Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
При изучении указанной темы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Рассмотреть информационную базу аудита денежных средств и денежных документов.
3. Рассмотреть планирование денежных средств и денежных документов.
4. Рассмотреть перечень аудиторских процедур.

Оглавление

Введение
1. Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Информационная база аудита денежных средств и денежных документов.
3 Планирование аудита денежных средств и денежных документов.
4 Перечень аудиторских процедур .
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 

Сумма оборота  дебетового по счетам 50, 51, 57, сумма оборота  кредитового по этим счетам, суммарный  оборот берем из оборотно-сальдовой  ведомости ( Приложение 6). Удельный вес дебетового оборота в суммарном дебетовом обороте считаем путем деления суммы оборота дебетового по счету 50 236344 руб. на суммарный оборот по оборотно-сальдовой ведомости 2763530 руб. и умножаем на 100 %. Результат заносим в графу 2, стр.1. По остальным счетам и по кредитовому обороту рассчитываем аналогично.

Уровень существенности по счетам (гр. 3) рассчитываем путем  умножения общего уровня существенности на удельный вес дебетового оборота  в суммарном дебетовом обороте. По счету 50 27000 руб. умножаем на 8,55 %, частный уровень существенности по этому счету равен 2309 руб. Таким образом, 2309 руб. можно пренебречь. Аналогичен расчет и по остальным счетам, а так же по кредитовому обороту.

 Общий уровень  существенности является критерием  принятия решения о достоверности бухгалтерской отчетности в целом, а частный уровень существенности по счетам - критерий для принятия решения о достоверности сальдо счета.

Частный уровень  существенности счета показывает на какую сумму возможно искажение  остатка, эта сумма показывает максимальный размер ошибки.

Рассмотрим, как  реализуется программа аудита денежных средств и денежных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Перечень  аудиторских процедур 

4.1 Проверка  документального оформления операций  с денежными

средствами 

 

В зависимости  от объема кассовых операций и степени  доверия аудитора к системе внутреннего  контроля на предприятии может быть осуществлена сплошная или выборочная проверка кассовых документов. Проверяется правильность заполнения приходных и расходных кассовых ордеров, наличие подписей и отметок о корреспондирующих счетах, их соответствие кассовой книге и журналам-ордерам, погашение приходных кассовых ордеров (далее ПКО) штампом «получено», а расходных кассовых ордеров (далее РКО) — штампом «уплачено» с указанием даты, отсутствие исправлений, подчисток и т.п. Для этого изучаются отчеты кассира с приложенными первичными документами и кассовая книга.  Последняя должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и вестись в одном экземпляре. По кассовой книге проверяется правильность выведения остатков, наличие и правильность корреспондирующих счетов, наличие необходимых оправдательных документов, правильность их заполнения и расчетов в них, соответствие записей в кассовой книге записям в журнале-ордере № 1 и в главной книге за соответствующий период (при журнально-ордеральной форме учета).

Если на предприятии  учет кассовых операций компьютеризирован, то допускается ведение кассовой книги в электронном виде, листы  которой распечатываются на принтере в двух экземплярах (первые экземпляры периодически сброшюровываются в виде книги, второй экземпляр служит отчетом кассира). В этом случае аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечением эксперта в защищенности программы от несанкционированного доступа кассира и других лиц с целью изменения нумерации документов (программа должна генерировать следующий номер приходных и расходных документов автоматически при их подготовке и распечатке бланка).

В выборку, как правило, включаются кассовые документы за один или два квартала или за один месяц в каждом квартале отчетного периода. Если количество ошибок и неправильно оформленных документов превысит запланированное аудитором допустимое количество ошибок, целесообразно проверить и остальные кассовые документы.

Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров:

- не указывается название организации;

- не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года;

- неправильно указывается или не указывается дата;

- не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;

- после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено» или «оплачено»;

- отсутствуют необходимые подписи и печати;

- отсутствуют росписи получателей денежных средств.

Типичные ошибки при заполнении кассовой книги:

- не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;

- не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня;

- ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка;

  • иногда записи ведутся помесячно, вместо того, чтобы вести их ежедневно или раз в три-пять дней.

           Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:

- выписки банка с  приложенными утвержденными банком  формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное  требование, платежное требование-поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

- первичные документы,  прилагаемые к расчетным банковским  документам и обосновывающие  правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

 

                4.2 Проверка учета денежных средств в кассе

 

Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег  предприятиями при осуществлении  расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника (далее ККТ), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) контрольно-кассовых машин (далее ККМ), допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Все контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. При этом для проверки полноты оприходования выручки через контрольно-кассовые машины аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.

Движение денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:

- журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;

- Главная книга;

- Баланс предприятия, 2-й раздел актива;

- Отчет о движении денежных средств.

В целях проведения аудиторской  проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие  документы:

1. Кассовая книга;

2. Отчеты кассира;

3. Приходные и расходные кассовые ордера;

4. Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;

5. Выписки банка;

6. Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;

7. Чековые книжки;

8. Хозяйственные договоры (в том числе с банками);

9. Договоры о материальной ответственности;

10. Документы по ККМ;

11. Книги кассира-операциониста ;

12. Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;

13. Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;

14. Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

15. Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

16. Приказы руководящего органа;

17. Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;

18. Учетная политика в части документооборота.

В ходе аудиторской проверки кассовых операций аудитору приходится решать вопрос о необходимости проведения инвентаризации кассы. Действующие нормативно законодательные акты не дают однозначного ответа о необходимости такой инвентаризации. Поэтому аудитору целесообразно действовать следующим образом.

Если инвентаризция  предусмотрена в договоре на аудиторскую  проверку или если осуществляется обязательная аудиторская проверка за текущий отчетный период, инвентаризацию кассы проводить необходимо, так как в соответствии с отечественными стандартами аудитор несет ответственность за проверку правильности отражения в финансовой отчетности событий, произошедших после даты составления баланса до даты составления аудиторского заключения.

Инвентаризация должна проходить в присутствии кассира  и главного бухгалтера. Порядок проведения инвентаризации кассы может быть следующим: при наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность доступа к ним после начала аудиторской проверки. Кассир должен составить кассовый отчет о кассовых операциях за последний день, вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки.

Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется. После этого осуществляется пересчет наличных денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.

Результаты проверки оформляются составлением акта, который  подписывают аудитор, главный бухгалтер  экономического субъекта и кассир.

В случае выявления излишков или недостачи денежных средств или денежных документов и других ценностей аудитору необходимо взять письменное объяснение у кассира о причинах их возникновения. При выявлении крупной недостачи денежных средств аудитор обязан сообщить о выявленных фактах руководителю предприятия и поставить вопрос об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки.

При инвентаризации кассы  необходимо проверить: имеется ли приказ руководителя о назначении кассира; заключены ли с кассиром и другими  сотрудниками бухгалтерии договоры о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы; соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно пожарной сигнализации. Аудитор обязан также получить ответы на следующие вопросы: проводятся ли периодические и внезапные ревизии кассы; не превышают ли наличные денежные средства, находящиеся в кассе, установленный лимит.

При аудите также проводится инвентаризация денежных документов, находящихся в кассе, и иностранной валюты.

В кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие  самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается  единый лимит остатка кассы с  учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне  места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у предприятия  нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.

Информация о работе Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов