Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является составление программы проведения аудиторской проверки кассовых операций и операций по счетам в банках, определение процедур проведения проверки операций с денежными средствами и последовательность их составления.
При изучении указанной темы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Рассмотреть информационную базу аудита денежных средств и денежных документов.
3. Рассмотреть планирование денежных средств и денежных документов.
4. Рассмотреть перечень аудиторских процедур.

Оглавление

Введение
1. Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов.
2. Информационная база аудита денежных средств и денежных документов.
3 Планирование аудита денежных средств и денежных документов.
4 Перечень аудиторских процедур .
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Аудитор  обязан проверить соответствие организации  системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим  нормативным документам и отразить в рабочей документации  случаи нарушений.

Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета экономического субъекта может  считаться эффективной, если в ходе фиксирования хозяйственных операций выполняются следующие требования:

  • операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
  • операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
  • операции отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствие с действующими нормативными положениями и учетной политикой;
  • детали операций, имеющие существенное значение для учета отчетности, зафиксированы;
  • ограничена возможность злоупотреблений.

 Аудитору  целесообразно получить по возможности  полную информацию о состоянии  внутреннего контроля по данному  участку учета, так как нередко  денежные средства, как наличные, так и безналичные, являются объектом хищения и злоупотреблений со стороны кассира, бухгалтера и других должностных лиц. Выяснить, как на предприятии соблюдается кассовая дисциплина, насколько жестко контролируются операции с денежной наличностью, в том числе с валютой, как четко обеспечивается санкционирование различных платежей с расчетного и других счетов предприятия, можно путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д. Полезным способом получения данных является также тестирование по заранее подготовленному вопроснику. Примерные вопросы для оценки системы внутреннего контроля на данном участке представлены в таблице 1 . (Приложение 3)

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц. Вопросник аудитора составляется таким образом, что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода. Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.

Результаты  опроса ответственных лиц могут  не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.

Ответы  на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.

По  результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии  кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать  ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается. 

Далее, рассмотрим один из самых важных вопросов: план и программу аудита денежных средств и денежных документов. 

3.2 План и программа аудита денежных средств и денежных документов

Прежде чем  приступить к сплошной проверке денежных средств и документов, аудитор  должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены  все  документы.

Разработка  общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте.

  План аудиторской проверки денежных  средств и денежных документов  может состоять  из следующих  пунктов:

1. Оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и денежных документов.

2. Аналитическая проверка учета  денежных средств, сравнение учетных  показателей. 

3. Инвентаризация денежных средств  и денежных документов в кассе  организации. 

4. Формальная проверка аудита денежных средств и денежных документов (правильность оформления).

5. Аудит операций по оприходованию  наличных денежных средств и  денежных документов.

6. Проверка правильности отражения  расхода наличных денежных средств  и денежных документов.

7. Аудит порядка  применения  контрольно-кассовых машин.

8. Проверка операций с наличными  денежными средствами в иностранной  валюте.

9. Сплошная проверка документов  и учетных данных по счетам  денежных средств. 

10. Проверка счета «Переводы в  пути».

11. Юридическая проверка, установление  законности, правильности и целесообразности, произведенных денежных операций.

12. Анализ ошибок, выявленных в ходе  проверки.

Содержание  общего плана оформляется в виде таблицы, заполняются графы: планируемые  виды работ, период проведения, исполнитель, примечания. 

Разработка  программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и  разработка плана аудита. Программа  является развитием плана аудита и представляет собой детальный  перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.  Программа аудита оформляется в таблице, заполняются графы: наименование  аудиторских процедур, период проведения, исполнители, рабочие документы аудитора.

Программа аудита операций с денежными  средствами последовательно включает:

