Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
При изучении указанной темы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Рассмотреть информационную базу аудита денежных средств и денежных документов.
3. Рассмотреть планирование денежных средств и денежных документов.
4. Рассмотреть перечень аудиторских процедур.

Оглавление

Введение
1. Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Информационная база аудита денежных средств и денежных документов.
3 Планирование аудита денежных средств и денежных документов.
4 Перечень аудиторских процедур .
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

При проверке данного  предприятия учреждения банков руководствуются  этим лимитом остатка наличных денег  в кассе. По предприятию, не предоставившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств  в кассе предприятия, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассовых отчетов, выявить  отклонения от лимита и оформить все  выводы по форме, представленной в таблице 4

Таблица 4 - Реестр кассовых документов с превышением лимита наличных денег

Номер отчета

Дата

Фактический остаток, руб.

Лимит, руб.

Отклонение, руб.


 

  Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета  с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

В представленном к проверке расчёте на установление лимита остатка  кассы должно быть определено, на какие  цели разрешено расходование наличных средств из выручки, поступившей  в кассу.

В ходе аудита надо провести проверку на предмет соответствия расходования наличных средств из выручки, поступившей в кассу, предусмотренного расчётом на установление лимита остатка кассы, установленным банком. Результаты следует занести в таблицу 5.

Таблица 5 - Реестр кассовых документов с не целевым использованием денежных средств

Дата и номер документа 

Сумма по документу, руб.

На какие цели


 

При поступлении наличных денег из банков по чеку следует обратить внимание на дату оприходования денег, полученных по каждому чеку, проверить корешки чеков и выписки банков; если есть расхождения, то аудитор должен получить выписки из банка и сверить с записями в бухгалтерии. При проверке других поступлений, например, поступлений от работников в оплату каких-либо услуг, возврата неиспользованного аванса, проводится встречная проверка (по лицевым счетам). При проверке возвращения ссуд работникам предприятия анализируется своевременность и полнота этого возвращения (в соответствии с заявлениями и регистрами аналитического учета). При поступлении в кассу наличных денег за проданный товар от юридического лица должна быть приложена правильно оформленная доверенность.

Расчеты наличными деньгами в РФ между  юридическими лицами, а также между  юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. В ходе проверки аудитор выявляет случаи превышения расчета наличными средствами между организациями и своевременно информирует руководителя о возможных санкциях.

Прежде, чем  приступить к проверке кассовых операций в иностранной валюте следует  узнать, сколько валют использует организация и открыты ли отдельные  субсчета для каждой валюты. При  аудиторских проверках кассовых операций и расчетов в наличной иностранной валюте прежде всего снимаются остатки валютной кассы и составляется акт о сумме наличных денежных средств в иностранной валюте, находящихся в кассе. В акте указывается также, соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги и бухгалтерского учета.

Затем необходимо проверить  полноту оприходования и списания валютных средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с  документами, приложенными к отчетам  кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных документах.

При проверке кассовых операций следует исходить из норм валютного  законодательства, разрешающих расчеты  в наличной иностранной валюте в  Российской Федерации.

Проведение расчетов в наличной иностранной валюте при  осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности российских организаций  может быть связано только с загранкомандировками. Расчеты в наличной иностранной  валюте не входят в перечень текущих  валютных операций, содержащийся в законе Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ  «О валютном регулировании и валютном контроле». Поскольку этот перечень является закрытым, такие расчеты следует относить к разряду капитальных операций, порядок осуществления которых в соответствии с данным Законом устанавливается Банком России.

  Предусмотрена возможность выдачи организациям наличной иностранной валюты для оплаты расходов по загранкомандировкам. Наличная валюта может быть выдана организации с ее текущего валютного счета из средств, полученных ею в результате осуществления хозяйственной деятельности. Валютное законодательство Российской Федерации разрешает организациям приобретать иностранную валюту для оплаты командировочных расходов на внутреннем валютном рынке. В этом случае купленная валюта  зачисляется на специальный транзитный валютный счет организации и должна быть использована на заявленные цели в течение 7 календарных дней. В пределах этого срока организация может получить наличную валюту для выдачи авансов работникам, выезжающим в загранкомандировки. Не использованная в течение указанного срока валюта подлежит обратной продаже. Полученная, но неиспользованная валюта должна быть возвращена организацией для осуществления обратной продажи.

Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные расходы, может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на оплату тех расходов, которые признаются командировочными.

 Другие расходы командированного работника которые не являются командировочными, хотя и связаны с загранкомандировками, не подлежат возмещению работнику в иностранной валюте. Такие расходы организация может возместить ему по отдельному авансовому отчету только в рублях, как в отношении организации - юридического лица, так и в отношении работника - физического лица. Возмещение работнику этих расходов в иностранной валюте означает нецелевое расходование валютных средств. 

 

4.3  Проверка  операций с денежными средствами  на расчетном, валютном и прочим  счетам в банках 

 

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом  счетов, используемых для отражения  операций по счетам в банке;

- документооборотом (графиком  документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных  средств на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Для проведения проверки расчетных и валютных счетов:

1. Получить полный список используемых расчетных и валютных счетов во всех банках;

2. Получить список размещенных депозитов с указанием сумм начисляемых процентов, сроков размещения и начисленных процентов на дату составления баланса;

3. Выверить остатки по счетам в банках на дату составления баланса и провести анализ выявленных расхождений;

4. Разослать в банки клиента письма с просьбой о подтверждении размера остатков на счетах, а также о предоставлении информации о наличии и величине выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных процентов, обязательствах по залогам;

5. Проверить соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах (выборка);

  1. Проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;

           Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается с того, что аудитор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений  организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса РФ.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами. К таким документам относятся:

- выписки банка с  приложенными утвержденными банком  формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное  требование, платежное требование-поручение,  платежный ордер, инкассовое поручение  (распоряжение), заявление на взнос  наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

- первичные документы,  прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор  должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании  решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в  банке могут быть приостановлены согласно ст.76 Налогового кодекса РФ для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Для подтверждения достоверности  бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Такую проверку целесообразно проводить по схеме:

      1. Бухгалтерский баланс (Показатели статей баланса «Расчетные счета», «Валютные счета», «Специальные счета в банках»);
      2. Главная книга (Сальдо по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках» );
      3. Сводные регистры синтетического учета (Сальдо  по дебету и кредиту), (Показатели сводных регистров синтетического учета по счетам 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках» );
      4. Регистры синтетического учета по субсчетам при наличии нескольких расчетных, валютных, специальных счетов (сальдо и обороты по дебету и кредиту), (Показатели регистров по каждому счету в банке);
      5. Выписка банка по каждому счету (Остаток денежных средств на отчетную дату по каждому счету).  
         Данная процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке  осуществляются следующие процедуры:

- проверка соответствия  произведенных операций нормативным  документам и законодательным  актам, действующим на территории  РФ;

- проверка подлинности представленных к проверке документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

- арифметическая проверка  правильности выведения остатков  на конец дня и подсчета  оборотов по приходу и расходу  денежных средств в регистрах  по учету денежных средств  в банке;

  • проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

      Рассотрим проверку полноты и правильности синтетического учета операций по расчетному счету. Такая проверка проводится по каждому счету, открытому в банке. В первую очередь аудитору необходимо ознакомиться с классификатором типовых бухгалтерских записей по банковским операциям, связанным с расчетным счетом. Это позволит выявить наиболее часто встречающиеся операции и проверить правильность корреспонденции счетов. Если в организации нет такого классификатора, соответствующую информацию можно получить, воспользовавшись корреспонденцией счетов, указанной в Главной книге. Особое внимание следует обратить на корреспонденцию счетов по записям, не типичным для организации.

Если по договору банковского  счета предусмотрена выплата  банком процентов за пользование  денежными средствами, аудитор должен проверить, начисляет ли организация доходы ежемесячно или отражает их по факту зачисления процентов на расчетный счет. Неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым санкциям.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

- порядок ведения учетных  регистров;

- ведутся ли регистры  синтетического учета по каждому  расчетному счету, открытому в  банке, составляется ли сводный  регистр;

- своевременность отражения  в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете; производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественность записей  в учетных регистрах и в  выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Информация о работе Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов