Экономическая сущность государственного социального страхования в условиях современных форм хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН) производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и др.).

Файлы: 1 файл

Учет расчетов по соц.страхованию.docx

— 64.77 Кб (Скачать)

- справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам, – при назначении пособия по месту работы отца либо в органах по труду, занятости и социальной защите.

Выплата пособия на погребение за счет средств Фонда производится в случае смерти:

- лиц, на которых распространялось государственное социальное страхование и за которых или ими самими уплачивались обязательные страховые взносы на социальное страхование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (далее – застрахованные);

- пенсионеров, получавших пенсию из средств государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования (далее – пенсионеры);

- детей застрахованных и пенсионеров, не достигших 18-летнего возраста (учащихся – 23-летнего возраста).

Пособие на погребение выплачивается физическому лицу, взявшему на себя организацию погребения умершего.

В случае смерти детей застрахованных пособие на погребение выплачивается одному из родителей (усыновителей), опекуну (попечителю) либо другому физическому лицу, взявшему на себя организацию их погребения.

Пособие на погребение в случае смерти застрахованных выплачивается плательщиком по месту работы умершего. Пособие на погребение в случае смерти их детей выплачивается по месту работы одного из родителей (усыновителей), опекуна (попечителя). Выплата пособия на погребение в случае смерти застрахованных или их детей производится плательщиком в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд.

Если суммы начисленных обязательных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий на погребение, то органами Фонда производится перечисление недостающих средств на их выплату в установленном порядке.

Пособие на погребение в случае смерти застрахованных из числа лиц, уплачивавших обязательные страховые взносы в Фонд самостоятельно в порядке, установленном законодательством, или их детей, выплачивается органом по труду, занятости и социальной защите по месту жительства застрахованных на основании поручения на выплату пособия на погребение отдела Фонда по месту постановки на учет в качестве плательщика.

Выплату пособий на погребение в случае смерти пенсионеров или их детей осуществляют органы по труду, занятости и социальной защите по месту получения пенсии. Обращение за пособием на погребение может осуществляться в течение 6 месяцев после возникновения права на него.

Пособие на погребение выплачивается в размере средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Пособие на погребение умершего инвалида Великой Отечественной войны, лица, получавшего пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь, выплачивается в размере двухмесячной суммы назначенной ему пенсии, но не менее средней заработной платы рабочих и служащих в Республике Беларусь за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны произведены за счет государства.

Пособие на погребение назначается на основании:

- заявления лица, взявшего на себя организацию  погребения умершего (погибшего);

- паспорта или  иного документа, удостоверяющего  личность заявителя;

- справки о смерти  – в случае, если смерть зарегистрирована  в Республике Беларусь;  свидетельства  о смерти – в случае, если  смерть зарегистрирована за пределами  Республики Беларусь;

- свидетельства  о рождении (при его наличии) –  в случае смерти ребенка (детей);

- справки о том, что умерший в возрасте от 18 до 23 лет на день смерти являлся  обучающимся или воспитанником  учреждения образования, – в случае  смерти лица в возрасте от 18 до 23 лет. Запрашиваются организациями в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления гражданина. Граждане вправе представить эти документы самостоятельно.

 

 

    1.  Обязательное профессиональное пенсионное страхование: учет начислений.

 

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее - Закон) объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд).

При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются.

Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (с изменениями и дополнениями).

Согласно ст. 5 Закона профессиональному пенсионному страхованию с учетом условий, предусмотренных настоящим Законом, подлежат:

1) работники, занятые  полный рабочий день на подземных  работах, на работах с особо  вредными и особо тяжелыми  условиями труда (по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей);

2) работники, занятые  полный рабочий день на работах  с вредными и тяжелыми условиями  труда (по списку производств, работ, профессий, должностей и показателей);

3) работники летного  и летно-испытательного состава  гражданской авиации (по перечню  должностей);

4) работники, осуществляющие  непосредственное управление полетами  воздушных судов гражданской  авиации (по перечню должностей);

5) работники инженерно-технического  состава гражданской авиации (по  перечню должностей и работ).

В бухгалтерском учете предприятия составляются следующие проводки:

Дебет счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»  и др.

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – начислена заработная плата;

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - удержан взнос  в пенсионный фонд (1 %) [8,стр.259].

 

  1. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования.

 

Целями персонифицированного учета являются:

- обеспечение   достоверности   сведений   о   страховом    стаже  застрахованного  лица,  выплатах  (доходе),  на  которые   начислены  страховые взносы, и страховых  взносах;

-  создание информационной  базы для назначения пенсий  и пособий;

- информационное  обеспечение процесса  прогнозирования  расходов на   выплату   пенсий  и  пособий  по  государственному  социальному страхованию,   определения  размеров  страховых   взносов,   расчета макроэкономических    показателей,    касающихся    государственного социального страхования;

-  повышение  заинтересованности застрахованных  лиц в уплате  ими, а также работодателями страховых взносов;        

- упрощение  порядка  и ускорение процедуры назначения  пенсий  и пособий застрахованным лицам.