  1. Проверку начальных остатков. Аудитор, осуществляющий проверку организации не в первый раз, должен убедиться в том, что остатки по счетам учета денежных средств на начало проверяемого периода соответствуют их остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного периода. Если проверку организации аудитор осуществляет впервые, то он должен получить доказательства того, что начальные сальдо по денежным средствам не содержат искажений, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность проверяемого периода; остатки по счетам учета денежных средств на начало текущего периода правильно перенесены из предыдущего периода. Проверка осуществляется путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествовавшего проверяемому.
  2. Проверку соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности. Для этих целей необходимо составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам счетов 50, 55, сверить сальдо на начало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу с главной книгой.
  3. Тестирование системы внутреннего контроля.
  4. Проверку правильности проведения организацией инвентаризации наличных денежных средств и отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Аудитору необходимо выполнить следующие контрольные процедуры: ознакомиться с учетной политикой аудируемого лица; ознакомиться с порядком проведения инвентаризации; выяснить частоту проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств; выяснить, проводились ли инвентаризации в межинвентаризационный период; выяснить, проводились ли внезапные инвентаризации денежных средств и денежных документов в кассе.
  5. Инвентаризация кассы.
  6. Проверку правильности оформления первичных кассовых документов, кассовой книги и подтверждение законности совершения кассовых операций.
  7. Проверку соблюдения лимита остатка наличных денежных средств.
  8. Проверку соблюдения лимита расчетов наличными с юридическими лицами.
  9. Проверку полноты и своевременности оприходования наличных денежных средств.
  10. Проверку правильности отражения расходования наличных денежных средств.
  11. Проверку соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин.
  12. Проверку операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте.
  13. Проверку счета «Переводы в пути».
  14. Проверку непрерывности информации по операциям с безналичными денежными средствами.  Каждая последующая выписка банка должна иметь ссылку на предыдущую по дате. Кроме того, начальное сальдо последующей выписки должно соответствовать конечному сальдо предыдущей. Банковские выписки должны быть пронумерованы.
  15. Проверку наличия первичных документов по операциям с банком и правильности их оформления.
  16. Проверку законности совершения операций на расчетных счетах.
  17. Проверку законности совершения операций на валютных счетах.
  18. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Аудитору следует проанализировать существенность выявленных нарушений, а также возможные налоговые последствия. 
  19. Формирование мнения аудитора о достоверности показателей наличия и движения денежных средств в бухгалтерской отчетности.

При составлении плана  и программы аудита, необходимо определить уровень существенности.

Аудитор оценивает, то что является существенным по своему профессиональному суждению. Под  уровнем существенности понимается, то предельное значение ошибки финансовой (бухгалтерской) отчетности (ее пропуск, или искажение), начиная с которого пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Уровень существенности определяется в соответствии с правилом (стандартом) № 4 «Существенность в  аудите». Он выражается в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность.

По итогам финансового года (квартала) в экономическом  субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, которые необходимы для расчета. Это валюта баланса, собственный капитал (на основании данных бухгалтерского баланса, приложение 4) выручка нетто от продаж, прибыль/убыток до налогообложения (на основании данных отчета о прибылях и убытках, приложение 5). Расчет оформляется в таблице. Рассмотрим расчет общего и частного уровня существенности на примере Красноярского потребительского  общества, см. таблицу 2.

Таблица 2 - Расчет общего уровня существенности Красноярского  потребительского общества.                                                                                 Руб.

Базовый показатель

Значение

Критерий (%)

Значение, используемые для расчета (гр.2 х гр.3)

1. Валюта баланса 

760969

2

15219

2. Собственный капитал 

681643

10

68164

3. Выруска нетто от продаж 

1038996

2

20780

4. Прибыль/убыток до налогообложения

89621

5

4481

5. Итого (стр.1+стр.2+стр.3+стр.4)

-

-

108644

6. Единый уровень существенности (п.5 гр.4 / n), n – количество показателей

-

-

27161


 

Показатель  валюта баланса берется как среднее  арифметическое значение. Валюта баланса Красноярского ПО на начало года 747006 руб., на конец года 774931 руб., среднее арифметическое значение 760969 руб., это значение заносится в таблицу по строке 1, столбец 2.

Показатель  собственный капитал  на начало года 684955 руб., на конец года 678331 руб., рассчитывается аналогично, заносится по строке 2, столбец 2.

Показатели  выручка нетто от продаж и прибыль / убыток до налогообложения  заносятся  по строкам  3 и 4 соответственно. 

  Графа  3 строки 1, 2, 3, 4 рассчитывается умножением показателей графы 2 на графу 3. Итого (стр. 5 гр. 3) рассчитывается сложением строк 1, 2, 3, 4 по графе 3. Показатель единый уровень существенности (стр. 6 гр. 3) рассчитывается  делением «итого» (стр. 5 гр. 3) на количество показателей, участвующих в расчете, т.е. на 4. Аудитор  вправе округлить единый уровень существенности не более, чет на 20 %.  Таким образом, он равен 27000 руб.

Расчет частного уровня существенности (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Расчет частного уровня существенности Красноярского потребительского общества.                                                                                 Руб.

Счет (субсчет)

Сумма оборота дебетового

Удельный вес дебетового оборота в суммарном дебетовом  обороте (%)

Уровень существенности

Сумма оборота кредитового 

Удельный вес кредитового  оборота в суммарном кредитовом обороте 

Уровень существенности

50

236344

8,55

2309

236165

8,55

2309

51

287910

10,42

2813

428228

15,5

4185

57

78409

2,84

767

72350

2,62

707

Итого

602663

21,81

5889

736743

26,67

7201

Суммарный оборот по оборотно-сальдовой  ведомости 

2763530

100

-

2763530

100

-

Информация о работе Цель и задачи аудита денежных средств и денежных документов