Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить ОАО «Ибредькрахмалпатока», выявить недостатки в учете, использовании материально – производственных запасов, организации учета поставки материалов и предложить рекомендации по совершенствованию порядка учета материально – производственных запасов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи дипломного исследования:
- рассмотреть экономическую сущность материальных ресурсов, а так же основные направления повышения эффективности их использования;
- изучить нормативные и правовые акты, регламентирующие учет;
- на примере ОАО «Ибредькрахмалпатока» изучить первичные документы и систему аналитического и синтетического учета движения материальных ресурсов на промышленном предприятии;
- провести анализ эффективности использования материальных ресурсов на промышленном предприятии;
Предмет исследования учет товарно-материальных ценностей. Объектом изучения дипломной работы является финансово-хозяйственная деятелньость ОАО «Ибредькрахмалпатока».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБОРОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Экономическая сущность и классификация производственных запасов, особенности оценки материальных запасов в отечественной практике 7
1.2 Задачи, методика анализа, планирование и оптимизация объема производственных запасов 28
2. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ОАО «ИБРЕДЬКРАХМАЛПАТОКА»
36
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Ибредькрахмалпатока»36
2.2 Документальное оформление поступления материалов и их отпуска в производство 50
2.3 Синтетический и аналитический учет поступления и использования материалов на предприятии 60
2.4 Контроль состояния и наличия материальных запасов в местах хранения 67
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НА ОАО «ИБРЕДЬКРАХМАЛПАТОКА» 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 2.04 Мб (Скачать)

 

Списание отклонений фактической себестоимости от учетной  цены, относящихся к израсходованным  материалам, в ОАО «Ибредькрахмалпатока» происходит на основании расчета, который приведен в таблице 10 «Расчет списания отклонений фактической себестоимости от учетной цены, относящееся к израсходованным материалам»:

 

Таблица 7

Расчет списания отклонений фактической себестоимости от учетной цены, относящихся к израсходованным материалам ОАО «Ибредькрахмалпатока»

 

Наименование операции

Сумма

Сумма отклонений, приходящаяся на оприходованные за месяц МПЗ

86900

Стоимость оприходованных МПЗ по учетным ценам

5000000

Коэффициент отклонений (п.1:п.2)

0,01738

Израсходовано МПЗ за месяц

4560900

Сумма отклонений, подлежащая списанию за месяц.

79268


 

Кроме отраженных выше операций по поступлению и выбытию материально-производственных в ОАО «Ибредькрахмалпатока», на практике существуют другие каналы поступления и выбытия материалов, которые обобщены в таблице 8 «Прочие каналы поступления и выбытия материально-производственных запасов»

 

Таблица 8

Прочие каналы поступления и выбытия материально-производственных запасов

 

Наименование операции

Корреспонденция счетов

ДТ

КТ

1

2

3

1.В процессе инвентаризации  выявлены излишки материалов

10

91

2.Безвозмездное поступление  материалов 

10

91

3. Поступление материалов  в счет вклада в уставной  фонд

10

75

4.В процессе инвентаризации  выявлена недостача материально-производственных запасов

94

10

5. Реализованы излишки  материалов:

-списана учетная стоимость  материалов

-отражена стоимость  реализованных МПЗ по продажным  ценам

-отражен начисленный  НДС

-отражена сумма республиканского  сбора в поддержку производителей сельхоз продукции

-отражен финансовый  результат от реализации МПЗ  (прибыль)

 

91-2

62

 

91-3

 

91-5

91-9

 

10

91-1

 

68

 

68

99


 

 

2.4 Контроль состояния и наличия  материальных запасов в местах  хранения

 

В ходе производственной деятельности ОАО «Ибредькрахмалпатока» в течение года проводятся выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей, а по состоянию на 1 декабря в соответствии с приказом об учетной политике проводится полная инвентаризация остатков ТМЦ, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризация относится к фактическим методам контроля, причем одним из самых действенных.

Инвентаризация материальных запасов в ОАО «Ибредькрахмалпатока» проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации 13 июня 1995 г. № 49.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых  по каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

В ОАО «Ибредькрахмалпатока» проведение инвентаризации обязательно:

- при реорганизации  или ликвидации (упразднении) организации;

- при смене руководителя  организации и (или) материально  ответственных лиц;

- при выявлении фактов  хищения и (или) порчи имущества;

- в случае возникновения  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных  и непредотвратимых при данных  условиях обстоятельств;

- перед составлением  годовой бухгалтерской отчетности;

- в иных случаях,  предусмотренных законодательством РФ.

Для проведения инвентаризации в ОАО «Ибредькрахмалпатока» создана инвентаризационная комиссия. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственных лиц ОАО «Ибредькрахмалпатока».

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной были получены последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств в ОАО «Ибредькрахмалпатока».

Председатель  инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «... (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту и  точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера.

Директором ОАО «Ибредькрахмалпатока» созданы условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части  этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Инвентаризационные  описи в ОАО «Ибредькрахмалпатока» заполнены с использованием средств вычислительной техники.

