Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учета основных средств. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
рассмотреть основные принципы организации учета;
раскрыть особенности учета основных средств в ЗАО «Гидропривод»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОС-НОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………...5
1.1. Современное состояние и тенденции реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации……………………………………………………………5
1.2. Понятие и классификация основных средств………………………………..13
1.3. Оценка и переоценка основных средств……………………………………..18
Глава 2. ЗАО «ГИДРОПРИВОД» – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ…………………………………………………………………………..25
2.1. Технико-экономическая характеристика организации ……………………..25
2.2. Анализ основных финансовых показателей…………………………………28
2.3. Организация системы бухгалтерского учета и анализ учетной политики...32
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ЗАО «ГИДРОПРИВОД»……………………………43
3.1. Учет поступления основных средств……………………………………..….43
3.2. Амортизация основных средств…………………..…………………………..51
3.3. Ремонт, модернизация и реконструкция основных средств…..……………60
3.4. Учет выбытия основных средств……………………………………………..64
3.5. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета на
предприятии………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Положения по учетной политики для целей налогообложения не выделены в отдельный раздел.
В учетной политике следует четко отразить метод признания выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
В учетной политике не отражено использование метода взаиморасчета в случае обмена товарами (работами, услугами).
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ЗАО «ГИДРОПРИВОД»
3.1. Учет поступления основных средств
Нормативные акты по бухгалтерскому учету выделяют следующие способы поступления объектов основных средств:
- приобретение;
- сооружение и изготовление;
- внесение учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
- получение по договору дарения;
- другие.
Стоимость объектов основных средств, которые фирма приобрела у сторонней организации, формируется из фактических затрат (затрат, связанных с приобретением основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Согласно ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной (восстановительной) стоимости.
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета:
01 «Основные средства» предназначен для учета наличия и движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости;
02 «Амортизация основных средств» применяется для отражения накопленной амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации на правах собственности;
03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, сданного в аренду по договору лизинга: здания, помещения, оборудование и др.;
07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении оборудования, требующего монтажа;
08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. К счету могут быть открыты субсчета;
91 «Прочие доходы и расходы» предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода;
а при необходимости и забалансовые:
001 «Арендованные основные средства», на котором учитываются арендованные здания, машины, оборудование;
010 «Износ основных средств», в том числе субсчета «Износ жилищного фонда», «Износ объектов внешнего благоустройства» и др.;
011 «Основные средства, сданные в аренду».
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС-6. Карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер.
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств», включаемых в амортизационные группы, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов о приеме-передаче (ф. № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б), актов на списание основных средств (ф. №ОС-4, ОС-4а, ОС-4б), технических паспортов и других документов.
При введении объектов основных средств в эксплуатацию комиссия, назначаемая руководителем организации, оформляет акт приема-передачи. Для этих целей могут использоваться следующие виды унифицированных документов: «Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, XXXвляжений); «Акт о приемке-передаче здания (сооружения) »; «Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)». В любом случае в акте приема-передачи указываются характеристика объекта (или группы объектов), его (их) местонахождение, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания, соответствие техническим условиям, номер амортизационной группы в соответствии с положениями НК РФ и др. К акту приема-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и пр.).
Если на склад поступило оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования». При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется «Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж».
Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта. Обычно объекты нумеруются по серийно порядковой системе, номера указываются во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета.
Акт приемки-передачи вместе с приложенными техническими документами передается в бухгалтерию организации, где на его основании открывают инвентарную карточку — форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (для одного объекта); форма № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета основных средств» (для нескольких объектов); форма № ОС-6б «Инвентарная книга учета основных средств».
На основании инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты в конце каждого месяца формируют ведомость движения основных средств.
В бухгалтерском учете приобретение основных средств учитывается по дебету счета 08 «Вложения по внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами учета расчетов.
К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на предприятии ЗАО «Гидропривод» открываются следующие субсчета:
– 08-3 «Строительство объектов основных средств»;
– 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;
–08-8 «Выполнение научно исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий, сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство.
На субсчете 08-4 «Приобретение отдельных объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования (стоимость оборудования, затраты по доставке), машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, результаты которых подлежат применению в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг, либо для управленческих нужд организации, списываются следующей записью:
Дебет счета 04 «Нематериальные активы»)
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, результаты которых не подлежат применению в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), либо для управленческих нужд организации, или по которым не получены положительные результаты, списываются проводкой:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Приобретение основных средств у сторонних организаций отражается следующими бухгалтерскими проводками:
а) отражены услуги сторонних организаций, связанные с приобретением объекта, в сумме, не включающей НДС:
Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
б) отражен НДС на основании первичных документов и счета-фактуры:
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость по приобретении основных средств»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
в) основные средства введены в эксплуатацию
Дебет 01 «Основные средства»
Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»
г) предъявлен к возмещению из бюджета НДС:
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость по приобретении основных средств»
Организация ЗАО «Гидропривод» заключила с ООО «Контекс» договор на покупку офисной мебели стоимостью 40 446,00 руб., в том числе НДС 18% – 6 169,72 руб. Оплата поставщику была произведена с расчетного счета 21 октября 2009 г. в сумме 40 446,00 руб.
Принятие к учету данного объекта основных средств оформлено актом о приеме-передаче основных средств (форма № ОС-1 – акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)). При этом налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщику офисной мебели, был принят к возмещению.
На основе акта о приеме-передаче, технического паспорта и прочей документации учетно-бухгалтерской службой ЗАО «Гидропривод» открыты инвентарные карточки формы № ОС-6, составленные на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. На этих карточках ведется аналитический учет, т.е. пообъектный учет имущества организации.
Хозяйственные операции по приобретению объекта основных средств и ввода его в эксплуатацию, зафиксированные в бухгалтерском учете организации, представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Порядок отражения операций по приобретению и вводу в эксплуатацию
объекта основных средств в ЗАО «Гидропривод»
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, р | |
Дебет | Кредит | ||
Отражена стоимость комплекта мебели (без учета НДС) | 08/4 | 60/1 | 34276,28 |
НДС по приобретенному основному средству | 19/1 | 60/1 | 6169,72 |
Произведена оплата поставщику за офисную мебель | 60/1 | 51 | 40446,00 |
Офисная мебель введена в эксплуатацию | 01/1 | 08/4 | 34276,28 |
НДС принят к возмещению | 68/2 | 19/1 | 6369,72 |
Предприятие ЗАО «Гидропривод» в процессе своей деятельности приобретает объекты основных средств за наличный расчет с подотчетными лицами. Подотчетное лицо пишет служебную записку на имя Генерального директора, где указывает на приобретение какого объекта основных средств необходимо выдать деньги. После утверждения документа Генеральным директором подотчетное лицо получает в кассе организации оговоренную сумму денежных средств, и с этого момента данный сотрудник обязан в течение 14 дней составить авансовый отчет на приобретение объекта основных средств с XXXвляяXXXениием оправдательных документов.
По авансовому отчету начальника отдела снабжения Зинченко В.Г. приобретен у индивидуального предпринимателя, не являющегося плательщиком НДС, широкоформатный принтер «HP» стоимостью 21 500 рублей. В ноябре 2009 года данный объект основных средств был введен в эксплуатацию в соответствии с актом. Приобретение и ввод в эксплуатацию данного объекта основных средств сопровождалось бухгалтерскими записями, представленными в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Порядок отражения операций по приобретению и вводу в эксплуатацию
объекта основных средств в ЗАО «Гидропривод»
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, р | |
Дебет | Кредит | ||
Подотчетным лицом получены денежные средства из кассы | 71/1 | 50 | 21500,00 |
По авансовому отчету приобретен широкоформатный принтер «НР» | 08/4 | 71/1 | 21500,00 |
Широкоформатный принтер «НР» введен в эксплуатацию | 01/1 | 08/4 | 21500,00 |