Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

В процессе производства наряду со средствами труда участвуют предметы

труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В отличие от

средств труда, предметы труда участвуют в процессе производства только один

раз, и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой

продукции, составляя ее материальную основу.

Файлы: 1 файл

В процессе производства наряду со средствами труда участвуют предметы.docx

— 23.79 Кб (Скачать)

    

   В процессе  производства наряду со средствами  труда участвуют  предметы

труда, которые выступают в качестве производственных запасов. В отличие от

средств труда, предметы труда участвуют в процессе производства только  один

раз, и  их  стоимость  полностью  включается  в  себестоимость  производимой

продукции, составляя  ее материальную основу.

      Учет товарно-материальных ценностей   на  предприятиях  организуется  в

соответствии  со  стандартом  бухгалтерского   учета   №7   «Учет   товарно-

материальных  запасов»,  в  котором  определена  сфера действия  стандарта,

изменение  товарно-материальных  запасов,   их   себестоимость   и   оценка,

признание расхода,  раскрытие  в  отчетности.  Данный  стандарт  применяется

субъектами при  составлении и раскрытии  финансовых  отчетов,  подготовленных на основе исчисления себестоимости товарно-материальных запасов.

      Товарно-материальные запасы –  это активы в виде:

.  запасов   сырья,  материалов,  покупных  полуфабрикатов  и  комплектующих

   изделий  (деталей), топлива, тары и тарных  материалов,  запасных  частей,

   прочих  материалов, предназначенных для  использования в  производстве  или

   при выполнении  работ и услуг;

. незавершенного  производства;

.  готовой   продукции,  товаров,  предназначенных   для   продажи   в   ходе

   деятельности  субъекта.

   Перед   учетом  материальных  запасов   стоят  следующие  основные  задачи:

контроль  за  своевременным  и полным   оприходованием   запасов,   за   их

сохранностью  в местах  хранения;  своевременное  и  полное  документирование

всех операций по движению запасов; своевременное  и  правильное  определение транспортно-заготовительных  расходов  (ТЗР)  и  фактической   себестоимости заготовленных запасов; контроль за равномерным и  правильным  списанием  ТЗР на издержки производства или обращения;  контроль  за  состоянием  складских запасов; выявление и Реализация ненужных  субъекту  материальных  запасов  с целью  мобилизации  внутренних  ресурсов;  получение  точных   сведений   об остатках и движении запасов в местах их хранения.

В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые для оказания услуг, управленческих, хозяйственных  и социально-бытовых нужд кредитной  организации.

Материальные  запасы принимаются к учету по фактической стоимости, которая  определяется исходя из затрат на их приобретение, включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим  и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Получение материальных ценностей производится на основании  доверенности по форме М-2, подписанной  уполномоченными лицами и зарегистрированной в порядке, установленном в кредитной  организации.

Учет материальных запасов производится на балансовом счете 610 "Материальные запасы".

Если кредитная  организация использует метод учета  материальных запасов без учета  расходов по уплате налога на добавленную  стоимость, НДС, уплаченный поставщикам  материальных ценностей, выделяется из их стоимости в момент передачи ценностей  на склад для учета на отдельном  лицевом счете 60310 "НДС по материальным ценностям на складе". В момент передачи материальных ценностей в  использование, эксплуатацию НДС по указанным материальным ценностям  переносится со счета 60310 "НДС  по материальным ценностям на складе" на счет 60310 "НДС по приобретенным  материальным ценностям и оказанным  услугам".

Допускается приобретение материальных ценностей за наличный расчет при соблюдении предельного  размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

Список лиц  кредитной организации, которым  могут выдаваться наличные средства под отчет для приобретения материальных запасов, а также лимит средств, выдаваемых на расходы, утверждаются руководителем  кредитной организации или ее структурного подразделения.

Получение наличных денег под отчет для приобретения материальных ценностей допускается  в день их приобретения или накануне.

Должностное лицо, купившее материальные ценности за наличный расчет, должно их в тот же день сдать  должностному лицу, ответственному за сохранность ценностей, и не позднее 3 дней представить в бухгалтерию  авансовый отчет об использовании  денежных средств на покупку ценностей.

