Экономическая сущность государственного социального страхования в условиях современных форм хозяйствования
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 01:04, курсовая работа
Краткое описание
Обязательные страховые взносы за граждан, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, начисляют (удерживают из заработной платы этих граждан) и уплачивают их работодатели. Они же в счет уплаты обязательных платежей в Фонд социальной защиты населения (далее — ФСЗН) производят выплату работникам пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и др.).
- справки о периоде,
за который выплачено пособие по беременности
и родам, – при назначении пособия по месту
работы отца либо в органах по труду, занятости
и социальной защите.
Выплата пособия на
погребение за счет средств Фонда производится
в случае смерти:
- лиц, на которых распространялось
государственное социальное страхование
и за которых или ими самими уплачивались
обязательные страховые взносы на социальное
страхование в порядке, установленном
законодательством Республики Беларусь
(далее – застрахованные);
- пенсионеров, получавших
пенсию из средств государственного социального
страхования, в том числе профессионального
пенсионного страхования (далее – пенсионеры);
- детей застрахованных
и пенсионеров, не достигших 18-летнего
возраста (учащихся – 23-летнего возраста).
Пособие на погребение
выплачивается физическому лицу, взявшему
на себя организацию погребения умершего.
В случае смерти детей
застрахованных пособие на погребение
выплачивается одному из родителей (усыновителей),
опекуну (попечителю) либо другому физическому
лицу, взявшему на себя организацию их
погребения.
Пособие на погребение
в случае смерти застрахованных выплачивается
плательщиком по месту работы умершего.
Пособие на погребение в случае смерти
их детей выплачивается по месту работы
одного из родителей (усыновителей), опекуна
(попечителя). Выплата пособия на погребение
в случае смерти застрахованных или их
детей производится плательщиком в счет
начисленных обязательных страховых взносов
в Фонд.
Если суммы начисленных
обязательных страховых взносов недостаточно
для выплаты пособий на погребение, то
органами Фонда производится перечисление
недостающих средств на их выплату в установленном
порядке.
Пособие на погребение
в случае смерти застрахованных из числа
лиц, уплачивавших обязательные страховые
взносы в Фонд самостоятельно в порядке,
установленном законодательством, или
их детей, выплачивается органом по труду,
занятости и социальной защите по месту
жительства застрахованных на основании
поручения на выплату пособия на погребение
отдела Фонда по месту постановки на учет
в качестве плательщика.
Выплату пособий на
погребение в случае смерти пенсионеров
или их детей осуществляют органы по труду,
занятости и социальной защите по месту
получения пенсии. Обращение за пособием
на погребение может осуществляться в
течение 6 месяцев после возникновения
права на него.
Пособие на погребение
выплачивается в размере средней заработной
платы рабочих и служащих в Республике
Беларусь за позапрошлый месяц относительно
месяца наступления смерти.
Пособие на погребение
умершего инвалида Великой Отечественной
войны, лица, получавшего пенсию за особые
заслуги перед Республикой Беларусь, выплачивается
в размере двухмесячной суммы назначенной
ему пенсии, но не менее средней заработной
платы рабочих и служащих в Республике
Беларусь за позапрошлый месяц относительно
месяца наступления смерти.
Пособие на погребение
не выплачивается, если похороны произведены
за счет государства.
Пособие на погребение
назначается на основании:
- заявления лица,
взявшего на себя организацию
погребения умершего (погибшего);
- паспорта или
иного документа, удостоверяющего
личность заявителя;
- справки о смерти
– в случае, если смерть зарегистрирована
в Республике Беларусь; свидетельства
о смерти – в случае, если
смерть зарегистрирована за пределами
Республики Беларусь;
- свидетельства
о рождении (при его наличии) –
в случае смерти ребенка (детей);
- справки о том,
что умерший в возрасте от 18
до 23 лет на день смерти являлся
обучающимся или воспитанником
учреждения образования, – в случае
смерти лица в возрасте от 18
до 23 лет. Запрашиваются организациями
в течение трех рабочих дней со дня поступления
заявления гражданина. Граждане вправе
представить эти документы самостоятельно.
В соответствии с п.