Персонифицированный учет основывается на принципах:

- всеобщности и  обязательности уплаты страховых  взносов  и  учета сведений  о застрахованных лицах;

-  достоверности  сведений о застрахованных лицах,  представляемых каждым  плательщиком  страховых  взносов  в  органы,  осуществляющие персонифицированный  учет;

- использования  сведений  о застрахованных  лицах  исключительно для целей государственного  социального страхования;

-  осуществления  персонифицированного учета  на  протяжении  всей трудовой деятельности  физических лиц, в период которой  они подлежали государственному  социальному страхованию и  за  них,  а  также  ими самими   в   предусмотренных  законодательством  о   государственном социальном  страховании случаях уплачивались  страховые взносы.

Персонифицированный    учет   осуществляется    уполномоченными государственными органами в области социальной защиты населения.      Правила  индивидуального    (персонифицированного)   учета застрахованных   лиц   в   системе   государственного    социального страхования   (далее  -  Правила)  утверждаются  Советом   Министров Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие персонифицированный учет, имеют право:

- требовать  от  плательщиков страховых взносов  представления  в установленном  Правилами порядке сведений, необходимых  для  ведения персонифицированного учета;

-   осуществлять    контроль    за   правильностью    представления плательщиками  страховых взносов сведений, необходимых  для  ведения персонифицированного учета.

Органы, осуществляющие персонифицированный учет, обязаны:

-  обеспечивать   полноту   и  точность  внесения   представленных сведений в индивидуальные  лицевые счета;

- обеспечить   конфиденциальность  информации,   содержащейся   в индивидуальном  лицевом счете;

- представлять  застрахованному лицу информацию,  содержащуюся  в его индивидуальном  лицевом счете;

- разъяснять   застрахованным  лицам  и  плательщикам   страховых взносов их права  и обязанности;

- представлять     органам,     осуществляющим     выплаты     по государственному  социальному страхованию, сведения,  содержащиеся  в индивидуальных  лицевых счетах.

На    каждое   застрахованное   лицо   органы,   осуществляющие персонифицированный  учет,  открывают индивидуальный  лицевой  счет, который содержит: страховой номер; фамилию,  имя  и  отчество,  в том числе  новую  фамилию,  если прежняя была  изменена  после регистрации  застрахованного  лица  в органах, осуществляющих персонифицированный учет; дату рождения; пол; информацию о месте жительства; серию и номер паспорта и дату его выдачи; гражданство; сведения  о  страховом  стаже  и других  периодах  деятельности застрахованного  лица,  засчитываемых в стаж работы  для  назначения пенсии  (включая  сведения  о работе,  дающей  право  на  пенсию  по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет); сумму  выплат  застрахованному лицу или  доход  застрахованного лица   за  каждый  месяц  страхового  стажа,  на  которые  начислены страховые взносы; сумму страховых взносов за каждый месяц страхового стажа; другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии  и пособия.

Информация,   содержащаяся  в  индивидуальном  лицевом   счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

4.Совершенствование  учета расчетов по социальному  страхованию.

 

Переход к автоматизированному бухгалтерскому учету требует не только желания и средств, но и значительной подготовки работы, как организационной, так и методической.

Необходимо сказать, что переход надо организовать плавно, поэтапно. Лучше всего до начала отчетного периода (квартала, года). Надо проводить подготовку к данным нововведениям: закупать последние модели компьютерной техники, устанавливать программное обеспечение, персоналу проходить соответствующую подготовку.

Положительным фактором является постоянное повышение квалификации кадров. В результате постоянного изменения, дополнения законов, предприятие осуществляет подписку специализированной литературы.

Следует отметить, что вся финансовая и статистическая отчётность составляется и сдаётся в установленные сроки. В случае ошибочного расчёта производится перерасчёт и с пометкой «уточненный» повторно сдается.

По улучшению процессов взаимоотношения с обязательными фондами считаю целесообразным проведение постоянных консультаций со специалистами из данных фондов (ФСС, ФССН, ПФ).

Также необходимо постоянное слежение за периодическими изданиями и за изменением в законодательстве с целью избежание начисления штрафов, пени и неустоек за не уплаченные в сроки процентные ставки по данным фондам.

 

Заключение

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в виде обязательных взносов составляет сущность налогов.

Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Информация о работе Экономическая сущность государственного социального страхования в условиях современных форм хозяйствования