Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:01, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей ведения бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ, в том числе и применяющих упрощенную систему налогообложения, и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- раскрыть понятие малого предпринимательства;
- рассмотреть формы и особенности бухгалтерского учета в деятельности данных субъектов экономики;
- выявить специфику бухгалтерского учета в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения на примере ООО «Защита»;
Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности малых предприятий
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Система мер государственной поддержки
1.2 Применение малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения
Глава 2. организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
2.1 Простая форма бухгалтерского учета
2.2 Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета
2.3 Ведение бухгалтерского учета в ООО «Защита», перешедшего на УСН
2.4 Бухгалтерская отчетность малого предприятия
Глава 3. рекомендации по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета в ООО «Защита»
Заключение
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Приведенная таблица составляется в отношении всех объектов основных средств, находящихся в собственности ООО «Защита».
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в том числе и ООО «Защита», бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию не представляют. Тем не менее, в ООО «Защита» от ведения бухгалтерского учета не отказались. Во-первых, вести учет основных средств и нематериальных активов необходимо. Это прямо предусмотрено в статье 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ.
Во-вторых, не исключено, что организация откажется от применения упрощенной системы налогообложения. Восстановление бухгалтерского учета в таком случае обернется значительными трудовыми и материальными затратами.
В-третьих, рассмотрев порядок ведения налогового учета, можно сделать вывод, что ведение Книги учета доходов и расходов не дает возможности отражать все хозяйственные операции организации. И в этом случае ни руководитель организации, ни бухгалтер, ни учредители или иные пользователи не смогут увидеть, каковы финансовые результаты организации, ее финансовое состояние и т. д.
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).
В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:
а) Бухгалтерский баланс – форма №1;
б) Отчет о прибылях и убытках – форма №2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
– Отчет о движении капитала – форма №3;
– Отчет о движении денежных средств – форма №4;
– Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;
– пояснительная записка;
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. №34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям. В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается. Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели. При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/98).
В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса. При составлении бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности и другими указаниями, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, по результатам исследования, проведенного в данной выпускной квалификационной работе можно выделить следующие положительные черты в бухгалтерском учете деятельности субъектов малого предпринимательства, и, в частности, в ООО «Защита»:
1. Максимально упрощено ведение бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сведен к ведению Книги учета доходов и расходов.
2. Облегчен документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности.
3. Упрощен порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов.
В сфере налогообложения ООО «Защита» как малого предприятия использующего упрощенную систему налогообложения:
1. ООО «Защита» платит один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
2. ООО «Защита» предоставляется право выбора объекта налогообложения – это может быть либо совокупный доход (который определяется как разница между валовой выручкой и конкретным перечнем расходов), либо валовая выручка.
3. ООО «Защита» не платит НДС и налог с продаж (основание: п. 2 ст. 1 ФЗ № 222 от 29.12.95).
76
В то же время можно выделить следующие отрицательные черты (недостатки) в бухгалтерском учете деятельности субъектов малого предпринимательства, и в частности в ООО «Защита»:
1. Ведение бухучета усложняется, если:
а) организация занимается несколькими видами деятельности и ведет их раздельный учет, а это сложно отображать в Книге доходов и расходов;
б) необходимо отражать хозяйственные операции, возникшие до перехода на упрощенную систему (к примеру, авансы, полученные от покупателей), но нет определенной ясности, как это сделать, так как отражение подобных операций в упрощенной системе не предусмотрено;
в) необходимо перейти к традиционному учету. Возникают сложности в отображении множества хозяйственных операций, которые в упрощенной системе не фиксируются, но необходимы при обычном ведении. К тому же сложно просчитать, насколько эффективно работает компания, так как упрощенная система учета не дает представления об основных показателях финансовой деятельности, которые лежат в основе оценки.
2. Нет конкретных инструкций отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. В законе четко прописан только перечень расходов, тогда как состав доходов не уточнен.
