Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учета основных средств. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
рассмотреть основные принципы организации учета;
раскрыть особенности учета основных средств в ЗАО «Гидропривод»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОС-НОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………...5
1.1. Современное состояние и тенденции реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации……………………………………………………………5
1.2. Понятие и классификация основных средств………………………………..13
1.3. Оценка и переоценка основных средств……………………………………..18
Глава 2. ЗАО «ГИДРОПРИВОД» – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ…………………………………………………………………………..25
2.1. Технико-экономическая характеристика организации ……………………..25
2.2. Анализ основных финансовых показателей…………………………………28
2.3. Организация системы бухгалтерского учета и анализ учетной политики...32
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ЗАО «ГИДРОПРИВОД»……………………………43
3.1. Учет поступления основных средств……………………………………..….43
3.2. Амортизация основных средств…………………..…………………………..51
3.3. Ремонт, модернизация и реконструкция основных средств…..……………60
3.4. Учет выбытия основных средств……………………………………………..64
3.5. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета на
предприятии………………………………………………………………………...68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………75
ПРИЛОЖЕНИЕ
Начиная с 1 января 1999 г. организации могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Проведение переоценки объектов основных средств регламентировано двумя нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет основных средств: приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».
Таким образом, приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н (ПБУ 6/01) регламентированы:
- право предприятия на проведение переоценки основных средств;
- дата, на которую должна быть определена восстановительная стоимость основного средства;
- методы проведения переоценки;
- порядок отражения результатов переоценки на счетах бухгалтерского учета.
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях плановой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного контроля решала выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды обусловили необходимость адекватной трансформации и бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Чтобы изменить положение дел, разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее Программа).
Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями перехода к рыночной экономике и к международным стандартам финансовой отчетности. Задачи реформы:
— сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей;
— обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
— оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Одной из основных задач бухгалтерского учета считается обеспечение пользователя полной и достоверной информации о финансовых результатах деятельности организации и ее имущественном положении. Достижение этой цели обеспечивается составлением бухгалтерской отчетности.
Растущие потребности внешних пользователей, обусловленные глобализацией экономики, предопределили необходимость стандартизации финансовой отчетности. Во второй половине XX в. развитие мировых производительных сил достигло такого уровня, при котором экономические процессы стали всеобъемлющими, глобальными, и интернациональными. Взаимное проникновение капиталов различных стран в виде производственных, капитальных и финансовых инвестиций приобрело повсеместный характер, а создание систем международного кредитования и экономического регулирования обусловило интенсивное развитие общего рынка. Возникновение интегрированных современных предприятий, корпораций, транснациональных компаний, а также межнациональных экономических программ способствовало укреплению дальнейшей взаимосвязи экономик различных стран.
В этих условиях финансовая отчетность – самая мощная информационная база – не могла оставаться в рамках национальных правил. Потребовалась унификация и стандартизация финансовой отчетности на международном уровне.
Первые российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету – появились в 1994 г. Это ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» (с 1998 г. – ПБУ 1/98 «Учетная политика организации») и ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». Оба национальных стандарта, разработанных в рамках Государственной Программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики, введены в действие с 1 января 1995 г.
Затем были приняты еще 18 Положений по бухгалтерскому учету. Как показывает, российские стандарты учета и отчетности взаимодействуют с международными как по формальным, так и по содержательным признакам. Национальные российские стандарты не копируют международные, а имеют свои особенности, позволяющие сохранить исторически сложившуюся культуру бухгалтерского учета.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности проводится работа по реформированию бухгалтерского учета по следующим основным направлениям :
— совершенствование нормативно-правового регулирования;
— становление бухгалтерской профессии;
— подготовка и переподготовка специалистов.
Совершенствование нормативно-правового регулирования заключается не только в создании нормативной базы бухгалтерского учета, но и в обновлении законодательных актов в области гражданского права, включая законы об организациях различных организационно-правовых форм, финансового и налогового права и др.
Отдельно ставится задача о методическом обеспечении реформирования бухгалтерского учета путем создания методических указаний, инструкций, комментариев. Эта задача взаимоувязана с направлением, связанным с обучением бухгалтерских кадров. Первые итоги реформирования показали необходимость ознакомления с новыми правилами и подходами бухгалтерского учета руководителей организаций, их заместителей и других работников, задействованных в управлении ими и их финансовыми потоками.
Как было отмечено раннее, воплощением выполнения работы по реформированию бухгалтерского учета стало создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, ключевым элементом которой является разработка новых и уточнение раннее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику. При этом происходит переориентация нормативного регулирования, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации, с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность с акцентом на регулирование финансового учета. Вопросы организации управленческого (производственного) учета – предмет методического обеспечения, осуществляемого профессиональными организациями в лице Института профессиональных бухгалтеров России. По этому и другим вопросам прикладываются усилия для достижения органического сочетания нормативных предписаний Минфина России с профессиональными рекомендациями.
Ставится задача усиления роли профессиональных организаций, прежде всего Института профессиональных бухгалтеров России, в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров, аудиторов и др.). Уже в настоящее время все проекты положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов, подлежащих утверждению Минфином России, разрабатываются специалистами указанного Института.
Гармонизация национальной системы бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности включает соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов в области бухгалтерского учета и др. Поставлена задача улучшения качества подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создания системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки кадров.
Реформирование бухгалтерского учета невозможно без активного сотрудничества как с соответствующими международными специализированными организациями (например, Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров), так и с национальными (стран СНГ, Франции, Германии).
1.2. Понятие и классификация основных средств
Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов.
Для признания активов объектами основных средств необходимо единовременное выполнение определенных условий, а именно:
— использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;
— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного XXXвляяXXXенонного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организацией не предполагается последующая перепродажа указанных активов;
— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сохраняя первоначальную форму, они переносят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги в сумме начисленной амортизации по установленным нормам, утвержденным в установленном законодательством порядке. Продолжительность использования основных фондов колеблется от года до десятков лет.
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие аналогичные объекты.
В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Не относятся к основным средствам молодняк и животные на откорме, предметы, предназначенные для выдачи напрокат. Независимо от срока службы не учитываются в составе основных средств специальные инструменты и приспособления, предназначенные для изготовления определенных изделий, машины и оборудования, предназначенные для монтажа, материальные объекты, учитываемые как товары на складах торговых, снабженческих и других посреднических организаций или как продукция предприятий-изготовителей, многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала. Окончательное решение о том, какие предметы и объекты учитывать в составе основных средств, принимает руководитель организации в зависимости от характера и условий ее хозяйственной деятельности. Обычно оно принимается не по каждому предмету в отдельности, а применительно к группе (виду) объектов и оформляется как элемент учетной политики организации. Земельные участки, лесные и водные угодья, месторождения полезных ископаемых, переданные в пользование организации, в составе основных средств не учитываются.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, т.е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями. Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления одного инвентарного объекта от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. В случае наличия у одного объекта нескольких самостоятельных частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доли в общей собственности.
На балансе хозяйствующего субъекта могут числиться объекты основных средств, функционирующих в отраслях непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения науки культуры, здравоохранения и т. п.).
В постановке правильного учета и для получения достоверной информации об объектах основных средств определенное значение имеет их классификация по различным признакам. Классификация используется в целях единообразия группировки основных средств в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы.
Группировка основных фондов по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Классификатором основные фонды состоят из материальных основных фондов и нематериальных основных фондов, которые в бухгалтерском учете принято обозначать соответственно как основные средства и нематериальные активы и учитывать раздельно.