2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 5
января 2008 г. № 322-З «О профессиональном
пенсионном страховании» (далее - Закон)
объектом для начисления взносов на профессиональное
пенсионное страхование являются выплаты
всех видов в денежном и (или) натуральном
выражении, начисленные работнику в связи
с его занятостью на рабочем месте, включенном
в перечень рабочих мест с особыми условиями
труда, кроме выплат, предусмотренных
перечнем видов выплат, на которые не начисляются
обязательные страховые взносы в Фонд
социальной защиты населения Министерства
труда и социальной защиты Республики
Беларусь (далее - Фонд).
При этом на сумму выплат,
превышающую трехкратную величину средней
заработной платы работников в республике
за месяц, предшествующий месяцу, за который
взносы на профессиональное пенсионное
страхование уплачиваются, указанные
взносы не начисляются.
Перечень видов выплат,
на которые не начисляются взносы по государственному
социальному страхованию, в т.ч. по профессиональному
пенсионному страхованию, в Фонд социальной
защиты населения Министерства труда
и социальной защиты и по обязательному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
в Белорусское республиканское унитарное
страховое предприятие «Белгосстрах»,
утвержден постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 25 января 1999 г.
№ 115 (с изменениями и дополнениями).
Согласно ст. 5 Закона
профессиональному пенсионному страхованию
с учетом условий, предусмотренных настоящим
Законом, подлежат:
1) работники, занятые
полный рабочий день на подземных
работах, на работах с особо
вредными и особо тяжелыми
условиями труда (по спискам производств,
работ, профессий, должностей и показателей);
2) работники, занятые
полный рабочий день на работах
с вредными и тяжелыми условиями
труда (по списку производств, работ,
профессий, должностей и показателей);
3) работники летного
и летно-испытательного состава
гражданской авиации (по перечню
должностей);
4) работники, осуществляющие
непосредственное управление полетами
воздушных судов гражданской
авиации (по перечню должностей);
5) работники инженерно-технического
состава гражданской авиации (по
перечню должностей и работ).
В бухгалтерском учете
предприятия составляются следующие проводки:
Дебет счета 20 «Основное
производство», 25 «Общепроизводственные
расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»
и др.
Кредит счета 70 «Расчеты
с персоналом по оплате труда» – начислена
заработная плата;
Дебет счета 70 «Расчеты
с персоналом по оплате труда»
Кредит счета 69 «Расчеты
по социальному страхованию и обеспечению»
- удержан взнос в пенсионный фонд
(1 %) [8,стр.259].
Индивидуальный
(персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования.
Целями персонифицированного
учета являются:
- обеспечение
достоверности сведений
о страховом стаже
застрахованного лица, выплатах
(доходе), на которые начислены
страховые взносы, и страховых
взносах;
- создание информационной
базы для назначения пенсий
и пособий;
- информационное
обеспечение процесса прогнозирования
расходов на выплату пенсий
и пособий по государственному
социальному страхованию, определения
размеров страховых взносов,
расчета макроэкономических
показателей, касающихся
государственного социального страхования;
- повышение
заинтересованности застрахованных
лиц в уплате ими, а также работодателями
страховых взносов;
- упрощение порядка
и ускорение процедуры назначения
пенсий и пособий застрахованным лицам.
Персонифицированный
учет основывается на принципах:
- всеобщности и
обязательности уплаты страховых
взносов и учета сведений
о застрахованных лицах;
- достоверности
сведений о застрахованных лицах,
представляемых каждым плательщиком
страховых взносов в органы,
осуществляющие персонифицированный
учет;
- использования
сведений о застрахованных лицах
исключительно для целей государственного
социального страхования;
- осуществления
персонифицированного учета на
протяжении всей трудовой деятельности
физических лиц, в период которой
они подлежали государственному
социальному страхованию и за
них, а также ими самими
в предусмотренных законодательством
о государственном социальном
страховании случаях уплачивались
страховые взносы.
Персонифицированный
учет осуществляется
уполномоченными государственными органами
в области социальной защиты населения.
Правила индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных
лиц в системе государственного
социального страхования (далее
- Правила) утверждаются Советом
Министров Республики Беларусь.
