Бухгалтерский учет реализации готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие особенностей учета реализации продукции, а так же, практическое применение комплекса приемов и способов аналитической обработки отчетной информации по реализации продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 10
1.1Общие принципы и организация реализации продукции в современных условиях 10
1.2Нормативно-правовая база по учету реализации продукции (работ, услуг) 12
1.3Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа реализации продукции (работ, услуг) 16
1.4Особенности учета реализации продукции в международной практике 19
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 23
1.5 Документальное оформление реализации продукции (работ, услуг) 23
1.6 Синтетический и аналитический учет реализации продукции (работ, услуг) 25
1.7 Учет коммерческих расходов, порядок и методы их распределения 32
1.8 Учет налогов и отчислений за счет выручки от реализации продукции 35
1.9 Методика определения финансового результата от реализации продукции 42
1.10 Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах реализации готовой продукции 47
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 53
1.11 Анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции 53
1.12 Факторный анализ реализации продукции 56
1.13 Анализ рентабельности ассортимента реализованной продукции 62
1.14 Анализ финансовых результатов от реализации продукции 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции.doc

— 527.00 Кб (Скачать)

     Убыток  предприятия показывается по строке 650 и отражается со знаком «минус».

     В «Отчете о прибылях и убытках» формы № 2 приводятся данные за отчетный период и за аналогичный период прошлого года. При заполнении данного отчета используются данные аналитического учета по счетам 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

     В разделе I «Доходы и расходы по видам деятельности» по статье «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей)» (строка 030) показывается выручка от реализации готовой продукции, товаров, работ и услуг, учитываемая по кредиту счету 90 «Реализация», из которой вычитаются налоги, начисляемые по дебету того же счета в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

     По  статье «Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг» (строка 040) показываются расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанных услуг; покупная стоимость товаров, выручка от реализации которых отражена по строке 010.

     По  статье «Расходы на реализацию» отражаются расходы по сбыту, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и относящиеся к реализованной продукции, работам и услугам.

     По  статье «Прибыль (убыток) от реализации» (строка 070) отражается результат (прибыль  или убыток) от реализации.

     В статистической отчетности по форме № 5-ф «Краткий отчет о финансовых результатах» за отчетный период в сравнении с соответствующим периодом прошлого года приводятся данные о выручке (валовом доходе) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), о затратах на производство и сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг), налогах, сборах и др. Данный отчет представляется за месяц, квартал и год.

     Ежемесячно  представляется отчет промышленного  предприятия (объединения) по продукции формы 1-п «Отчет о производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера», в котором отражаются показатели объема производства продукции, ее запасов, количества и стоимости произведенных видов продукции и др.

     В квартальной отчетности формы № 1-поставка «Производство, поставка и запасы важнейших видов промышленной продукции» показываются данные о производстве, поставке и запасах потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения, а также о производстве работ и услуг промышленного характера.

     За  год представляется отчет о рентабельности отдельных видов промышленной продукции  по форме № 6.

     Кроме того, предприятия разных отраслей представляют специализированные формы  по продукции: 1-п (молоко); 1-п (мясо); 6-ТП (гидро); 29-АПК; 1-ПР (табачные изделия); 1-ПР (алкоголь); 6-ТП; 1-ПНС и др. [17].

     ОАО «Дрожжевой комбинат» предоставляет  следующую бухгалтерскую и статистическую отчетность об объемах реализованной  продукции:

  1. Бухгалтерский баланс (см. приложение 7).
  2. Отчет о прибылях и убытках (см. приложение 8).
  3. Отчетность формы № 1-п «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера» (см. приложение 9).

     Показатели  отчетности об объеме и реализации продукции используются для контроля и анализа выполнения плана производства и результатов реализации и проведения мероприятий, направленных на улучшение финансовых показателей предприятия.

     АНАЛИЗ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

    1. Анализ  структуры и выполнения плана по объему реализации продукции
 

     Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

     Анализ  реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. В современных условиях план уже не носит силу закона, но его рассчитывают для оперативного руководства, поиска внутрихозяйственных резервов и координирования всей работы [13].

     Проведем  анализ динамики изменения объема реализованной  продукции на основании таблицы 3.1.