К товарно-материальным запасам (ТМЗ), или  просто, к запасам, относят товары и готовая продукция собственного производства, предназначенные для  реализации. Кроме того, на складах  хранятся  запасы материалов, сырья, предназначенного для переработки  в собственном производстве, тара, запчасти, топливо, строительные материалы, канцелярские материалы и т. д.

Для учета запасов применяют специальные  приемы и правила, которые описаны  в МСФО 2 «Запасы», для тех, кто  использует национальные стандарты  – КСБУ 7 «Учет товарно-материальных запасов», для субъектов малого предпринимательства  КСБУ 23 «Учет и отчетность субъектов  малого предпринимательства». 

Методические  рекомендации по применению СБУ 23 рассматривают  следующий порядок учета с  использованием Ведомости учета  товарно-материальных запасов, формы  В-1:

Ведомость учета товарно-материальных запасов  открывается на отчетный период и  ведется материально ответственными лицами раздельно по материалам и  товарам в разрезе всех видов  запасов независимо от того, имелось  или нет движение по ним в отчетный период.

 Стоимость  материалов и товаров определяется  и отражается в ведомости исходя  из затрат на приобретение, транспортных  расходов, надбавок, указанных в  расчетных документах поставщиков. 

В графе "Поступило" отражается поступление  материалов и товаров с указанием  их количества и стоимости.

В графу "Израсходовано" заносятся данные об отпуске материалов и товаров  в производство или продажу с  указанием их количества и стоимости.

В конце  отчетного периода в ведомости  выводится сальдо на конец отчетного  периода, которое затем переносится  в сводную ведомость по форме  В-6 и ведомость, открываемую на следующий  отчетный период.

Практически, только предприниматели, которые не имеют большую номенклатуру ТМЗ, могут без затруднений, вручную  вести данную книгу. Безусловно, проще  и эффективнее организовать учет с помощью компьютера, возможно, с помощью программы Excel. Но лучше с помощью специальной программы, которая способна в любой момент времени показать приобретенные и израсходованные запасы, их себестоимость, а также остатки запасов, автоматически сформирует формы В-1, В-6 и другие итоговые документы, предусмотренные правилами учета. При этом осуществляется количественный и суммовой учет ТМЗ, а также, одновременно, учет расчетов с поставщиками и покупателями товара. Процесс передачи товара с помощью компьютера сопровождается автоматическим оформлением документов на отгрузку.

Основными операциями по движению запасов являются:

Приход: приобретение от поставщиков, передача готовой продукции с производственного цеха на склад, получение по бартерным операциям, возврат товара или тары, поступление комплектующих и запчастей от разукомплектованных основных средств и др.

Расход: реализация, списание на производственные нужды сырья и материалов, списание на другие нужды предприятия (на организационные расходы, ремонт основных средств, содержание и обеспечение работы транспорта, расходы по реализации), естественная убыль (по нормам) и др.

Внутреннее  перемещение ТМЗ: со склада в магазин, с одной торговой точки или подразделения компании, в другую, возврат на склад неиспользованных материалов, нереализованного товара и т.д.

Непредвиденные  расходы появляются в результате стихийного бедствия, порчи, хищения и др.

Для эффективного управления ресурсами  предпринимателю важно знать, какие  запасы, в каком количестве имеются, что было приобретено и что  реализовано (или израсходовано), что  находится в процессе переработки  в виде незавершенного производства. Расчет остатков товарно-материальных запасов производится на конец каждого  отчетного периода. В целях недопущения  расхищения, пересортицы, порчи товаров, рекомендуется периодически производить  инвентаризацию товаров, находящихся  на складах, в торговых точках, на ответственном  хранении. В это время данные бухгалтерского учета сличаются с наличием фактических  остатков в магазине или на складе. Кроме инвентаризации, которая происходит не часто, можно использовать выборочные, внезапные проверки, когда проверяются остатки по трем-пяти видам запасов. В торговле есть термин «снять остатки». Это также является традиционным приемом контроля над сохранностью средств. Если деятельность предпринимателей не связана с ответственным хранением, с большим перечнем ТМЗ, с производством, учет запасов упрощается.