В сфере налогообложения ООО «Защита» как малого предприятия использующего упрощенную систему налогообложения можно выделить следующие недостатки:
1. Никакие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу в том случае, если в качестве объекта налогообложения выбрана валовая выручка.
2. Сумма НДС, включенная в цену товара поставщика, не предъявляется к возмещению из бюджета, а относится на издержки.
3. На практике партнерам часто не выгодно работать с организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Они вынуждены платить весь «входной» НДС, а не разницу между «входным НДС» и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам.
(«Входной НДС» – сумма НДС, полученная от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги).
4. Утрачивается право применять льготы к выплатам в пользу работников, произведенным за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль.
Таким образом, как было сказано выше многочисленные достоинства упрощенной системы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, использующими упрощенную систему налогообложения сводятся на нет одним существенным недостатком, а именно – малые предприятия стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Происходит это потому, что покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС, уплаченный малым предприятием поставщику. Кроме этого контрагенты субъекта малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку последний не является плательщиком НДС.
Можно предложить следующее решение данной проблемы:
Субъекты малого предпринимательства, не становясь плательщиками НДС, рассчитывают специальную часть единого налога в размере 18% от валовой выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Одновременно с этим субъект малого предпринимательства уменьшает сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет на сумму НДС, полученного от поставщиков.
Таким образом, сохраняется действительно единый налог для субъектов малого предпринимательства и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС.
Кроме этого, было бы неплохо дать возможность налогоплательщику выбирать в качестве налогооблагаемой базы, как совокупный доход, так и валовую выручку.
Еще одним предложением по совершенствованию бухгалтерского учета деятельности ООО «Защита» может стать совершенствование системы бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов, как обязательной части бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства.
Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн. руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала в котором это условие было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.
Следует заметить, что бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов ведется отдельно от налогового учета затрат на приобретение основных средств.
Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов организуется на основе первичных документов, в качестве которых используются следующие унифицированные формы:
- для учета всех видов нематериальных активов применяется форма № НМА-1 «Карточка учета нематериальных активов»;
- для зачисления в состав основных средств применяется форма № ОС-1 «Акт (накладная) о приемке-сдачи объекта основных средств»;
- для оформления приемки-сдачи объекта основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется форма №ОС-3 «Акт приемки-сдачи отремонтируемых, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств»;
- для оформления полного или частичного списания объекта основных средств применяется форма № ОС-4 «Акт на списание объекта основных средств» или форма № ОС-4а «Акт на списание основных средств»;
- для поступившего на склад оборудования, требующего монтажа применяется форма № ОС-14 «Акт о приемке оборудования», дальнейшая передача этого оборудования монтажным организациям оформляется формой № ОС-15 «Акт о приемке-передачи оборудования в монтаж». На дефекты, выявленные в процессе монтажа, ревизии или испытания оборудования составляется форма № ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».
Кроме перечисленных актов, на каждый объект или группу однородных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце, имеющих одно и тоже хозяйственно-производственное назначение, техническую характеристику и стоимость должна оформляться форма № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» или форма № ОС-6а «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств».
Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов, организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета, а достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.
Такими регистрами могут быть:
- регистр формирования первоначальной стоимости объектов основных средств или нематериальных активов;
- регистр начисления амортизации.
Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.
Схема организации бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов с использованием указанных регистров приведена на рисунке 3.1:
Рис. 3.1 Схема организации бухгалтерского учета ОС и НМА
Регистр формирования первоначальной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов составляется при поступлении в организацию соответствующих объектов. При составлении данного регистра, первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов формируется из совокупности затрат налогоплательщика связанных с приобретением им указанных объектов. В соответствии с ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000 к затратам на приобретение объекта ОС или НМА относятся:
- суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта ОС или НМА;
- регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные и другие платежи, производимые в связи с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов;
- вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям через которые был приобретен соответствующий объект;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств или нематериальных активов. К иным расходам в частности относятся, начисленные до принятия объекта основных средств или нематериальных активов к бухгалтерскому учету, проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этого объекта.