Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 05:01, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей ведения бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства в РФ, в том числе и применяющих упрощенную систему налогообложения, и разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию бухгалтерского учета деятельности анализируемого хозяйствующего субъекта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- раскрыть понятие малого предпринимательства;
- рассмотреть формы и особенности бухгалтерского учета в деятельности данных субъектов экономики;
- выявить специфику бухгалтерского учета в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения на примере ООО «Защита»;
Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности малых предприятий
1.1 Понятие «субъект малого предпринимательства». Система мер государственной поддержки
1.2 Применение малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения
Глава 2. организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
2.1 Простая форма бухгалтерского учета
2.2 Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета
2.3 Ведение бухгалтерского учета в ООО «Защита», перешедшего на УСН
2.4 Бухгалтерская отчетность малого предприятия
Глава 3. рекомендации по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета в ООО «Защита»
Заключение
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Алгоритм исчисления сумм налога зависит от выбранного объекта налогообложения. Так для объекта налогообложения – доходы, алгоритм расчета сумм налога приведен на рисунке 1.2.
Рис. 1.2 Алгоритм расчета налога для объекта налогообложения – доходы.
Для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов, алгоритм расчета приведен на рисунке 1.3 и на рисунке 1.4.
Рис. 1.3 Алгоритм расчета суммы квартального авансового платежа за отчетный период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.
Рис. 1.4 Алгоритм расчета суммы налога за налоговый период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.
Причем на рисунке 1.3 приведен алгоритм расчета квартального авансового платежа по итогам отчетного периода, а на рисунке 1.4 – для налога по итогам налогового периода. Различие между двумя последними схемами заключается в том, что при исчислении суммы налога по итогам налогового периода добавляется операция по исчислению суммы минимального налога.
В соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСНО, помимо декларации по единому налогу, также обязаны представлять декларации по другим налогам, подлежащим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах (например, декларации по НДФЛ, региональным, местным налогам и т. д.).
Налогоплательщики-организации подают налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения, налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – по месту своего жительства.
Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам отчетных (квартальные декларации) и налогового (годовая декларация) периодов. Ст. 346.23 установлены сроки подачи указанной декларации. Квартальные декларации налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели представляют не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Годовую декларацию налогоплательщики – организации представляют не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики – индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Формы налоговой декларации и инструкции по заполнению утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (см. Приложение 8,9).
Малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Основным нормативным документом, регламентирующим организацию бухгалтерского учета в малых предприятиях, является приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. №64-н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители малых предприятий.
Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:
а) создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:
- рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (см. Приложение 1);
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и стоимостном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность операций, увязка показателей).
Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.
Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64-н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» рекомендует вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров:
1. Журнально-ордерная форма.
2. Упрощенная форма, в соответствии с приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64-н.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета.
Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций (см. Приложение 1), который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
На счете 01 «Основные средства» рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Амортизация основных средств».
Выбывающие основные средства списываются со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамортизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 «Продажи». В случае продажи основных средств их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 «Продажи».
Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».
Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).
Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйственных расходов.
Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 «Товары» до момента поступления денежных средств. При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 «Продажи», после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.
В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 «Продажи» корреспондируется с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 «Товары». Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.
Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 «Продажи».
Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки». В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета – ее использование.
По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету – возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту – возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.
Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» по их видам и срокам погашения.
В соответствии с приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. № 64-н «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:
- простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия);
- форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме №К-1 (см. Приложение 3).
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме №В-8 (см. Приложение 12).
Книга (форма №К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.