Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:28, курсовая работа
Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
При изучении указанной темы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Рассмотреть информационную базу аудита денежных средств и денежных документов.
3. Рассмотреть планирование денежных средств и денежных документов.
4. Рассмотреть перечень аудиторских процедур.
Введение
1. Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Информационная база аудита денежных средств и денежных документов.
3 Планирование аудита денежных средств и денежных документов.
4 Перечень аудиторских процедур .
Заключение
Сумма оборота дебетового по счетам 50, 51, 57, сумма оборота кредитового по этим счетам, суммарный оборот берем из оборотно-сальдовой ведомости ( Приложение 6). Удельный вес дебетового оборота в суммарном дебетовом обороте считаем путем деления суммы оборота дебетового по счету 50 236344 руб. на суммарный оборот по оборотно-сальдовой ведомости 2763530 руб. и умножаем на 100 %. Результат заносим в графу 2, стр.1. По остальным счетам и по кредитовому обороту рассчитываем аналогично.
Уровень существенности по счетам (гр. 3) рассчитываем путем умножения общего уровня существенности на удельный вес дебетового оборота в суммарном дебетовом обороте. По счету 50 27000 руб. умножаем на 8,55 %, частный уровень существенности по этому счету равен 2309 руб. Таким образом, 2309 руб. можно пренебречь. Аналогичен расчет и по остальным счетам, а так же по кредитовому обороту.
Общий уровень
существенности является
Частный уровень существенности счета показывает на какую сумму возможно искажение остатка, эта сумма показывает максимальный размер ошибки.
Рассмотрим, как реализуется программа аудита денежных средств и денежных документов.
4 Перечень аудиторских процедур
4.1 Проверка
документального оформления
средствами
В зависимости от объема кассовых операций и степени доверия аудитора к системе внутреннего контроля на предприятии может быть осуществлена сплошная или выборочная проверка кассовых документов. Проверяется правильность заполнения приходных и расходных кассовых ордеров, наличие подписей и отметок о корреспондирующих счетах, их соответствие кассовой книге и журналам-ордерам, погашение приходных кассовых ордеров (далее ПКО) штампом «получено», а расходных кассовых ордеров (далее РКО) — штампом «уплачено» с указанием даты, отсутствие исправлений, подчисток и т.п. Для этого изучаются отчеты кассира с приложенными первичными документами и кассовая книга. Последняя должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и вестись в одном экземпляре. По кассовой книге проверяется правильность выведения остатков, наличие и правильность корреспондирующих счетов, наличие необходимых оправдательных документов, правильность их заполнения и расчетов в них, соответствие записей в кассовой книге записям в журнале-ордере № 1 и в главной книге за соответствующий период (при журнально-ордеральной форме учета).
Если на предприятии учет кассовых операций компьютеризирован, то допускается ведение кассовой книги в электронном виде, листы которой распечатываются на принтере в двух экземплярах (первые экземпляры периодически сброшюровываются в виде книги, второй экземпляр служит отчетом кассира). В этом случае аудитор должен убедиться самостоятельно или с привлечением эксперта в защищенности программы от несанкционированного доступа кассира и других лиц с целью изменения нумерации документов (программа должна генерировать следующий номер приходных и расходных документов автоматически при их подготовке и распечатке бланка).
В выборку, как правило, включаются кассовые документы за один или два квартала или за один месяц в каждом квартале отчетного периода. Если количество ошибок и неправильно оформленных документов превысит запланированное аудитором допустимое количество ошибок, целесообразно проверить и остальные кассовые документы.
Типичные ошибки при заполнении приходного и расходного кассовых ордеров:
- не указывается название организации;
- не проставляются или исправляются номера кассовых ордеров, не соблюдается правило сквозной нумерации с начала года;
- неправильно указывается или не указывается дата;
- не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;
- после совершения операции на ордере не проставляются отметки «погашено» или «оплачено»;
- отсутствуют необходимые подписи и печати;
- отсутствуют росписи получателей денежных средств.
Типичные ошибки при заполнении кассовой книги:
- не проставляется или неправильно указывается корреспондирующий счет;
- не всегда проставляется сумма остатка денег на начало дня;
- ошибки при подсчете итоговых сумм и остатка;
Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:
- выписки банка с
приложенными утвержденными
- первичные документы,
прилагаемые к расчетным
Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
4.2 Проверка учета денежных средств в кассе
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег
предприятиями при
В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника (далее ККТ), применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При денежных расчетах с покупателями должны применяться модели (типы) контрольно-кассовых машин (далее ККМ), допускаемые к использованию на территории России и внесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Все контрольно-кассовые машины подлежат регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации. При этом для проверки полноты оприходования выручки через контрольно-кассовые машины аудитор сверяет на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги. Одновременно он проверяет, сделаны ли на полученные суммы записи по счетам учета реализации.
Движение денежных средств отражается в бухгалтерских регистрах и финансовой отчетности организации:
- журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 по учету кассовых операций;
- Главная книга;
- Баланс предприятия, 2-й раздел актива;
- Отчет о движении денежных средств.
В целях проведения аудиторской проверки кассовых операций необходимо проверить и проанализировать следующие документы:
1. Кассовая книга;
2. Отчеты кассира;
3. Приходные и расходные кассовые ордера;
4. Авансовые отчеты. Список подотчетных лиц;
5. Выписки банка;
6. Справка банка об установленном лимите остатка денег в кассе;
7. Чековые книжки;
8. Хозяйственные договоры (в том числе с банками);
9. Договоры о материальной ответственности;
10. Документы по ККМ;
11. Книги кассира-операциониста ;
12. Журнал (книга) регистрации ПКО и РКО;
13. Журнал (книга) регистрации выданных доверенностей;
14. Журнал (книга) регистрации депонированных сумм;
15. Журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
16. Приказы руководящего органа;
17. Акты ревизии кассы, акты инвентаризации;
18. Учетная политика в части документооборота.
В ходе аудиторской проверки кассовых операций аудитору приходится решать вопрос о необходимости проведения инвентаризации кассы. Действующие нормативно законодательные акты не дают однозначного ответа о необходимости такой инвентаризации. Поэтому аудитору целесообразно действовать следующим образом.
Если инвентаризция предусмотрена в договоре на аудиторскую проверку или если осуществляется обязательная аудиторская проверка за текущий отчетный период, инвентаризацию кассы проводить необходимо, так как в соответствии с отечественными стандартами аудитор несет ответственность за проверку правильности отражения в финансовой отчетности событий, произошедших после даты составления баланса до даты составления аудиторского заключения.
Инвентаризация должна
проходить в присутствии
Одновременно с кассира берется расписка, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и не списанных в расход денег не имеется. После этого осуществляется пересчет наличных денег. Если во время инвентаризации кассы имеются частично оплаченные платежные ведомости на выплату заработной платы, пособий и т.д., аудитор подсчитывает в них итог и выплаченную по ним сумму принимает к зачету, о чем делается отметка в акте. После пересчета денег и других ценностей, хранящихся в кассе, полученный остаток сверяется с данными учета по кассовой книге.
Результаты проверки оформляются составлением акта, который подписывают аудитор, главный бухгалтер экономического субъекта и кассир.
В случае выявления излишков или недостачи денежных средств или денежных документов и других ценностей аудитору необходимо взять письменное объяснение у кассира о причинах их возникновения. При выявлении крупной недостачи денежных средств аудитор обязан сообщить о выявленных фактах руководителю предприятия и поставить вопрос об отстранении кассира от его обязанностей до окончания проверки.
При инвентаризации кассы необходимо проверить: имеется ли приказ руководителя о назначении кассира; заключены ли с кассиром и другими сотрудниками бухгалтерии договоры о полной индивидуальной материальной ответственности установленной формы; соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно пожарной сигнализации. Аудитор обязан также получить ответы на следующие вопросы: проводятся ли периодические и внезапные ревизии кассы; не превышают ли наличные денежные средства, находящиеся в кассе, установленный лимит.
При аудите также проводится инвентаризация денежных документов, находящихся в кассе, и иностранной валюты.
В кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе.
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе.
Информация о работе Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов