Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить ОАО «Ибредькрахмалпатока», выявить недостатки в учете, использовании материально – производственных запасов, организации учета поставки материалов и предложить рекомендации по совершенствованию порядка учета материально – производственных запасов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
- рассмотреть экономическую сущность материальных ресурсов, а так же основные направления повышения эффективности их использования;
- изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие учет;
- на примере ОАО «Ибредькрахмалпатока» изучить первичные документы и систему аналитического и синтетического учета движения материальных ресурсов на промышленном предприятии;
- провести анализ эффективности использования материальных ресурсов на промышленном предприятии;
Предмет исследования учет товарно-материальных ценностей. Объектом изучения дипломной работы является финансово-хозяйственная деятелньость ОАО «Ибредькрахмалпатока».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Экономическая сущность и классификация производственных запасов, особенности оценки материальных запасов в отечественной практике 7
1.2 Задачи, методика анализа, планирование и оптимизация объема производственных запасов 28
2. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ОАО «ИБРЕДЬКРАХМАЛПАТОКА»
36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ибредькрахмалпатока»36
2.2 Документальное оформление поступления материалов и их отпуска в производство 50
2.3 Синтетический и аналитический учет поступления и использования материалов на предприятии 60
2.4 Контроль состояния и наличия материальных запасов в местах хранения 67
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «ИБРЕДЬКРАХМАЛПАТОКА» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

 

По данным таблицы 5 можно сделать выводы, что коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность ОАО «ИКП» находятся в пределах нормативных значений. Таким образом, на основании вышеперечисленных значений коэффициентов можно сделать вывод о платежеспособности предприятия за 2008-2010 г.

 

2.2 Документальное  оформление поступления материалов  и их отпуска в производство

 

Производственные запасы составляют значительную часть оборотных  средств ОАО «ИКП». Ускорение их оборачиваемости имеет большое значение, так как в этом случае на каждый рубль оборотных средств производится больше продукции. При высвобождении оборотных средств, они могут быть использованы на расширение объема производства данного предприятия без привлечения дополнительных средств.

Важными факторами обеспечения ОАО «ИКП» материальными ресурсами являются правильность расчета потребности в них, рационально организованное материально-техническое снабжение и экономное эффективное использование материальных ресурсов в производстве.

Производственные запасы поступают в ОАО «ИКП» от различных поставщиков по безналичному расчету.

В ОАО «ИКП» бухгалтерский учет материальных запасов и расчетов с поставщиками организован и ведется в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством.

Учетная политика ОАО «ИКП» четко устанавливает стоимостную границу между основными средствами и средствами труда в обороте. Приказом об учетной политике ОАО «ИКП» предусмотрено ежегодное проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей по состоянию на 1 декабря отчетного года, а также при смене руководителя и материально-ответственных лиц.

На полученные материальные ценности ОАО «ИКП» получает расчетно-платежные документы от поставщиков вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные (Приложение 1), железнодорожные квитанции и др.). Полученные от поставщиков документы направляются в бухгалтерию, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки и ассортименту, количеству, цене, срокам поставки. Затем делаются отметки о выполнении договоров на их копиях. Оплата производится по платежным требованиям или платежными поручениями.

Первичные документы  по поступлению и расходу материальных запасов являются в ОАО «Ибредькрахмалпатока» основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов на предприятии тщательно оформляются, они содержат подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов в ОАО «Ибредькрахмалпатока» возложены на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Для выполнения производственной программы ОАО «Ибредькрахмалпатока» определяет потребность в материальных ресурсах и приобретает их в соответствии с производственным планом.

Поступления материальных ценностей от поставщиков на ОАО «Ибредькрахмалпатока» производятся на основании заключенных между покупателями и поставщиками хозяйственных договоров купли-продажи (приложение 2). В договорах в обязательном порядке оговаривается: виды поставляемых материальных ценностей, условия поставки, количественные и стоимостные показатели товарно-материальных ценностей, сроки исполнения договора, порядок расчетов. Сделки купли-продажи товаров всегда сопровождается их транспортировкой. Поэтому транспортные расходы – одна из обязательных статей затрат любой организации, в том числе и для ОАО «Ибредькрахмалпатока».

Товарно-материальные ценности в ОАО «Ибредькрахмалпатока» поступают автотранспортом. Перевозка грузов товарного характера автотранспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях выполняется только при наличии соответственно оформленной товарно-транспортной накладной. ТТН является основным перевозочным документом и предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автотранспортом и состоит из двух разделов:

- транспортного, определяющего  взаимоотношения грузоотправителей-заказчиков  автотранспорта с авто предприятиями,  выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной  работы и расчетов грузоотправителей с авто предприятиями за оказанные ими услуги по перевозке грузов;

- товарного, определяющего  взаимоотношения грузоотправителей  и оприходования их у грузополучателей.

Товарный раздел заполняется  продавцом товара и содержит сведенья о продавце и плательщике (наименование, адреса и банковские реквизиты), сведенья о товаре и тире (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, брутто, нетто, вид упаковки, цена, сумма), сумма НДС, подписи лиц, разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших товар.

Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе перевозки и содержит следующие данные: дата, номер автомобиля и путевого листа, наименование и адрес заказчика, товара, пункт погрузки и разгрузки. Кроме того, указываются документы, следующие с грузом, вид упаковки и количество мест.