Органы, осуществляющие
персонифицированный учет, имеют право:
- требовать от
плательщиков страховых взносов представления
в установленном Правилами порядке
сведений, необходимых для ведения
персонифицированного учета;
- осуществлять
контроль за правильностью
представления плательщиками страховых
взносов сведений, необходимых для
ведения персонифицированного учета.
- обеспечивать
полноту и точность внесения
представленных сведений в индивидуальные
лицевые счета;
- обеспечить
конфиденциальность информации,
содержащейся в индивидуальном
лицевом счете;
- представлять
застрахованному лицу информацию,
содержащуюся в его индивидуальном
лицевом счете;
- разъяснять
застрахованным лицам и плательщикам
страховых взносов их права
и обязанности;
- представлять
органам, осуществляющим
выплаты по государственному
социальному страхованию, сведения,
содержащиеся в индивидуальных
лицевых счетах.
На каждое
застрахованное лицо органы,
осуществляющие персонифицированный
учет, открывают индивидуальный
лицевой счет, который содержит: страховой
номер; фамилию, имя и отчество,
в том числе новую фамилию, если
прежняя была изменена после регистрации
застрахованного лица в органах,
осуществляющих персонифицированный
учет; дату рождения; пол; информацию
о месте жительства; серию и номер паспорта
и дату его выдачи; гражданство; сведения
о страховом стаже и других
периодах деятельности застрахованного
лица, засчитываемых в стаж работы
для назначения пенсии (включая
сведения о работе, дающей право
на пенсию по возрасту за работу
с особыми условиями труда и за выслугу
лет); сумму выплат застрахованному
лицу или доход застрахованного
лица за каждый месяц
страхового стажа, на которые
начислены страховые взносы; сумму страховых
взносов за каждый месяц страхового стажа;
другие сведения, необходимые для назначения
и выплаты пенсии и пособия.
Информация,
содержащаяся в индивидуальном
лицевом счете, является конфиденциальной.
Доступ к данной информации осуществляется
в порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь.
4.Совершенствование
учета расчетов по социальному
страхованию.
Переход к автоматизированному
бухгалтерскому учету требует не только
желания и средств, но и значительной подготовки
работы, как организационной, так и методической.
Необходимо сказать,
что переход надо организовать плавно,
поэтапно. Лучше всего до начала отчетного
периода (квартала, года). Надо проводить
подготовку к данным нововведениям: закупать
последние модели компьютерной техники,
устанавливать программное обеспечение,
персоналу проходить соответствующую
подготовку.
Положительным фактором
является постоянное повышение квалификации
кадров. В результате постоянного изменения,
дополнения законов, предприятие осуществляет
подписку специализированной литературы.
Следует отметить,
что вся финансовая и статистическая отчётность
составляется и сдаётся в установленные
сроки. В случае ошибочного расчёта производится
перерасчёт и с пометкой «уточненный»
повторно сдается.
По улучшению процессов
взаимоотношения с обязательными фондами
считаю целесообразным проведение постоянных
консультаций со специалистами из данных
фондов (ФСС, ФССН, ПФ).
Также необходимо постоянное
слежение за периодическими изданиями
и за изменением в законодательстве с
целью избежание начисления штрафов, пени
и неустоек за не уплаченные в сроки процентные
ставки по данным фондам.
Заключение
Государство, выражая
интересы общества в различных сферах
его жизнедеятельности, вырабатывает
и осуществляет соответствующую политику
(экономическую, социальную, экологическую,
демографическую и другие). При этом, в
качестве средства взаимодействия объекта
и субъекта используется финансово-кредитный
и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная
система включает отношения по поводу
формирования и использования финансов
государства, которые накапливаются и
формируются в бюджете и во внебюджетных
фондах. Она призвана обеспечить эффективную
реализацию социальных, экономических,
оборонных и других функций государства.
Изъятие государством
в пользу общества определенной части
Валового Внутреннего Продукта (ВВП) в
виде обязательных взносов составляет
сущность налогов.
Взносы осуществляют
основные участники производства ВВП:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты,
владельцы капитала, действующие в сфере
предпринимательства.