформление движения товаров и тары. Отчетность материально ответственных лиц, ее значение в повышения эффективности использования товаров и тары

 

  Основной отраслью деятельности Добрушского районного потребительского общества является розничная торговля или в более узком рассмотрении обеспечение населения товарами народного потребления, что и является одной из главных задач потребительской кооперации.

Учёт товаров и тары в Добрушском райпо ведётся в соответствии с основными принципами бухгалтерского учёта и выполняет стоящие перед ним задачи.  Документальное оформление  поступления и реализации товаров в розничных торговых предприятиях Гомельского райпо осуществляется в соответствии с общеустановленной методикой. В соответствии с этой методикой предусматривается следующий порядок документального оформления товарных операций.

Важнейшей задачей учета  товарных операций является обеспечение  контроля за поступлением товаров и своевременным их оприходование материально ответственными лицами.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Первичный учетный документ составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Первичный учетный документ, форма которого не предусмотрена  в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, номер документа, дату и место его составления;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Информация о работе Экономическая сущность и значение товарных запасов