Экономическая сущность государственного социального страхования в условиях современных форм хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН) производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и др.).

Файлы: 1 файл

Учет расчетов по соц.страхованию.docx

— 64.77 Кб (Скачать)

 

 

Введение

Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь.

Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН) производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и др.).

В соответствии с Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение № 40), организации — плательщики взносов обязаны начислять и перечислять в полном объеме и в установленные Положением № 40 сроки обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в ФСЗН, вести учет указанных взносов, а также расходов, производимых за счет средств ФСЗН.

Целью данной курсовой работы является определения экономической сущности государственного социального страхования в условиях современных форм хозяйствования, учета расчетов по социальному страхованию и его совершенствования.

 

 

 

 

1.Экономическая  сущность государственного социального  страхования в условиях современных  форм хозяйствования.

 

    1. Экономическая сущность государственного социального страхования.

 

Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов.

Если потребность в защите порождается страхом, а способность к защите осознанием в силу этого страха необходимости создания соответствующих натуральных или денежных фондов, при помощи которых можно обеспечить сохранность имущественных, личностных и прочих интересов людей, то можно сказать, что в действие вступила система страховой защиты.

Таким образом, страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц.

Общественная практика в течение длительного периода времени выработала три основные формы организации страхового фонда:

централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.

Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя или человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служат доходы предприятия или отдельного человека.

Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счет страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.

В настоящее время существенно изменяется соотношение между централизованными, децентрализованными фондами и фондами специализированных страховых организаций. Сдвиг происходит в сторону усиления роли страхования.

Таким образом, экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов [1,стр.75].

Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:

  • рисковая функция, которая состоит в обеспечении страховой защитой от различного рода рисков — случайных событий, ведущих к потерям.

В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования в соответствии с действующим страховым договором, по окончании которого страховые взносы (денежные средства) страхователю не возвращаются. Данная функция отражает основное назначение страхования — защиту от рисков.

  • инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов (страховых резервов) происходит финансирование экономики.

Вследствие того, что страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям. Во второй половине ХХ века в странах с развитым страхованием доход, получаемый страховыми компаниями от инвестиций, стал преобладать над доходом, получаемым от страховой деятельности.

  • предупредительная функция страхования состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска.

Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

  • сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхования определенных страховых сумм.

Сбережение денежных сумм, например с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.

  • контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда.

Данная функция вытекает из указанных выше и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

Современное государство широко использует категорию страхования в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты граждан на случай болезни, потери трудоспособности (в том числе по возрасту), потери кормильца, наступления смерти. Однако вопросы организации и деятельности государственных фондов социального страхования, пенсионных фондов регламентируются специальным законодательством, отличным от законодательства, регулирующего деятельность специализированных страховых организаций, то есть собственно страхования, и в данной статье не рассматривается.

 

    1.  Виды государственного социального страхования.

 

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам.

Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей. Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы.

Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает: перечень подлежащих обязательному страхованию объектов; объем страховой ответственности; уровень или нормы страхового обеспечения; порядок установления тарифных ставок или средние разницы этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах; периодичность внесения страховых платежей; основные права и обязанности страховщика и страхователя.

Обязательное страхование предусматривает, как правило, сплошной охват указанных в законе объектов. Например, если предусмотрено обязательное страхование пассажиров соответствующих видов транспорта, то обязаны застраховаться абсолютно все, кто собирается совершить поездку.

При обязательном страховании, как правило, предусматривается нормирование страхового обеспечения (например, минимальная страховая сумма). Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей. Например, при заключении договоров личного страхования страховщик не имеет права отказаться от страхования объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям страхования. Это гарантирует заключение договора страхования по первому требованию страхователя. Вместе с тем страховщик не обязан заключать договор страхования на условиях, предложенных страхователем.

Для добровольного страхования характерен выборочный (не полный) охват страхователей, связанный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. В условиях страхования могут быть ограничения для заключения договоров со страхователями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям. Добровольное страхование всегда ограничено по срокам страхования. Есть начало и окончание срока в договоре. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного (иногда автоматического) перезаключения договора на новый срок.

Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата ведет к прекращению договора[2,стр.295].

 

    1.  Задачи учета расчетов по социальному страхованию.

 

Основными задачами учета расчетов по государственному социальному страхованию являются:

- обязательное участие  работодателей и работающих граждан  в формировании государственных  внебюджетных фондов социального  страхования;

- распределение  средств от трудоспособных граждан  к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

- гарантированность  пенсий, пособий и других выплат  в соответствии с законодательством;

- равенство граждан  Республики Беларусь независимо  от социального положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места  жительства в праве на государственное  социальное страхование;

- дифференциация  условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному  социальному страхованию и их  размеров.

 

    1.  Аннотированный перечень нормативных документов учета расчетов по социальному страхованию.

 

  1. Закон  Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.2000 N 355-З, от 12.11.2001 N 57-З, от 14.06.2003 N 203-З, от 05.07.2004 N 297-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З) [3].
  2. Закон  Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 28.07.2003 N 232-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З) [4].
  3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. N 115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному государственному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населении Министерства труда и социальной защиты по обязательному страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское Унитарное страховое предприятие  "БЕЛГОССТРАХ" (в ред. постановлений Совмина от 17.08.2000 N 1280, от 28.02.2002 N 288, от 14.07.2004 N 860, от 06.01.2006 N 6, от 04.08.2006 N 1011, от 17.10.2006 N 1371, от 26.04.2007 N 535,от 09.10.2008 N 1489, от 31.03.2009 N 397) [5].
  4. Указ  Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 40 «О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 11.06.2009 N 305, от 13.02.2010 N 64) [6].

Информация о работе Экономическая сущность государственного социального страхования в условиях современных форм хозяйствования