Поступающие в ОАО «Ибредькрахмалпатока» материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой  продукции поставщик высылает покупателю – ОАО «Ибредькрахмалпатока» расчетные и другие сопроводительные документы. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступает в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения ОАО «Ибредькрахмалпатока» по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и другим договорным условия. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте. Оплаты за такие поставки может быть осуществлена в виде предоплаты, аккредитивом, чеком, наличными, безналичным расчетом. В ОАО «Ибредькрахмалпатока» используют систему безналичных расчетов платежными поручениями (Приложение 3) с расчетного счета предприятия.

Платежные поручения  в адрес поставщиков оформляются  предприятием на основании счетов-фактур, договоров, накладных, других расчетных  документов.

Платежные поручения  формируются в ОАО «Ибредькрахмалпатока» в системе «Клиент-банк» и передаются в обслуживающий банк в электронном виде.

Ежедневно на основании  проведенных документов банком формируется  выписка. Выписка из счета включает информацию обо всех кредитованиях  и дебетованиях счета за определенный период времени, а также об остатке средств  на  счете  на  начало  и  конец данного периода.

Кроме того, отдел снабжения ОАО «Ибредькрахмалпатока» осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщик, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запросов о розыске груза.

Проверенные платежные  требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.

Товарно-материальные ценности в ОАО «Ибредькрахмалпатока» поступают как непосредственно от поставщиков на склад предприятия, так и через экспедитора ОАО «Ибредькрахмалпатока» со складов поставщиков.

Для получения  материалов со склада поставщиков  экспедитору ОАО «Ибредькрахмалпатока» выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. Доверенность выписывается бухгалтеров или другим работником бухгалтерии. Доверенность заполняется в одном экземпляре и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Отрывная часть доверенности выдается под расписку работнику организации, уполномоченному на получение ТМЦ, а корешок доверенности остается в бухгалтерии организации. Срок на который может быть выдана доверенность устанавливается как правило пятнадцать дней. Принятые грузы, полученные материалы экспедиторы доставляют на склад предприятия и сдает заведующему склада, который проверяет соответствие количество и качество материала в данным счета поставщика.

Принятие  кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор.

Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения. При отсутствии расхождения между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходования материалов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера.

Если количество или  качество прибывших материалов не совпадает  с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по акту о приемке материалов формы М-7. Акт о приемке материалов является первичным документом при оприходовании ценностей, и приходный ордер не оформляется. За отчетный период 2009 год, в котором проводится настоящее исследование, ОАО «Ибредькрахмалпатока» указанные документы не составлялись.

Экспедитор все документы по доставленным на склад товарно– материальным ценностям с отметкой кладовщика в их приемке сдает в бухгалтерию ОАО «Ибредькрахмалпатока» для списания с него выданной ранее доверенности. Для отчета за полученные наличные средства экспедитор составляет авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих как факт приобретения ТМЦ (чеки, счет-фактура и другие), так и факт сдачи их на склад (приемная фактура и приходный ордер). Материальные ценности поступают на склады и хранятся под наблюдением материально-ответственных лиц, с которыми заключают договор о материальной ответственности.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др.

В ОАО «Ибредькрахмалпатока» материалы отпускают со склада на производственные потребления, хозяйственные нужды, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения  контроля за расходованием материалов и правильного документального  его оформления в ОАО «Ибредькрахмалпатока» осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например являются их нормирование и отпуск установленных лимитов.

Все службы предприятия  имеют список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склады материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые  материалы со склада ОАО «Ибредькрахмалпатока» всегда точно взвешены, измерены и подсчитаны.

На предприятиях расход производственных запасов со склада должен оформляться лимитно-заборными  картами, актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами, товарно-транспортными накладными, товарными накладными и другими.

ОАО «Ибредькрахмалпатока» применяет накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (приложение 4).

Накладная-требование  выписывается в двух экземплярах и подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным. В  случае отпуска материалов хозяйствам своего предприятия один экземпляр  передается  получателю  (цеху, участку), второй - складу, который затем сдается в бухгалтерию.

Отпуск материалов со складов ОАО «Ибредькрахмалпатока» производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной форма  на замену. При замене в лимитно-зоборной карте заменяемого материала делают запись “замена, смотри требования №00” и уменьшают остаток лимита.

В случае внутреннего  перемещения материалов накладную-требование  составляет материально ответственное лицо склада, сдающего ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу (цеху) для оприходования ценностей.

Для организации рационального  и эффективного учета товарно-материальных ценностей большое значение имеет организация складского учета.

На складах ОАО «Ибредькрахмалпатока» материальной ценности размещают по секциям, а внутри них по группам, типам  и сорторазмером в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запасом (лимиту).

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщика заполняет  материальный ярлык и прикрепляет  его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.

Учет движения и остатков материалов в ОАО «Ибредькрахмалпатока» осуществляют в карточках учета материалов. (Приложение 5). На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

При первом поступлении  какого-либо материала кладовщика извещает бухгалтера. Бухгалтер открывает  карточку, регистрирует в оборотной ведомости и под роспись в ведомости выдает кладовщику. Такой порядок  ставит целью обеспечить сохранность карточек. Материалы на складах ОАО «Ибредькрахмалпатока» учитываются в карточках складского учета, открываемых на каждое отдельное наименование материала. В карточках указывают наименование материала, номенклатурный номер, размер, сорт, место хранения, единица измерения, учетная цена, балансовый счет, норма запаса и другие данные.

Информация о работе Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей