Бухгалтерский учет реализации готовой продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие особенностей учета реализации продукции, а так же, практическое применение комплекса приемов и способов аналитической обработки отчетной информации по реализации продукции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 10
1.1Общие принципы и организация реализации продукции в современных условиях 10
1.2Нормативно-правовая база по учету реализации продукции (работ, услуг) 12
1.3Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа реализации продукции (работ, услуг) 16
1.4Особенности учета реализации продукции в международной практике 19
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 23
1.5 Документальное оформление реализации продукции (работ, услуг) 23
1.6 Синтетический и аналитический учет реализации продукции (работ, услуг) 25
1.7 Учет коммерческих расходов, порядок и методы их распределения 32
1.8 Учет налогов и отчислений за счет выручки от реализации продукции 35
1.9 Методика определения финансового результата от реализации продукции 42
1.10 Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах реализации готовой продукции 47
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 53
1.11 Анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции 53
1.12 Факторный анализ реализации продукции 56
1.13 Анализ рентабельности ассортимента реализованной продукции 62
1.14 Анализ финансовых результатов от реализации продукции 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции.doc

— 527.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, от объема реализации зависит  и величина прибыли предприятия – одного из важнейших показателей его деятельности.

     Поэтому задачами процесса реализации являются:

  • постоянный контроль за выпуском готовой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;
  • полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  • своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
  • контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;
  • учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
  • своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет.

     Для успешного выполнения этих задач  необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное  документальное оформление хозяйственных операций.

     Важное значение для правильной организации учета наличия и движения готовой продукции (работ, услуг) имеет разработка ее номенклатуры, т.е. перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным предприятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, размер, марка, сорт и т.п.). Номенклатурные номера строятся по-разному, исходя из конкретных условий производства.

     Номенклатура продукции необходима для контроля за выполнением графика выпуска изделий в ассортиментном разрезе, графика договорных поставок, составления сводок и отчетов [15].

     C бухгалтерским учетом тесно связан экономический анализ. Эта связь имеет обоюдный характер. С одной стороны, сведения бухгалтерского учета являются главным источником информации при анализе хозяйственной деятельности. Не зная методики бухгалтерского учета и содержания отчетности, очень трудно подобрать для анализа необходимые материалы и проверить их доброкачественность. С другой стороны, требования, которые ставятся перед анализом, так или иначе переадресуются бухгалтерскому учету. Чтобы более качественно обеспечить анализ информацией, сделать ее более оперативной, правдивой, точной, в необходимой степени детализированной, доступной и понятной, вся система бухгалтерского учета постоянно совершенствуется. Для большей своей аналитичности бухгалтерский учет изменяет формы и содержание регистров, порядок документооборота и т.д.

     Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

     Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений  и процессов, основанный на расчленении  их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ хозяйственной деятельности изучает экономические процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений [22].

     Показатели  объема реализации продукции взаимосвязаны  с показателями объема производства. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса на первое место выдвигается  объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  важное значение. Его основными задачами являются:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов [22].

     Важным  источником информации для анализа выступают данные бухгалтерской и статистической отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Годовые, квартальные, месячные отчеты, бухгалтерские балансы, периодическая отчетность по отдельным показателям деятельности содержат объективную количественную характеристику многообразных хозяйственных операций и средств предприятия. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие корректирующих мер, направленных на успешное выполнение планов, достижения лучших результатов хозяйствования.

    1. Особенности учета реализации продукции в международной практике
 

     Бухгалтерский учет зарубежных стран отличается методологически, методически и организационно от учета отечественного.

     Методологические  отличия учета в любой стране обусловлены различной правовой основой, сложившимися традициями и  практическим опытом.

     Методические  отличия в организации учета  в различных странах связаны  с бухгалтерскими традициями, главным  образом, с субъективными факторами: привычками, характером профессиональной подготовки кадров и др.

     Организационные отличия в учете каждой страны обусловлены формами собственности, структурой управления, специализацией и концентрацией производства.

     Основой организации национальной и межнациональных  систем учета и отчетности является использование в учете ряда основополагающих положений, характеризующих возможности получения учетной информации, на основе которой принимаются тактические и стратегические управленческие решения. Международные бухгалтерские принципы – это совокупность соответствующих методов и приемов, составляющих базу организации бухгалтерского учета и отраженных в международных стандартах.

     Международные стандарты учета, отражающие различные  стороны методологии и организации  бухгалтерского учета в системе  рыночной экономики, разрабатываются  и издаются Комитетом международных стандартов учета (далее КМСУ), который был создан в 1973 г. по соглашению бухгалтерских организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Ирландии и США.

     Главными  задачами КМСУ являются:

  • формирование и издание в государственных интересах стандартов учета, отчетности и аудита, подлежащих применению при составлении и представлении финансовой отчетности, а также стимулирование их принятия всеми странами мира;
  • работа по совершенствованию и гармонизации бухгалтерских законодательных документов, инструкций, относящихся к финансовой отчетности.

     Международные стандарты учета, утвержденные КМСУ, не искажают и не отменяют национальные стандарты, они используются различными странами и качестве ориентиров при  разработке своих национальных стандартов учета и отчетности. Отдельные страны используют международные стандарты учета после их доработки и приспособления к национальным особенностям и требованиям бухгалтерского учета, другие используют их как основу для детализации национальных требований к учету. В некоторых странах требования международных стандартов включены в национальные законы без особых изменений [21].

     Международный стандарт финансовой отчетности № 18 «Выручка»  предназначен для определения порядка  учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, определения критериев и признания выручки. Стандарт применяется при учете выручки от следующих сделок и событий:

  • продажи товаров;
  • предоставления услуг;
  • использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.

     Настоящий стандарт не применяется к выручке, полученной от:

  • договоров аренды;
  • дивидендов от инвестиций;
  • договоров страхования страховых компаний;
  • изменений в справочной стоимости активов, обязательств других краткосрочных активов;
  • прироста скота, сельскохозяйственных и лесных продуктов.

     В стандарте дано следующее определение  понятия «выручка». Выручка –  это валовое поступление экономических  выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, кроме за счет взносов акционеров. При этом выручка оценивается по справедливой стоимости полученного или ожидаемого возмещения.

     Выручка от продажи товаров признается при  соблюдении следующих условий:

  • перевода компанией на покупателя рисков и вознаграждений, связанных с собственностью на товары;
  • когда компания не контролирует проданные товары;
  • когда выручка может быть надежно определена и имеется уверенность в том, что экономические выгоды поступят в компанию;
  • затраты, связанные со сделкой, также могут быть определены.

     В большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с  собственностью, совпадает с передачей  юридических прав собственности  и передачей владения покупателю.

     Выручка за предоставление услуг признается при соблюдении тех же условий, что и при признании выручки от продажи товаров, но с обязательным указанием стадии завершенности сделки на отчетную дату. Признание выручки по стадии завершенности сделки называют методом «по мере готовности».

     Если  результат сделки на оказание услуг не может быть надежно оценен, то выручка признается в размере признанных возмещаемых расходов.

     Выручка от использования другими организациями  активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды, признается при условии, когда экономические выгоды, связанные со сделкой, поступят в компанию, и сумма выручки может быть надежно оценена.

     Кроме того, для признания выручки должны быть соблюдены следующие условия:

  • проценты должны признаваться на пропорционально временной основе, учитывающей реальный доход на актив;
  • лицензионные платежи признаются по методу начисления в соответствии с содержанием договора;
  • дивиденды признаются тогда, когда установлено право акционеров на их получение.

     В отчетности должна раскрываться следующая  информация:

  • учетная политика для признания выручки и методы, используемые для определения стадии завершенности сделок на оказание услуг;
  • сумма выручки от продажи товаров, предоставления услуг, процентов, дивидендов и лицензионных платежей;
  • сумма выручки от обмена товаров и услуг, включенная в каждую статью выручки.

     Знание  порядка организации и ведения  учета в зарубежных странах расширяет наши знания, позволяет лучше работать и понимать учет по всем мире. Кроме того, изучение опыта и практики организации бухгалтерского учета в зарубежных странах позволяет решить одну из актуальных проблем нашей экономики – приведение существующей системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международным стандартам [20].

     УЧЕТ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

    1. Документальное  оформление реализации продукции (работ, услуг)
 

     Реализация  продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем  свободной продажи через розничную  торговлю.

     В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков, оговорку о подсудности и арбитраже и другие сведения.

Информация о работе Бухгалтерский учет реализации готовой продукции