Описи подписывают  все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. В Приложении 6 приведена инвентаризационная опись по ОАО «Ибредькрахмалпатока».

При сличении данных инвентаризации с данными  складского и бухгалтерского учета  в ОАО «Ибредькрахмалпатока» расхождений на 1.12.2010 г. не установлено.

 

 

 

3 СОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ОАО «ИБРЕДЬКРАХМАЛПАТОКА»

 

Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности  в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации  затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия.

  1. Отлаженная работа с поставщиками.

Заказы на приобретение материалов должны делаться только после  того, как одобрен выбор поставщика. Для этого можно составить  специальные перечни поставщиков. Ведение таких перечней сокращает время, расходуемое на поиск необходимой информации, что при повторе заказа существенно снижает затраты отдела снабжения. Такой перечень должен постоянно пополняться новой информацией о товарах или возникающих проблемах с действующими поставщиками. На данном предприятии отсутствуют записи проведения анализа поставщиков. Для проведения объективного анализа должна быть разработана методика, которая максимально бы предоставляла алгоритм выбора и оценки поставщиков на основании выполнения установленных критериев по конкретным позициям. Материалы закупаются на основании 3-х основных критериев: цена, качество и сроки.

В связи со всем вышеизложенным для ОАО «Ибредькрахмалпатока» особенно важно:

- вести оценку и повторную оценку поставщиков с целью определения наиболее выгодных для него партнеров;

- определить критерии оценки поставщиков.

Также отрицательным  в учете расчетов с поставщиками является несвоевременное оформление документов по поступлению материалов. Необходимо установить четкие сроки сдачи сотрудниками первичной документации.

2. Проверка качества  материалов, укомплектованности поставок  при получении материалов.

Информация о необходимых  материалах формируется на уровне бригады и передается начальнику отдела материально-технического снабжения, либо в случае больших заказов техническому директору. Контроль закупленных материалов осуществляется только визуально – по количеству и качеству. Этого может оказаться не всегда достаточным. При выявлении брака осуществляется замена товара. При необходимости, оформляется претензия, а в особых случаях - отказ от покупки у данного поставщика с последующим исключением данного поставщика из действующего реестра поставщиков. Нужно описать требования к закупаемой продукции и в дальнейшем осуществлять контроль закупаемых материально-производственных запасов согласно этим требованиям.

  1. Соблюдение условий хранения материалов.

 Должна быть минимизирована вероятность порчи материалов на складе. Для этого нужно соблюдать правила пожарной безопасности, исключить хранение на открытом воздухе. Необходимо минимизировать потери запасов в результате краж, злоупотреблений, порчи, непроизводительного расходования, для этого нужно правильно организовать охрану складских помещений.

Кроме того, недостаток материалов нарушает режим работы предприятия, в то время как излишек замедляет оборачиваемость оборотных средств, увеличивает расходы на хранение, загружает складские помещения. На складе можно применить систему maximum - minimum. Запас maximum – это сумма всех запасов, minimum – текущий запас + гарантированный. Производится сравнение фактического наличия с max и min и делаются выводы о величине запасов. Считается нормальным если minimum>фактическое наличие > minimum. Анализ проводят по каждому материалу в отдельности. По тем материалам, где фактический запас превышает minimum нужно применить меры или продать материалы или отсрочить следующую поставку. Если запасы меньше minimum, нужно принять меры по закупке материалов.

  1. Регулярное проведение инвентаризаций.

В организации инвентаризации должны проводиться через запланированные промежутки времени с целью обеспечение соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию материально-производственных запасов.

Для выполнения этого пункта необходимо:

- разработать документировано оформленный порядок проведения инвентаризаций;

- осуществлять проверки в соответствии с этим порядком;

- использовать результаты инвентаризаций для улучшения работы организации;

- обучить сотрудников правильному проведению инвентаризации;

- обеспечить этих сотрудников необходимым инвентарем.

  1. Рациональное использование материалов.

В дальнейшем руководство  должно, после каждой проведенной  инвентаризации определить, какие ресурсы  и в каких количествах необходимы для успешного функционирования организации и улучшения ее работы, а затем обеспечить эти ресурсы. Важное условие повышения эффективности использования материальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов. Одно из условий рационального использования производственных ресурсов – нормирование складских запасов и материальных затрат. Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.

6. Организация документооборота.

На рассматриваемом  предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.

Главному бухгалтеру следует составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

Записи о запасах  МПЗ должны постоянно корректироваться и дополняться с учетом всех операций по поступлению и возврату товаров. 
Во-первых, это необходимо для обеспечения полноты отражения. Компьютеризированные системы могут осуществлять либо пакетную 
обработку записей, либо обработку каждой записи в отдельности. Контроль над итогами осуществленных операций должен проводиться как вначале, так и в конце обработки. Во-вторых, это важно для обеспечения 
точности: основным средством контроля является инвентаризация.

Информация о работе Бухгалтерский учет товарно-материальных ценностей