Товарно-материальные ценности могут быть израсходованы  на другие  нужды предприятия. В  зависимости от целевого использования  средств, оформляется документ на их списание. Часто ТМЗ списываются  по акту. Но существуют конкретные документы, принятые в отдельных отраслях. Например, списание горюче-смазочных материалов при эксплуатации автомобилей происходит на основании путевых листов, количество израсходованного бензина зависит  от пробега автомобиля (показания  спидометра) и нормы расхода горючего на километр пробега. Для строительных компаний основой для списания строительных материалов является смета затрат, которая предусматривает объем работ на каждом объекте и нормы расхода материалов.

Особое  внимание всегда уделяется производственным расходам. В процессе изготовления продукции расходуются материалы  в зависимости от технологии изготовления продукции, рецептуры и нормы  расходов сырья на выпуск одного изделия. Определение стоимости изготовления единицы продукции в экономике  называется калькуляцией.  С помощью  калькуляции определяется номенклатура и количество сырья. Учет ТМЗ может  быть достаточно трудоемким. Калькуляцию  широко используют компании по производству  легкой  и пищевой продукции, мебели, технических средств, общественного  питания и т. д. Пользователи компьютерной программы «АЛТЫН» получают калькуляцию  следующим образом: в виде справочной информации составляется и постоянно  хранится калькуляционная карточка изделия. Например,  для столовой есть норма расходов продуктов на одну порцию овсяной каши: овсяная крупа «Геркулес» – 35 грамм, молоко – 125 миллилитров, сахар – 7 грамм, масло сливочное – 6 грамм. В конце дня на компьютере достаточно указать, сколько порций каши было реализовано, программа сама определит и спишет продукты, которые ушли на изготовление каши. И так по каждому наименованию изделий, которые были реализованы в течение дня, месяца. Подобным образом определяются материальные затраты на изготовление столов, на пошив рубашек и т. д. Выпушенная готовая продукция приходуется на склад и также подлежит учету.

Как мы понимаем, сумма расхода влияет на размер прибыли, поэтому всегда есть соблазн сэкономить, «недовложив» что-то из сырья или заменив одни продукты, материалы другими, более дешевыми. Нарушение технологии приводит к потерям качества, и это отрицательно проявится в итоге. Нужно иметь ввиду, излишки запасов – это тоже плохой показатель. Излишки влекут за собой хищение: недобросовестные работники сначала экономят, затем уносят. С помощью компьютера наладить качественный учет не сложно, зато можно легко, в случае недостачи в результате утери, перерасхода, пересортицы, кражи, выявить виновного, предъявить претензии, взыскать с него сумму ущерба.

Информация  о себестоимости продукции используется не только для определения затрат. Она необходима для грамотного определения  продажной цены. Не существует формулы  определения оптимальной цены реализации. Но есть несколько подходов. Первый - назначать такую цену, которую  могут позволить себе покупатели данного региона. Второй - использовать цену конкурента. Третий - использовать собственную информацию о сложившейся  себестоимости продукции. Преуспевающие  компании учитывают все три подхода. При этом определяется затратное  ценообразование, затем прибавляется сумма на покрытие эксплуатационных расходов и торговых издержек, и, наконец, добавляется часть для формирования прибыли, как основная цель любого бизнеса.

Для эффективного управления ресурсами  компании следует определять оптимальный  уровень запасов, по возможности  минимальный, но который обеспечит  присутствие полной номенклатуры на складе для бесперебойной работы предприятия или магазина. Наибольший экономический эффект приносит закупка "точно к сроку", или "с  колес" Это возможно, если компания имеет тесные, надежные отношения  с поставщиками, если реализация происходит оптовыми партиями постоянным клиентам. При этом увеличивается коэффициент  оборачиваемости ресурсов, сокращаются  затраты на хранение ТМЗ, исключается  наличие «просроченного», вышедшего  из моды товара.

Информация о работе Учет товарно-материальных ценностей на предприятиях