     Таблица 3.1 Анализ выполнения плана объема реализованной продукции ОАО «Дрожжевой комбинат» в 2004 - 2005 г. 

п/п

Показатели 2004 2005 Отклонение Темп роста, %
1 2 3 4 5 6
  Товарная продукция:        
1  в действующих ценах 14325 17009 2684 118,74
2  в сопоставимых ценах 15190 16745 1555 110,24
3 Объем реализации 13681 18124 4443 132,48
 

     Данные  таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что товарная продукция в 2005 г. выросла  и в действующих, и в сопоставимых ценах. В то же время наблюдается  прирост объема реализованной продукции  на 32,48 %. Опережение составляет 4443 млн. руб. Остатки готовой продукции снизились на складе с начало года на 225693 тыс. руб. и составили на 01.10.2005 года 130590 тыс. руб. или 16,5 % к среднемесячному объему производства.

     Непосредственное  влияние на объем реализованной  продукции в стоимостном выражении  оказывает уровень цен, в связи, с чем необходимо отметить следующее (см. табл. 3.2).

     Таблица 3.2 Сравнительный анализ роста цен продукции ОАО «Дрожжевой комбинат»  

п/п

 
Наименование  продукции
Отпускная цена без НДС Рост  цен, %
Декабрь 2004г. Сентябрь 2005г.
1 2 3 4 5
1 Дрожжи  121691 128805 105,8
2 Солод ржаной 7272 7698 105,9
3 Хлеб  27729 28810 103,9
4 Хлебобулочные изделия 37218197 39110411 105,1
5 Безалкогольные  напитки 126878080 128639267 101,4
6 Слабоалкогольные  напитки 62455911 65640321 105,1
7 Вина  28276526 29484138 104,3
 

     Отпускные цены на производимую предприятием продукцию  формировались в пределах установленного прогнозного индекса роста цен  в месяц 0,7 %. В январе 2005 года цены не менялись, а остались на уровне декабря 2004 г.

     Качество  продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

     Различают обобщающие индивидуальные и косвенные  показатели качества.

     К обобщающим показателям качества относят:

  • удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
  • удельный вес аттестованной продукции.

     Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т. д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

     Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

     В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана  по их уровню, причины их изменений.

     Для обобщающей оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения  фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

     Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному  весу забракованной и зарекламированной  продукции.

     Косвенным показателем качества продукции  является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль [22].

     Выпускаемая предприятием продукция изготавливалась  согласно требованиям соответствующих  ГОСТов, ТУ и другой нормативно –  технической документации.

     Проанализируем  структуру реализации воды питьевой, вина, безалкогольных и слабоалкогольных напитков за 2005 г. по областям. Согласно Приложению 10 в течение 2005 года наибольшее количество безалкогольных напитков было реализовано в г. Минске (46486 л, или 38,94 % от общего количества); слабоалкогольных напитков – в г. Минске (7036 л, или 35,00 % от общего количества); воды питьевой – в г. Минске (20344 шт., или 92,01 %); вино – в Минской области (49049 л, или 46,94 %). Это объясняется тем, что г. Минск представляет собой более емкий рынок нежели областные рынки, за счет того, что является столицей Республики Беларусь.

     Данные  Приложения 11 свидетельствуют о том, что план отгрузки дрожжей хлебопекарных прессованных по отраслям не выполнен, однако по некоторым позициям наблюдается прирост по сравнению с 2004 г.

    1. Факторный анализ реализации продукции
 

     Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (см. рис.3.1).  

      Рис. 3.1 Факторы, влияющие на объем реализованной продукции

     При анализе производства и реализации продукции применяется методика отражения реализации по двум вариантам.

     Если  выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции имеет вид:

     ГПн + ТП = РП + ГПк.

     Отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк (3.1)

     Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

     ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.

     Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк + ГПк (3.2)

     где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на начало и конец периода;

     ТП  – стоимость выпуска продукции;

     РП  – объем реализации продукции за отчетный период;

     ОТн, ОТк – соответственно остатки отгруженной продукции на начало и конец периода [22].

     Расчет  влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми. Для изучения влияния этих факторов необходимо проанализировать баланс продукции (см. табл. 3.3).

Информация о работе Бухгалтерский учет реализации готовой продукции